Личный пример в непрерывности личностного и профессионального самосовершенствования - свидетельство ресурсной надежности менеджера. 2 страница

В управленческой деятельности используются также методы аналогии и формализованных обобщений. В целом же "интеллектуальная технология", говоря словами автора этого понятия социолога Д. Белла, включает в себя довольно много теорий и методов (способов): линейное программирование, системный анализ, кибернетика, теория информации, теория решений, теория игр и симуляций (разновидность моделирования искусственных социальных ситуаций). Благодаря ЭВМ названные средства помогают при изучении и экспериментировании в экономической и социальной сферах.

Истинное знание - проверенное знание, т. е. теоретическая конструкция, которая "вмонтируется" в реальность и ею не отторгается. Практика - критерий истины. Вот почему заключительной познавательной процедурой является экспериментально-деятельная. Посредством нее гипотетическое знание становится апробированным. Так, оно обретает статус достоверного или недостоверного. История свидетельствует, что множество провалов предпринимательских программ обусловлено преобладанием при их разработке одного способа толкования (например, политического), несоблюдением ряда логических процедур, не владением, как теперь принято говорить, мультиперспективным мышлением.

Итак, все познавательные усилия получают качественную пробу в эксперименте. Еще надежнее - в повседневной практической деятельности. Франклин Рузвельт советовал: выбрав путь, обязательно его опробуйте. Если он не приведет к успеху, то попробуйте что-нибудь другое, но нужно всегда что-нибудь познавать. Его государственная деятельность подтверждает правоту слов: самые великие политики-терапевты, которые активно используют свои знания в практике.

Перевод гипотетического знания в экспериментальное - не простой процесс. Особенно, когда идет речь о крупных предпринимательских или управленческих акциях. В недавнем прошлом менеджеры были озабочены только одним: как можно больше получить прибыли при наименьших затратах. И сегодня это является для них целью номер один. Однако рост экологического варварства, потребность в усилении социальной ориентированности в экономической деятельности обязывают ее субъектов каждое деловое намерение теоретически (системно) осмысливать, прежде чем экспериментировать. Изучение различных точек зрения, альтернативных предложений, "сумасбродных" идей - надежный путь выработки взвешенных управленческих решений.



Более 20 веков люди считали Землю центром мироздания. Потребовались титанические интеллектуальные усилия, чтобы идеи Джордано Бруно и ньютоновской теории тяготения, пройдя через концепцию, гипотезу, версию, вариант и экспериментально-практическую апробацию, получили признание. В итоге люди пришли к выводу: Земля и Солнце - рядовые звезды, в нашей дискообразной галактике есть множество других звездных систем и галактик.

Любому эксперименту, а тем более практическому внедрению делового замысла, должна предшествовать его отработка посредством специального гносеологического метода.

Его суть в том, что замысел (идея) пропускается через следующий теоретико-логический ряд: концепция - гипотеза - версия - вариант.

Концепция - микротеория, прогностическое и фактологическое обоснование замысла. Гипотеза - избранная логика его осуществления. Версия - предполагаемые меры по реализации гипотезы. Вариант - конкретный деловой алгоритм осуществления замысла.

Концептуальность, гипотетичность, версиальность и вариативность - изнутри составляющие "интеллектуальную технологию". Все то, что ранее говорилось о научном аппарате, логическом инструментарии и познавательных процедурах, находит применение при разработке концепции, гипотезы, версии и вариантов.

Приведенный пример подтверждает, что взлет человеческой мысли в конечном итоге практически результативен. Но только тогда, когда эта мысль прошла через разнообразные "интеллектуальные технологии". Психолог П. Симонов писал, что если человек видит в своей работе в основном источник заработка или средство карьеры, его мысль будет обслуживать поиск кратчайшего пути к первому и второму. На открытия и озарения у такой "одномерной" личности не останется ни сил, ни времени. В итоге страдает дело. Самое обидное - не раскроются ее интеллектуальные возможности.

Клод Гельвеции утверждал: если хочешь нравиться людям, то цени их ум. Подобное можно сказать и о современных менеджерах. Если вы уважаете самих себя, то овладейте методологией творческого познания. Вы должны быть на "ты" с "интеллектуальной технологией". Наш мозг уникален по своим возможностям. Десять биллионов нейронов в 200 000 раз превосходят возможности любого современного компьютера. Нужно разумно распорядиться этой мощью.

