Технология полного усвоения материала

Технология полного усвоения материала - student2.ru 01.05.2010 19:56 | Технология полного усвоения материала - student2.ru Автор: Administrator | Технология полного усвоения материала - student2.ru Технология полного усвоения материала - student2.ru Технология полного усвоения материала - student2.ru

Теоретическое обоснование технологии полного усвоения описано в работах М. В. Кларина "Педагогические технологии в учебном процессе". М., 1989 и "Дифференциация как система" (статья в сборнике). М., 1992. Авторы этой технологии Дж. Кэрролл и Б. Блум в качестве рабочей гипотезы выбрали предположение о том, что способности ученика определяются не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях, поэтому необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал. Для этого требуется полная реорганизация традиционной классно-урочной системы, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, но имеющей на выходе неоднозначные результаты. Концепция полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.

Ключевым понятием этой технологии служит эталон (критерий) полного усвоения, то есть планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися.. Этот эталон задается в унифицированном виде с помощью таксономии целей, т.е. иерархически взаимосвязанной системы педагогических целей, разработанных для мыслительной (когнитивной), чувственной (аффективной) и психомоторной сфер.

Главное требование к определению эталона - его операциональность и диагностичность, т. е. постановка цели должна быть доведена до уровня однозначного понимания учителем и учащимся планируемых показателей полного усвоения учебного содержания. Для этого категории целей формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы подтвердить достижение эталона.

Перечислим категории целей познавательной деятельности:

- знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру и т. д.);

- понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую, интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий и т. п.;

- применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации;

- анализ: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого;

- синтез: ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной, например, пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы;

- оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели.

Представленная таксономия целей Б. Блума получила широкое распространение за рубежом. Она используется в зарубежных учебниках и дидактических пособиях в качестве шкалы для измерения результатов обучения.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ:

- подготовка учебного материала состоит в выделении учебных единиц, фрагментов учебной информации с указанием планируемых сроков изучения (несколько уроков, недель и т. д.). По каждой из единиц усвоения готовится контрольное задание (тест), проверяющее результативность учения по двухбалльной шкале (зачет - незачет). По всей теме определяется эталон ее полного усвоения;

- ориентация учащихся имеет целью обеспечить мотивацию совместной работы класса с учителем на договорных началах и разъяснение основных принципов нового способа обучения: 1) хороших результатов добьются не отдельные ученики, а все; 2) отметка за усвоение данной темы (раздела, курса) выставляется после заключительной проверки по указанному учащимся эталону, каждый ученик, достигший эталона получает "отлично"; 3) если все будут помогать друг другу, то отличные результаты гарантированы всем; 4) каждый ученик получит необходимую помощь, разъяснение, поддержку; 5) текущий контроль состоит в выполнении учеником серии диагностических работ, оцениваемых по двухбалльной шкале. Целью этих заданий является выявление неясностей и ошибок для их последующей коррекции; 6) в случае затруднений каждому ученику дается возможность выбора альтернативных процедур для их преодоления; 7) при необходимости помощью пользоваться нужно незамедлительно, не накапливая ошибок, неясностей и пр.;

- ход учебного занятия: осуществляется по каждой учебной единице в направлении ее полного усвоения. Деятельность учителя в рамках учебной единицы состоит из следующих процедур: 1) ознакомление с учебными целями; 2) предъявление общего плана обучения; 3) проведение обучения, при этом изложение нового материала осуществляется традиционно; 4) организация текущей проверки; 5) оценивание текущих результатов проверки и выявление как правильно, так и неверно усвоивших учебный элемент; 6) коррекционная работа с учащимися, не достигшими полного усвоения, организация малых подгрупп, взаимопомощи; 7) повторное тестирование учащихся, которым была оказана помощь. Аналогично проводятся работа по каждой единице усвоения, которая завершается итоговым тестом и в соответствии с эталоном дается оценка полноты усвоения материала в целом каждым учеником.

Экспериментальная апробация технологии полного усвоения в школах Южной Кореи в 70-е годы прошлого столетия показала, что 75% учащихся достигли критериальной рубежной оценки, соответствующей отметке "4". Проверка этой технологии в школах Эстонии под руководством П. У. Крейтсберга и Э. В. Крулля имела следующие показатели: успеваемость увеличилась на 60%, достижение целей возросло в 3 раза. Вместе с тем была выявлена необходимость дальнейшей доработки технологии по следующим направлениям: а) определение границ ее применения; б) необходимости разделения учебного материала на основной и дополнительный; в) специальной организации развивающей деятельности учащихся.

Внедрение технологии полного усвоения в условиях государственной стандартизации содержания образования, к осуществлению которой работают школы Беларусии, в соединении с другими развивающими методиками обучения представляется нам наиболее перспективным проектом реформирования традиционной классно-урочной системы.

Наши рекомендации