Диагностика процесса внедрения компьютерной системы
В настоящее время одним из масштабных нововведений, реализуемых в Банке, является проект компьютеризации банковских технологий на основе применения "Тандема" и системы "Атлас".
Входе выполнения проекта возникли многочисленные трудности. Нарушаются планируемые сроки завершения этапов компьютеризации подразделений Банка. Существует напряжение в отношениях специалистов-компьютерщиков с работниками функциональных банковских отделов. Группа руководителей отделов отрицает возможность эффективного применения программы "Атлас" в Банке.
""I
В июне 1992 г. Правление Банка отметило, что работы по освоению системы ведутся неудовлетворительно. Новые решения Правления о необходимости ускорения процесса внедрения длительное время не выполнялись.
С целью определения проблем компьютерного проекта, источников возникновения трудностей в Банке выполнена организационная диагностика инновационного процесса. Использовались методы диагностического интервью и анализа решений Правления, относящихся к внедрению системы "Атлас".
В диагностике приняли участие 27 работников Банка. В том числе: руководители (начапьникуправления, начальники отделов) и специалисты Управления Главного конструктора автоматизированной системы, начальники отделов и специалисты Управления автоматизации банковских технологий и функциональных управлений Банка.
Взаимодействие других участников диагностики с системой "Атлас" состояло в посещении семинара, посвященного программе, участии в обсуждениях задач компьютеризации, подготовке материалов, необходимых для перехода на новые технологии.
Диагностика, таким образом, фиксирует состояние инновационного процесса, предшествующее развертыванию работ по внедрению системы, запланированному в соответствии с приказом вице-президента от 17 августа 1993 г.
2. Специфика системы "Атлас".
Проблемы совместимости системы и Банка
Система "Атлас" - особый вид многоцелевого нововведения. Автоматизация обработки банковской информации представляет только часть изменений, связанных с внедрением системы.
"Атлас" разработан для западных финансовых организаций и эксплуатируется в условиях, отличающихся от существующих в Банке. "Атлас" предполагает иную организационную структуру: обслуживание клиентов в едином операционном управлении. В структуре Банка два таких управления: рублевое и валютное. Серьезно различаются западные и отечественные планы счетов. Не совпадают методики, используемые для производства операций кредитования клиентов. Также не совпадают формы отчетности подразделений банков о своей работе.
Следует добавить, что эксплуатация системы требует от персонала овладения новыми знаниями и навыками, связана с переменами в разделении труда и существующих организационных связях между работниками.
Внедрение системы в соответствии с практикой ее использования в западных банках предполагает, таким образом, осуществление комплекса радикальных изменений. Сам факт приобретения системы поставил перед банком задачи перестройки, аналогов которой раньше не было.
3. Отношение пользователей к системе "Атлас"
Сотрудники банковских функциональных отделов1 по отношению к "Атласу" разделены на три группы. Позиции групп таковы:
- поддержка проекта и практическое содействие его реализации. Такой работой занята немногочисленная группа руководителей и специалистов функциональных отделов;
1 Далее в тексте - пользователи.
- дистанцирование от проекта. Данная позиция свойственна большинству тех,
кто участвовал в диагностике;
- негативное отношение к системе "Атлас" как технически несовершенной,
ограничивающей возможности развития Банка. Такой позиции придержива
ется группа специалистов и руководителей отдела Управления валютных опе
раций.
Система "Атлас", таким образом, не имеет среди пользователей широкой профессиональной поддержки. Конечно, отсутствие такой поддержки является серьезным тормозом развертывания работ по внедрению системы. Вместе с тем следует отметить: наличие групп, не желающих изменений, характерно практически для всех инновационных процессов. Но совокупность причин возникновения таких групп, "консервации" пассивности или негативного отношения во многом специфичны для каждой организации. Поэтому актуален вопрос: какие факторы обусловили зафиксированное распределение позиций персонала.
4. Факторы, влияющие на отношение работников банка к системе "Атлас"
Руководителям и специалистам отделов, обеспечивающих компьютеризацию1 , было предложено дать свою интерпретацию причин отношения пользователей к системе "Атлас". Большинство уверены: все дело в том, что многие потенциальные пользователи пассивны, "живут одним днем", не имеют компьютерной подготовки.
Для нововведения, предполагающего радикальные изменения в организации, личностные характеристики персонала имеют первостепенное значение. Однако когда особенности состояния персонала рассматриваются как основные причины возникших трудностей, то это ограничивает поле анализа. В этом случае возникает опасность, что руководители не увидят многих факторов, влияющих на данный инновационный процесс и способных стать барьерами других изменений в Банке.
Результаты диагностики свидетельствуют, что реально в структуре факторов, влияющих на внедрение "Атласа", доминируют факторы организационные: это деятельность Правления Банка как коллективного руководителя работ, механизмы принятия решений, методы управления проектом.