Самопознание
и самоорганизация -
показатели философской
зрелости менеджера

Слагаемые личностного возвышения

Две проблемы на протяжении всей жизни волнуют многих из нас. Конечно, при самоуважении. Одна из них - это глубинное самопознание себя: кто есть я. Другая - стремление к самореализации своего биосоциального потенциала, своих личностных амбиций.

В конечном итоге усилия людей по получению наилучшего образования, обретению жизненного и профессионального опыта ориентированы на самопознание и самореализацию. Что является антропологической закономерностью развития людей и человеческого общества. Известно выражение Аристотеля: "Для того чтобы быть счастливым, надо быть добродетельным". Однако надо быть доброжелательным не только по отношению к другим, но и к самому себе.

Вспомним теорию 3. Фрейда о либидо. Он утверждал, что жесткое подавление своих внутренних влечений нередко приводит к психическому травматизму, к образованию психопатологического комплекса. Тем самым автор не призывал к нравственной распущенности и сексуальной вседозволенности, а обращал внимание на то, насколько значительна пока несовместимость физиологии людей с их общественным образом жизни. К решению этой проблемы нельзя подойти однозначно и категорично.

Поэтому надо уметь не глушить свои естественные порывы, а переключать или "переплавлять" их в разумные состояния человеческой натуры как общественного существа. Те, кто способны на подобные действия, испытывают удовольствие от победы над своими инстинктами, сиюминутными вожделениями, дурными пристрастиями. Главное - не допустить насилия над своим организмом, а включить его здоровые ресурсы или компенсаторные механизмы. Так, сексуальные влечения контролируемы спортивными занятиями. Недостаточность оптимизма можно восполнить общением с интересными людьми. В целом же внутренняя гармония достигается благодаря правильно выстроенному образу жизни. Не случайно сегодня ортобиотика - научная технология его достижения - становится все более популярной.

Такие победы доступны тем, кто обладает способностью к саморегуляции и самоуправлению, коммуникабелен и дружелюбен, увлечен трудовой деятельностью, умеет целенаправленно использовать свободное время. Вполне понятно, что для этого надо досконально знать себя, упорно вырабатывать в себе подобные качества и настойчиво овладевать технологией самоорганизации.

С самопознанием у россиян всегда возникают проблемы: из-за природы своего ума и особенностей своего характера. Многие из нас страдают личной неорганизованностью, несобранностью. К сожалению, в России немало талантливых людей так и не смогли проявить свои незаурядные данные.

Чтобы не потерять себя, надо знать, что образующей технологией личной самоорганизации являются высокие цели. Они как магнит собирают человека изнутри. Они мощный стимулятор поведения. Увлеченная ими личность нередко совершает удивительные самопреобразования, уверенно занимает лидирующие позиции.

Руководители призваны своим личным примером настраивать своих коллег на овладение технологией личной самоорганизации. Те, кто достиг этого, более организованно ведет себя на работе, проявляет лучшие способности к ответственному исполнению своих служебных полномочий.

Однако надо иметь в виду, что существует два вида целей: цели-идеалы и цели-реалии.

Первые цели - это отдаленные рубежи, для достижения которых требуется время, наличие определенных условий, соответствующей конъюнктуры. Их функция может быть сведена к "манящему эффекту" - этакого раздражителя людей, по-хорошему провоцирующего их на активные действия. Они могут быть и достижимыми.

Вторые цели чаще всего выступают как конкретные ступени продвижения людей в соответствии со своими деловыми интересами или жизненными намерениями.

В том и другом случае у всех названных целей одно предназначение - мобилизационно воздействовать на людей, возбуждать в них желание к деятельности. Очень важно еще то, что принятие человеком цели, как некоторого смысла своей жизни, стимулирует проявления у него воли. Того самого феномена, наличие которого является решающей предпосылкой для достижимости цели.

Рабочее время как ценность

Для менеджера работа над собой начинается с постановки перед собой прозаичной цели, выполнение которой является, с одной стороны, этаким идеалом, а с другой - достижимой реальностью. Речь идет о продуктивном использовании им рабочего времени.

