Реализация качественного звука
Звуковые карты высокого качестваотличаются от «обычных» следующим — наличием цифрового контроллера (звуковым процессором), качественным кодеком, продуманной и согласованной с другими компонентами аналоговым трактом.
Назначение звукового процессора — обеспечение интерфейса с шиной PCI (PCI-E), цифровые преобразования, частотный (FM) синтез, позиционирование звука в пространстве, поддержка интерфейса SPDIF и прочее, включая связь с кодеком по цифровой шине AC-link на стандартизованной частоте 48 кГц. В отношении аналогового сигнала, поставляемого кодеком, задача звукового процессора предельно проста — не испортить «цифрой» качество аналогового исходного сигнала.
Кодек обеспечивает поддержку звука в формате 24 бит 96 кГц. Конвертеры с поддержкой 24/96 и записывают и звучат ощутимо лучше абсолютно во всех режимах, в том числе в «старых» форматах 16 бит 44 кГц (игры, CD-Audio, МРЗ) к 16 бит 48 кГц (МРЕС4, DVD). Даже недорогие кодеки с поддержкой 24/96 по характеристикам лучше «старых» именно в режиме 16/44. Это связано с особенностью работы преобразователей с повышенной точностью представления данных.
К сожалению не всегда обеспечивается точность формата хранения цифровых данных и качество преобразования этих самых данных в электрический, а впоследствии и в акустический сигналы. Большинство драйверов к современным звуковым картам позволяют воспроизводить звук в режиме 24/96, что вовсе не означает аппаратную поддержку.
Минус формата 24/96 — заметно возросшие требования к производительности компьютера. Ведь объем данных увеличивается в два раза по разрядности и в два раза по частоте. Также возрастают требования к объему оперативной памяти. Если для комфортной работы в режиме 16/44 необходим процессор класса Pentium III с частотой 1ГГц и 256 Мбайт памяти, то для нового формата уже не обойтись без процессоров четвертого поколения с частотами выше 2 ГГц и 512 Мбайт оперативной памяти. Конечно же, речь идет об одновременной работе с несколькими звуковыми дорожками при одновременном наложении эффектов в реальном времени. Вместе с тем, такая ситуация нередка в играх последнего поколения и при воспроизведении DVD-Audio.
Основные характеристики звуковых карт высокого качества:
♦ диапазон воспроизводимых частот 20-22 000 Гц;
♦ отношение сигнал/шум 116 дБ, динамический диапазон 117 дБ;
♦ коэффициент нелинейных искажений не более 0,002%.
♦ в качестве преобразователей используются стереофонические ЦАП и АЦП высшего класса (Crystal CS4396 и АКМ АК5394 соответственно).
Акустические системы
Выбор акустики играет не меньшую роль, чем выбор собственно звуковой карты. Согласно законам физики, при нормальном атмосферном давлении для хорошего воспроизведения звука частотой хотя бы 31,5 Гц акустика должна иметь объем около 270 литров (то есть колонка будет иметь размеры среднего холодильника). Такие акустические системы существуют, их часто используют в качестве контрольных мониторов в студиях звукозаписи. Но даже самые элитные студии не претендуют на такое воспроизведение звука с частотой 20 Гц поскольку необходимое акустическое оформление выходит за разумные пределы.
Акустические системы для компьютера принято считать мультимедийными - не высокого класса, т.к. качественный звук можно получить только от качественного усилителя (ресивера). Естественно, что никакой встроенный в звуковую карту или в акустику усилитель не может сравниваться по характеристикам со стационарным аппаратом. Поэтому спектр применения мультимедийной активной акустики ограничивается озвучиванием игр, прослушиванием музыки, звукового сопровождения фильмов с бытовым качеством. При желании получить лучшее качество можно посоветовать подключение звуковой карты оптическим или коаксиальным кабелем «по цифре» к внешнему усилителю (ресиверу) и вывод звука на достойный акустический комплект колонок.
Мультимедийную компьютерную акустику можно разделить на три группы: для воспроизведения компьютерных звуков, для качественного озвучивания игр и музыки, для звукового сопровождения фильмов MPEG-2 или MPEG-4.
Первая группа систем представлена пластиковыми устройствами ценой до 30$ за комплект. Задача таких устройств — показать, что на компьютере звук в принципе есть.
Более серьезные задачи способны решать стереофонические (или 2.1) комплекты в деревянном акустическом оформлении. Для мультимедийной акустики комплект 2.1 (стереопара и сабвуфер) вообще является идеальным вариантом, учитывая внедрение технологий виртуального звукового окружения.
Ключевые характеристики акустических систем.
Основными из них можно считать мощность, амплитудно-частотную характеристику и акустическое оформление. Значение АЧХ мы рассматривали ранее применительно к звуковым картам и потому возвращаться к этому параметру не будем.
Мощность.Многие пользователи напрямую связывают мощность акустики с громкостью. Однако это распространенное мнение ошибочно. Далеко не всегда колонка мощностью 100 Вт будет играть громче или, тем более, качественнее той, у которой указана мощность в 50 Вт. Значение мощности характеризует не громкость, а скорее механическую надежность акустики. Динамические головки сами по себе имеют низкий коэффициент полезного действия и преобразуют в звуковые колебания лишь 2-3% мощности подводимого к ним электрического сигнала. Величина мощности, которую указывает производитель в паспорте, говорит о том, что при подведении сигнала указанной мощности динамическая головка или акустическая система не выйдет из строя.
