III. Состояние материальной базы учебных буровых практик
II. Выполнение учебных буровых практик студентами.
Уже третий год происходит немыслимое в предыдущие 65 лет явление, когда значительное число студентов просто пропускают прохождение учебных буровых практик без серьезных уважительных причин
1) - Учебная буровая практика – группа РТБ-13. Из списочного состава в 28 человек реально учатся 24 студентов. Из 2 учащихся студентов на учебную буровую практику явились 22 человека, 2 студента на полигоне не появлялись. Из 22 прибывших на полигон практику прошли только 19 студентов. 3 студента пробыли на полигоне от 1 до 3 дней и молча исчезли.
Учебную буровую практику не прошли следующие студенты гр. РТБ-12:
1. Бикбаев Д.Р.
2. Федоров В.Г.
3. Костюшин К.Г.
4. Мержоев У.Б.
5. Мустафаев Д.М.
Об абсолютной необходимости полноценной практической подготовки студентов технических специальностей говорит и многолетний опыт нашего ВУЗа и весь мировой опыт, так что это особый вопрос к руководству кафедры и факультета.
В данном случае объяснить происшедшее можно двумя причинами:
- либеральное отношение кафедры и деканата к пропускам студентами лекций и занятий и учебных практик, в том числе;
- серьезная ошибка в действующем учебном плане – отмена первой производственной практики (впервые за все 65 лет обучения студентов специальности РТ и РТБ), оставлена только одна преддипломная практика.
Вопрос о серьезных недостатках действующего учебного плана требует очень серьезного обсуждения с участием компетентных представителей профессорско-преподавательского состава и представителей геологоразведочного производства.
Что касается учебной буровой практики, то в исключительных случаях, с учетом отсутствия производственной практики, считаю возможным зачесть часть учебной практики при реальном участии студента на рабочих местах на производстве непосредственно на бурении скважин, при условии дополнительного прохождения учебной буровой практики на тех учебных буровых объектах, которых не было на том производстве, где работал студент.
В новом варианте учебного плана производственная буровая практика восстановлена, это тем более не снижает необходимость учебной буровй практики, как подготови к производственной.
1. Те 19 студентов, которые прошли учебную буровую практику, прошли ее полноценно (на хорошо и отлично) и очень добросовестно, и, что важно отметить, большинство с энтузиазмом выполняли крайне необходимые работы по оборудованию учебных буровых объектов,
2). Учебная исследовательская буровая практика. Группа РТБ-12.
Здесь дело обстоит, как и в прошлом году значительно хуже. Для прохождения учебной исследовательской буровой практики на Сергиево-Посадский полигон прибыли только 18 студентов из 25. 7 студентов группы на полигоне вообще не появлялись. Из 18 прибывших, 2 студента прошли только часть практики, они еще могут пройти оставшуюся часть практики в следующем году без контракта, Таким образом, практику полноценно прошли только 16 студентов. На отлично – 12, на хорошо – 4. 7 студентов должны будут полностью пойти учебную исследовательскую буровую практику в следующем году (во время каникул) платно на контрактной основе.
Учебную исследовательскую буровую практику полностью не прошли студенты гр. РТБ-12:
1. Агаджанов И.М.
2. Амиров Ш.Р.
3. Барнова М.Н.
4. Закорьяев Д.Р.
5. Хашгульгов М.А.
6. Масарновский Н.О.
7. НабиуллинА.А.
8. Халыков М.Д.
9. Ибраев . .
Учебная исследовательская буровая практика была создана по инициативе кафедры разведочного бурения МГРИ для подготовки полноценных специалистов – инженеров-технологов по бурению геологоразведочных скважин. Если учебная буровая практика обучает студентов выполнению работ по бурению скважин на уровне рабочего и бурового мастера, то именно исследовательская буровая практика дает инженерную подготовку. Главное в ней - освоение современных технологий бурения скважин (точно совпадает с названием кафедры) и приобретение практических навыков в методике проведения технологических исследованиях процессов бурения, что необходимо для работы инженером по специальности. Если учебная буровая практика еще может быть заменена адекватной работой на производстве, то исследовательская буровая практика ничем заменена быть не может и пропустивший ее студент не имеет права получить диплом специалиста – инженера буровика!
В сложившейся ситуации считаю необходимым объявить всем студентам, пропустившим учебные буровые практики, что они не будут допущены к дипломному проектированию без прохождения этих практик. Зачтена может быть только та часть учебной буровой практики, освоение которой студент прошел на рабочем месте, на производстве.