Подобный расклад типичен. Многие руководители постоянно испытывают временной дефицит, занимаясь своей профессиональной деятельностью. На этот счет у них имеется масса объяснений и при этом достаточно убедительных. Вместе с тем следует признать, что в любом трудовом коллективе умение руководителя разумно пользоваться своим рабочим временем является самым наглядным доказательством его умственной незаурядности и деловитости. Кроме того, и эффективным воспитательным средством. И, наоборот, негативно воздействуют на подчиненных руководители, заставляющие их оставаться после рабочего дня, постоянно не укладывающиеся в регламент деловых совещаний, многократно переносящие свои отпуска. О них говорят: сами работать не умеют и другим не дают нормально работать.

Результаты опроса 1000 менеджеров засвидетельствовали, что из каждой сотни менеджеров лишь один имеет достаточно времени, десятерым требуется на 10% больше времени, сорока менеджерам нужно дополнительно 25% времени, остальным не хватает 50% времени.

В сберегательном отношении к рабочему времени проявляется философская культура менеджера. Возможны, конечно, изменения временных рамок рабочего дня. Руководители, постоянно работающие в экстремальном временном режиме, не пользуются уважением подчиненных. В этом плане нам следует брать пример с деловых людей развитых стран и, не стесняясь, учиться у них.

В 1975 году в Дании был создан оригинальный инструмент для планирования рабочего дня - "Тайм Менеджер" (ТМ). Это блокнот с кольцевым механизмом съемных, специально разработанных бланков, которые образуют систему упорядочения информации. Его главное целевое назначение - помочь менеджеру в создании банка данных для управленческих действий, иметь под рукой календарь распределения своего рабочего времени. Для сбора информации "Тайм Менеджер" предлагает пользоваться схемой елки: ствол символизирует намеченные цели, ветви - ключевые направления их достижения, веточки - основные задачи, иголки - конкретные мероприятия по их реализации. Кроме того, в базу данных внесены такие показатели, как "секция идей" и "секция помни" для малых задач.

Будучи в США я получил истинное удовольствие от реакции работников одной американской компании по поводу реплики руководителя российской предпринима- тельской фирмы о том, что он регулярно работает по 12-14 часов в сутки. Лица присутствующих как бы вытянулись, и сочувственно прозвучал вопрос: "И ваши подчиненные тоже?" Увы, комментария не последовало.

В настоящее время имеется масса вариантов "Тайм Менеджеров" в виде разнообразных органайзеров. Однако они не всегда помогают успешному решению проблемы рационального использования рабочего времени руководителей. В этой связи предложим несколько практических рекомендаций.

  • Необходимо выработать привычку каждый раз перед уходом с работы проверять, как был выполнен намеченный на этот день личный рабочий план. Если какие-то дела оказались невыполненными, то их следует внести в "список долгов" или перенести в рабочий план будущего дня. Важно иметь годовой, полугодовой, квартальный, месячный, но обязательно составлять каждодневный план. Пренебрежение к нему, сведение его к записям на своем календаре - ахиллесова пята многих менеджеров как опытных, так и молодых.
  • Как бы менеджер хорошо ни знал бы свою работу, полезно перед началом каждого рабочего дня выделять 15-20 минут на осмысление ранее составленного дневного плана. Подобная утренняя аналитика позволяет в итоге экономить до двух часов рабочего времени. Особенно у руководителей, у которых преобладают административные функции.
  • Обычно менеджеры привыкают к выполнению многих рутинных дел, но редко анализируют их, чтобы выяснить причины их появления. Вырабатывая своего рода иммунитет против таких дел, надо больше внимания уделять работе с персоналом, осмыслению маркетинговой информации, выработке стратегии и тактики управленческой деятельности.
  • Всегда заботиться о селекционировании своих и чужих идей, создании личного банка "интеллектуальных инноваций". Целесообразно фиксировать подобные приобретения.
  • Чтобы минимизировать возможные потери информации, полезно воспользоваться электронными дневниками руководителя (ЭДР) как стационарного, так и портативного производства. Интересный авторский вариант программно-целевого подхода в управлении предложил главный врач московской клинической больницы Г.Н. Макеев в книге "Прогнозно-аналитическая информационная система творчества руководителя" (М., 1992).

Время постоянно идет вперед. Вот почему менеджерам необходимо систематически заниматься инвентаризацией "неоправданных поглотителей" рабочего времени. В ряде случаев - и своего жизненного времени в целом. Тем более, согласно подсчетам специалистов, у каждого из нас, без учета болезней, непредвиденных обстоятельств, личной неорганизованности набегает 200 000 часов.