Номинальные значения мощности динамических головок, усилительного тракта, акустической системы могут быть разными. Указываются они для ориентировки и оптимального сопряжения компонентов. К примеру, усилитель большой мощности может вывести колонку из строя в максимальных положениях регулятора громкости «благодаря» высокому уровню искажений.
Мощность измеряют различными способами и в различных тестовых условиях. Существуют общепринятые стандарты этих измерений. Наиболее часто употребляют в характеристиках изделий западных фирм методики RMS (Root Mean Squared — среднеквадратичное значение) и PMPO (Peak Music Power Output — пиковая музыкальная мощность).
Мощность RMSизмеряется подачей синусоидального сигнала частотой 1000 Гц до достижения определенного уровня нелинейных искажений. Например, в паспорте на изделие записано: 15 Вт (RMS). Это говорит о том, что акустическая система при подведении к ней сигнала мощностью 15 Вт может работать длительное время без механических повреждений динамических головок. Для мультимедийной акустики характерно завышение значений RMS вследствие сознательного измерения при очень высоких гармонических искажениях, иногда до 10%. При таком уровне искажений слушать звуковое сопровождение практически невозможно.
Мощность РМРОизмеряется подачей кратковременного синусоидального сигнала длительностью менее 1 секунды и частотой ниже 250 Гц (обычно 100 Гц). При этом не учитывается уровень нелинейных искажений. К примеру, мощность колонки равна 500 Вт (РМРО). Этот факт говорит о том, что акустическая система после воспроизведения кратковременного сигнала низкой частоты не имела механических повреждений динамических головок. Мощность РМРО российские пользователи часто называют «китайскими ваттами» из-за того, что величины при такой методике измерения нередко превышают тысячу ватт. Например, мультимедийные колонки потребляют из сети переменного тока электрическую мощность всего 10 ВА, но развивают при этом пиковую музыкальную мощность 1500 Вт (РМРО).
Российские стандарты на различные виды мощности регламентируются ГОСТ 16122-87 и ГОСТ 23262-88. Они определяют такие понятия, как номинальная, максимальная шумовая, максимальная синусоидальная, максимальная долговременная, максимальная кратковременная мощности. Некоторые из них указываются в паспортах на отечественные изделия.
На практике наиболее важным является значение мощности, указанной в ваттах (RMS) при значениях коэффициента гармоник (THD), равного 1% и менее. Но сравнение изделий только по этому показателю приблизительно и может иметь мало общего с реальностью.
Конструкция акустической системы. Одним из самых важных факторов, влияющих на звучание акустической системы, является акустическое оформление, то есть архитектура и конструкция акустической системы. Только принципиальных схем акустического оформления насчитывается более десятка. Принципиально различают акустически разгруженное и акустически нагруженное акустическое оформление. Первое подразумевает конструкцию, в которой колебания диффузора ограничивается только жесткостью подвеса. Акустически нагруженное оформление ограничивает колебания диффузора помимо жесткости подвеса еще и упругостью воздуха, и акустическим сопротивлением излучению.
Также различают акустическое оформление систем одинарного и двойного действия. Система одинарного действия характеризуется возбуждением звука, идущего к слушателю, посредством только одной стороны диффузора (излучение другой стороны нейтрализуется акустическим оформлением). Система двойного действия подразумевает использование в формировании звука обеих поверхностей диффузора.
Поскольку на высокочастотные и среднечастотные динамические головки акустическое оформление колонки влияет слабо, обратим внимание на акустическое оформление низкочастотного канала (сабвуфера).
Самой популярной стала акустическая схема, которая получила название «закрытый ящик», принадлежащая к нагруженному акустическому оформлению. Представляет собой закрытый корпус с выведенным на фронтальную панель диффузором динамика. Достоинства — хорошие показатели АЧХ и импульсная характеристика. Недостатки — низкий коэффициент полезного действия, высокий уровень гармонических искажений.
Наиболее распространенным вариантом из систем двойного действия является фазоинвертор. Представляет собой динамик, выведенный на фронтальную панель корпуса, и трубу фазоинвертора, вмонтированную в корпус, выходящую одним концом также на переднюю панель. Длину и сечение фазоинвертора рассчитывают таким образом, чтобы на определенной частоте в нем создавалась звуковая волна, синфазная с колебаниями, вызванными фронтальной стороной диффузора.
Также широко применяют акустическую схему под названием «закрытый ящик-резонатор». В отличие от предыдущего примера диффузор динамика расположен внутри корпуса на перегородке. Сам динамик служит лишь «запалом» при формировании спектра низких частот. Его диффузор возбуждает звуковые колебания низкой частоты, которые потом многократно увеличиваются по громкости в трубе фазоинвертора. выполняющего роль резонансной камеры. Достоинством конструктивных решений с фазоинвертором является высокий коэффициент полезного действия при малых габаритах сабвуфера. Недостатки проявляются в ухудшении фазовых и импульсных характеристик.
Таким образом, для универсального применения (игры, музыка) оптимальным выбором будет комплект 2.1 с колонками среднего размера, в деревянном корпусе, с сабвуфером, выполненным по закрытой схеме, или с фазоинвертором. При выборе сабвуфера следует обращать внимание не на его громкость, а на достоверное воспроизведение низких частот.