Общие замечания к расчету
а) Вращающий момент от электродвигателя фланцевого исполнения шестерни первой ступени коробки скоростей и частота вращения шестерни равна частоте вращения вала электродвигателя.
Рисунок 5 – Пример задания на курсовой проект
б) Коробка скоростей имеет 2 ступени передач: пару конических зубчатых колес 1,2, постоянно находящихся в зацеплении, на I ступени и две пары зубчатых колес 3,4 и 5,6 с подвижными в осевом направлении, собранными в блок ведущими элементами (шестернями), на II ступени. Перемещением по промежуточному валу блока ведущих элементов 3 и 5 в кинематическую цепь включаются пары 3,4 или 5,6. поскольку пары II ступени имеют разные передаточные числа (различны диаметры ведущих элементов 3,5 и ведомых 4,6), их переключением изменяются частоты вращения выходного вала при постоянных частотах вращения входного и промежуточного. В конструкции коробки скоростей предусмотрена муфта предохранительная фрикционная дисковая, которая предохраняет привод от перегрузок ( ).
в) Коробка скоростей обеспечивает попеременную работу двух кинематических цепей с различными общими передаточными числами:
;
,
где – общее передаточное число первой кинематической цепи, обеспечивающей минимальную частоту вращения входного вала ;
– общее передаточное число второй кинематической цепи, обеспечивающей частоту вращения выходного вала в раз большую, чем минимальная:
, .
г) При проектировании коробок скоростей стремятся обеспечить:
Ø удобство управления подвижными элементами (расположить их вблизи стенки корпуса);
Ø небольшие усилия при переключении (небольшой вращающий момент на управляемых элементах);
Ø простую и надежную смазку колес;
Ø минимальные габариты механизма.
Эти условия обеспечиваются «сворачиванием» валов механизма, как показано на рис. 6, в отличие от редукторов, где валы обычно располагают в одной плоскости, и назначением небольшого передаточного числа пары колес I ступени, меньшего, чем II. Поскольку переключающиеся колеса пары II ступени должны иметь меньшую относительную ширину, чем колеса, постоянно находящиеся в зацеплении, ее габариты ограничиваются назначением передаточных чисел: .
д) Потери мощности, оцениваемые КПД происходят в следующих узлах кинематической цепи: подшипниках входного вала (он же вал электродвигателя), зацеплении пары колес I ступени, подшипниках промежуточного вала, зацеплении одной из пар колес II ступени, подшипниках выходного вала, т.е.
.
Рисунок 6 – Схема «сворачивания» валов коробки скоростей