Не правда ли, не так уж много у нас времени для самопознания и самореализации!

Составьте картограмму по следующим показателям: "поглотители" времени, причины потери времени, меры устранения причин.

Данное практическое задание полезно выполнять с определенной периодичностью, затем сопоставлять полученные данные, оценивая свои усилия по более рациональному использованию своего рабочего, а может быть, и всего своего жизненного времени.

Введение в самоменеджмент.В нашем Отечестве в начале 20-х гг. XX века была создана оригинальная концепция научной организации труда (НОТ), которая, благодаря усилиям ее авторов - А.К. Гастева, И.М. Керженцева, О.А. Ерманского, Ф.Р. Дунаевского, И.М. Бурдянского превратилась в массовое движение по рационализации организации труда и эффективному использованию рабочего времени.

Продолжительное время у нас отсутствует определенный интерес к данной проблеме. Вместе с тем с удорожанием технического оборудования и его технологического использования, профессиональной подготовки работников всех категорий значительно возрос спрос на научную организацию труда. Немецкий исследователь Л. Зайверт создал свою интерпретацию научной организации труда, которая сегодня привлекает к себе внимание многих менеджеров. По сути, это технология управленческой деятельности во временном аспекте. Ее цель - научить менеджеров (деловых людей) добиваться эффективной экономичности в использовании рабочего времени. Эта технология состоит из четырех позиций, последовательное соблюдение которых гарантирует успех. Ее можно назвать шифром "эффект четырех П".

Раскроем содержания данного шифра.

Принцип приоритетов.Возьмите план работы на день (неделю) и тремя цветными фломастерами выделите дела следующим образом: особо значимые - красным цветом, важные - желтым цветом, оперативные - зеленым цветом.

Возьмите три листка, обозначив один индексом "А", другой - "В", третий - "С". В листок "А" внесите дела красного, в "В" - желтого, в "С" - зеленого цвета. Осмыслите произведенное распределение своих дел. Подобную аналитику полезно провести со своими ближайшими коллегами (советниками) или консультантами по менеджменту. Чтобы ограничить свое желание, как можно больше дел обозначить красным цветом, следует соблюсти следующее процентное соотношение: в рабочем плане дела "А" должны составлять не более 15%, дела "В" - 25%, а дела "С" - 60%.

Принцип В. Парето.Произведя операции по соблюдению принципа приоритетов, продолжить оценочную работу по уточнению "весовой" значимости произведенного распределения дел. Для этого дается контрольный показатель - 80:20, т.е. для группы "А" и группы "В" допустим количественный показатель дел в пределах 20%, но по своей значимости они должны составлять для общего успеха в работе менеджера - 80%.

Принцип корзины.Предметом специального рассмотрения становятся дела группы "В" и "С". В силу особенности русского ума, о чем говорил И.П. Павлов, у нас есть любовь к мелочам, к несущественному, что часто приводит к ненужной текучке. Поэтому следует внимательно пройтись по названным группам дел и безжалостно вычеркивать из них те, которые могут отвлечь отдел наиболее существенных, тех, что действительно определяют успех работы руководителя. Смелее в таких случаях обращаться к корзине.

Принцип делегирования полномочий.Болезнью многих "больших" и "малых" руководителей является боязнь расставаться со своей властью. Даже уезжая в отпуск, они по мобильным телефонам держат в напряжении своих заместителей, постоянно контролируя, как они выполняют поручения. Умный руководитель постоянно обращается к такому управленческому приему как "делегирование власти". Прежде всего для разгрузки своего рабочего плана. Умело перекладывая значительную часть работы на подчиненных, он оказывает доверие своему персоналу, воспитывает его делом, готовит резерв на выдвижение.

Обобщая сказанное, обратим внимание на то, что философия менеджмента - это мировоззренческая ориентация менеджеров, помогающая им достойно выполнять свой гражданский и профессиональный долг. Философская осмысленность своей деятельности и еще шире - всей своей жизни способствует полной их самореализации, обостряет чувство земной радости. И самое главное, они могут постичь смысл своей профессиональной деятельности как созидательной деятельности, призванной способствовать цивилизованному обустройству современного общества.

