Краткие теоретические положения

Назначение

Изучить схему реверсивного управления 3-х фазным асинхронным электродвигателем с помощью магнитного пускателя, устройство и принцип действия реле контроля скорости, научиться производить сборку схемы, убедиться в эффективности функционирования схемы.

Краткие теоретические положения

На практике часто применяется способ быстрой остановки электродвигателя путем переключения электродвигателя на ходу на обратное вращение. После переключения электродвигателя магнитное поле начинает вращаться в обратном направлении, а ротор продолжает по инерции вращаться, быстро снижая частоту вращения до нуля. В этот момент напряжение с клемм электродвигателя нужно снять, иначе электродвигатель начнет вращение в обратном направлении. Вручную этот момент зафиксировать не удается, поэтому применяют специальное реле контроля скорости (РКС).

Краткие теоретические положения - student2.ru

Рис.1: Схема устройства реле контроля скорости.

Реле состоит из постоянного магнита 1, вращающегося вокруг оси и соединенного с валом электродвигателя. Постоянный магнит помещен в цилиндр 2, представляющий собой устройство в виде беличьей клетки. Цилиндр укреплен на подшипниках в корпусе 3 и может поворачиваться на определенный угол до упора, при этом рычагом 4 переключаются контакты.

Если ротор электродвигателя вращается вперед вместе с ним вращается и электромагнит 1, который своим магнитным полем увлекает за собой цилиндр 2 и он поворачивается в сторону вращения, переключая контакты Е1.3 и Е1.4. При вращении ротора в обратном направлении переключаются контакты Е1.1 и Е1.2.

Работает схема следующим образом. При подаче напряжения на схему с помощью автоматического выключателя QFI ток в цепи не протекает, так как разомкнуты контакты КМ1.3 и КМ2.3, Е1.1 и Е1.3, SВ1 и SВ2. Нажимаем кнопку SВ1. Начинает протекать ток по цепи: фаза С, катушка КМ1.1, контакты КМ2.4, Е1.2, SВ1, SВ3, фаза А. Срабатывает магнитный пускатель КМ1, включает электродвигатель М1 на вращение “вперед”, блокирует кнопку SВ1 и размыкает цепь питания катушки КМ2.1, чем предотвращается одновременное включение магнитных пускателей. Как только электродвигатель начал вращаться вперед, контакты РКС Е1.4 размыкаются, а Е1.3 замыкаются.

Нажимаем кнопку SВ3. Отключается магнитный пускатель КМ1. Как только его контакт КМ1.4 замыкается, получает питание катушка КМ2.1 по цепи: фаза С-КМ2.1-КМ1.4-Е1.3-фаза А. Магнитный пускатель КМ2 срабатывает, включает электродвигатель на обратное вращение, что приводит к резкому торможению ротора. Когда частота вращения станет равной нулю, контакты РКС Е1.3 разомкнутся пускатель КМ2 отключится, отключив электродвигатель. Через мгновение замкнутся контакты Е1.4, но ток через катушку КМ2.1 уже не пойдет, так как успели разомкнуться контакты КМ2.3.

Аналогично работает схема и при нажатии кнопки SВ2 «назад».

Дополнительная литература

· Шичков Л. П. Электрический привод. – М.: КолосС, 2006. с. 35…37, 103…122.

· Лекция по теме тормозные режимы асинхронных электродвигателей.

Краткие теоретические положения - student2.ru

Рис. 2: Схема управления электродвигателем.

5. Контрольные вопросы:

1. Устройство реле контроля скорости

2. Устройство и принцип действия магнитного пускателя.

3. Принцип действия реле контроля скорости.

4. Что произойдёт, если перепутать контакты РКС «вперёд» с контактами РКС «назад»?

5. Что произойдёт, если поменять местами размыкающие контакты первого и второго пускателя?

6. Суть метода торможения противовключением.

7. Для чего предназначены контакты КМ1.4 и КМ2.4?

8. Электродвигатель работает «назад». Что произойдёт в схеме и в какой последовательности после нажатия кнопки SB3?

9. Перечислите все аппараты, которые входят в схему торможения электродвигателя методом противовключения.

10. Что происходит в схеме после включения QF1?

11. Что произойдёт в схеме если поменять местами КМ1.4 и КМ2.4?

12. Объяснить, что произойдёт в схеме после нажатия кнопки SВ1.

13. Объяснить, что произойдёт в схеме после нажатия кнопки SВ2.

14. Объяснить, что произойдёт в схеме после нажатия кнопки SВ3.

15. Объяснить, что произойдёт в схеме после нажатия кнопки SВ2.

16. Объяснить работу схемы после нажатия кнопки SВ3.

17.Объяснить, что произойдёт в схеме при включении QF1.

ЭМ.ПР2 – Изучение схемы управления асинхронным электродвигателем из двух мест с защитой от обрыва фазы

Назначение

Изучить схему управления электродвигателем с помощью магнитного пускателя, устройство и принцип действия реле обрыва фазы типа Е511, научиться производить сборку схемы, убедиться в эффективности функционирования схемы.

Наши рекомендации