Резюме

Современному обществу нужен новый тип управления - конвергентное управление, в котором разумно соотнесены все лучшие достижения, которыми обладают на сегодня люди. Как свидетельствует практика, интегративные процессы усиливают фундаментализм образования, делая его, с одной стороны, менее прикладным, а с другой - расширяя информационную базу технологизации знания. Все это актуализирует роль теоретико-методологической оснащенности менеджеров, благодаря которой они способны использовать в своей практике самые разнообразные знания, в том числе и антропологические.

Реалии, с которыми постоянно сталкиваются государственные и хозяйственные руководители, свидетельствуют о возрастающем практическом значении их философской образованности для успешной управленческой деятельности. По сути, это закономерность становления цивилизованного образа жизни людей, о которой еще в свое время говорил Платон: наиболее полноценными правителями в обществе могут быть философы. Добавим - управленцы-философы. Именно с ними можно связывать надежду на создание в России общества "гуманистической социоэкономки".

Дидактический тренинг

Сформулируйте (устно, письменно) ответы на следующие вопросы.

  • Каковы "плюсы" и "минусы" капитализма и социализма?
  • Определите свои основные духовно-ценностные стереотипы.
  • Сформулируйте "мировоззренческое кредо" менеджера.
  • Каким компонентам "интеллектуальной технологии" вы отдаете предпочтение?
  • Ваши способы проверки теоретических знаний?

В наше время широко используется метод философской рефлексии. Его суть: "Вы тот, кем себя представляете. Вы можете стать лучше, систематически обращаясь к самоинвентаризации стереотипов. Верьте в свой успех и он будет вам сопутствовать".

Создайте словесную программу "Я-образ". Это набор фраз, имеющих ярко визуальное представление, создающих положительные образы и действия, вдохновляющие вас. Составьте из них небольшой текст, запишите его на пленку магнитофона, прослушивайте во время отдыха, лежа в ванне или постели, гуляя в парке или в лесу. "Ключевыми" фразами этого текста сделайте, например, такие:

  • смотри на себя честными глазами;
  • избавься от всего того, что мешает общаться с людьми;
  • не отвергай все сразу, не вешай ярлыки, стремись в каждом человеке обнаружить лучшее, помогай всегда людям;
  • будь уверенным, радостным, целеустремленным;
  • помни, что каждый день великолепен.

Методика самообучения. Текст желательно сделать лаконичным. С паузами. Он может сопровождаться любимыми музыкальными мелодиями и песнями. Прослушивайте его до тех пор, пока не освоите и не будете ему следовать. Затем создайте для себя новую программу "Я-образ".

Проблемы, вышедшие за пределы
одной науки, неизбежно создают
новые области знания

В. И. Вернадский

Человековедческие
знания

Управленческая
психология

Знание людей -
показатель профессиональной
компетентности руководителя

Многогранный характер работы руководителя предполагает оперирование при формировании банка данных, образующих массив его управленческой информации, такими понятиями, как "человек", "личность", "индивидуальность". Эти понятия нередко употребляются как синонимы. Вместе с тем они не тождественны. Гносеологическая ориентация в семантике этих понятий помогает глубже познать работника, выявить комплекс условий, необходимых для научной организации производственного процесса, труда и управления.

Человек, Столь широко используемое в обиходе понятие имеет строго очерченный научный смысл. Оно означает вид в биологической классификации. Каждый из нас - природное существо, уникальная природная система, которая в течение многих веков отлаживается, искажается, но выживает и функционирует по своим особым законам. Одним из таковых законов является "слабость нервной системы" человека.

С помощью сложного психофизиологического механизма человек адаптируется к внешним условиям жизни. Посредством его включается в активную жизнедеятельность, воспринимает происходящие в ней перемены.

Нынешнее поколение людей существует в особом эмоциональном ритме, при котором "добрая" бессознательная социализация, выручавшая их в более "медленные" эпохи, уже невозможна. Современные люди вынуждены постоянно подстраиваться под новые условия жизни, переносить огромные психические и моральные нагрузки.

Личность. Включение человека в систему общественных отношений, приобретение им социальных качеств для самостоятельной деятельности наделяют его новой качественной характеристикой - он становится личностью. Стремление к удовлетворению своих потребностей ведет личность к вторжению в различные сферы трудовой и общественной деятельности. Осознанные потребности, служащие причиной ее действий, являются интересами. Кант утверждал, что интерес есть то, благодаря чему разум становится практическим, т. е. обстоятельством, определяющим волю. Потребности личности разнообразны, поэтому столь многоплановы ее индивидуальные и общественные интересы. Можно дать следующую классификацию основных потребностей[6] личности:

  • биологические (витальные) потребности: потребности в пище, одежде, воздухе, движении и т.д.;
  • социальные потребности, отражающие функциональные ожидания личности в различных общественных сферах: социальная активность, поиск личностью своего места в обществе и т.д.;
  • духовные потребности: познание внешнего мира, получение информации (научной, идеологической, нравственной и т. п.).

Индивидуальность. Под ней понимаются свойства личности, обусловливающие особенности ее поведения и соответствие конкретным видам деятельности и т. д. Процесс развития личности всегда индивидуален, неповторим. Главное в индивидуальности - биологические характеристики человека, опыт их развития общественной жизнью, трудовой деятельностью. Известный психолог А.Ф. Лазурский в книге "Классификация личностей" писал, что "индивидуальность человека определяется не только своеобразием его внутренних психических функций, вроде особенностей его памяти, воображения и т. п., но в не меньшей мере и его отношением к окружающим его явлениям - тем, как каждый человек реагирует на те или иные объекты, что он любит и ненавидит, чем интересуется и к чему равнодушен...".

Существует обширная классификация личностей. Так, Юнг подразделял личности на "экстравертированные", открытые к общению, и "интровертированные", закрытые для общения. Он выделяет в своей структуре психологических типов такие: мыслительный экстраверт - ориентированный на изучение фактов, но часто испытывающий затруднение в их теоретическом осмыслении, и мыслительный интраверт - склонный от фактов идти к теории, образно мыслящий, и другие. В последние годы появилась систематизация типов личности по такому критерию как реагирование на киберпространство. Например, компульсивные личности: имеют возможность погрузиться в компьютер, не боясь контроля и манипулирования их действиями и мыслями, шизоидные, получающие удовольствие от анонимного компьютерного общения из-за недостатка интимности...

В целом же понятие "личность" является наиболее инструментальным информационным конструктом, с которым постоянно приходится иметь дело руководителю. Каждая личность обладает общими для всех людей физическими и психическими характеристиками. Развитость того или иного компонента и оригинальность его проявления - обусловливают индивидуальное отличие одной личности от другой, как реальное подтверждение ее человеческих и прижизненно обретенных характеристик.

Индивидуально-психологические
качества личности

Темперамент. По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей поведения человека. Составляющими темперамента являются активность и эмоциональность. Принято различать следующие типы темперамента: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический. Знание типов темпераментов помогает правильно соотнести возможности конкретного работника с теми требованиями, которые предъявляет та или иная профессия, избрать приемлемые формы и методы общения, эффективнее организовать коллектив.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Речь его громкая, быстрая, отчетливая, сопровождается выразительными мимикой и жестами. Падок на комплименты по поводу своей умственной незаурядности.

Флегматик. Ровен в поведении. Ему чужды невзвешенные и скоропалительные решения, он медленно переключается с одного вида деятельности на другой, долго адаптируется в новых условиях, малоактивен. Для побуждения его к действиям необходим мощный толчок извне. Ему присущи такие качества, как терпение и самообладание. Речь его спокойна, без резко выраженных эмоций.

Холерик. Отличается большой работоспособностью, активностью, бьющей через край энергией. Может работать "запоем", с большим подъемом преодолевая затруднения. Нередко вслед за подъемом активности наступает период депрессии, упадка сил. Особенно, когда его усилия не подкрепляются успехом. Настроение холерика неустойчиво. Даже мелочи могут повлиять на него. Холерик вспыльчив, самолюбив, прямолинеен. Речь его быстрая, с колеблющимися интонациями.

Меланхолик. Повышенно впечатлителен, отзывчив и легкораним. Медленно осваивается и привыкает к переменам жизни. В экстремальных ситуациях у меланхолика чаще, чем у людей с другими типами темпераментов, возникает паническое состояние, уныние, тоска. Весьма болезненно переносит неудачи. У него сильно развит рефлекс "природной осторожности", а поэтому он стеснителен, боязлив, нерешителен. Как правило, подозрительно относится к шуткам или ироническим высказываниям.

Наши рекомендации