Студенты должны отработать пропущенную практику в свободное от текущих занятий время на контрактной основе, с оплатой всех затрат на дополнительную практику в том числе на оплату преподавателей и учебных мастеров на учебных объектах.
III. Состояние материальной базы учебных буровых практик.
Качество подготовки специалистов, особенно технических специальностей, в значительной степени зависит от наличия, состояния и современности технических средств, на которых проходят учебные практики.
1). Учитывая современное состояние техники и технологии геологоразведочного бурения в производственных организациях, материальная база наших учебных буровых практик, мягко говоря, не соответствует названию кафедры. Лучше покажет список учебных буровых объектов с годом изготовления:
1. Буровой агрегат 1БА15в – 1970 год – требует серьезного ремонта;
2. Буровой станок УКС-22м – 1970 год - только показ;
3. Буровая установка УГБ-50м – 1975 год – работает, но требует ремонта – замена маслонасоса ремонт двигателя;
4. Буровая установка УКБ-4П – 1982 год - пока работает;
5. Буровая установка ПБУ-800 (СКБ-5) – 1985 год, замена сцепления;
6. Буровая установка ПБУ-1200 (Пена) - 1985 год – пока работает;
7. Буровая установка УРБ-2А2 – 1989 год – работает, но требует серьезного ремонта Полный ремонт вращателя и гидросистемы;
8. Буровая установка УРБ12,5/25 – 2001 год – требует ремонта, а лучше - замены.
Примерно такая же хронология и у бурового инструмента.
Из списка видно, что за исключением фактически неработоспособной мелкой установки УКБ12,5/25, студентов приходится обучать на оборудовании, выпущенном 40 – 25 лет назад. За последние 20 лет произошло серьезное обновление парка буровой техники. К сожалению, за неимением отечественных аналогов большинство геологоразведочных организаций перешло на применение зарубежных буровых установок с подвижным вращателем и на бурение снарядами со съемным керноприемником, главным образом фирмы Longyear. Наши старые станки со шпиндельным вращателем применяются все реже. Из всех буровых установок, используемых на практиках, только установка УРБ-2А2 может считаться современной, но она полностью изношена за 25 лет эксплуатации и требует серьезного ремонта. Но бесплатно ремонт никто (кроме студентов) не делает. В этом году, как сказано выше, нам повезло с мастерами из ООО «ГеоСпецИзыскания», которые со студентами (а это им очень полезно) выполнили сложнейший ремонт гидродвигателя и вращателя установки.
2). Для проведения учебной исследовательской практики кафедрой разведочного бурения в семидесятые-восьмидесятые годы было создано 5 учебно-исследовательских стендов:
1. Стенд изучения технологи алмазного бурения, в частности особо важной задачи - закономерности износа алмазных буровых коронок;
2. Стенд по изучению алмазного бурения с применением пены в качестве очистного агента;
3. Стенд по изучению гидроударного бурения;
4. Стенд по изучению динамики вращения бурильной колонны в скважине (уникальный стенд со стометровой моделью скважины);
5. Стенд по работе с забойными ориентаторами для направленного бурения.
Техническое состояние этих объектов, хотя и позволяет проводить исследовательскую практику, но оставляет желать лучшего.
Так, стенд алмазного бурения, - удалось обеспечить работу только благодаря энтузиазму студентов отремонтировавших крышу и благодаря помощи спонсоров, позволившей приобрести электронные весы с необходимыми параметрами (точность до 10 миллиграмм). Перед этим два года весы включались в заявки кафедры, но безрезультатно.
Стенд бурения с пеной работал в штатном режиме, но требует серьезного ремонта электрооборудования.
Стенд гидроударного бурения также работал в штатном режиме, хотя давно надо было заменить гидроударник.
Стенд по изучению динамики вращения бурильной колонны вышел из строя во время практики из-за поломки тиристорного привода. Восстановление этого стенда возможно только с помощью кафедры энергетики, возможно с изменением типа привода и соответствующего финансирования.
Стенд направленного бурения на практике не работал из-за отсутствия преподавателя соответствующей квалификации.
Подводя итог оценки состояния материальной базы буровых практик, можно сказать, что практики проводить можно, нужно, но очень стыдно!
Для достойного проведения учебных буровых практик необходимо:
1. Обеспечить проведение практик компетентными преподавателями (для общего руководства) и квалифицированными и аттестованными учебными мастерами на каждом учебном буровом объекте – иначе весьма вероятны несчастные случаи с самыми серьезными последствиями (пока проносило!).
2. Обеспечить стопроцентную явку студентов на практику и прохождение ее студентами в полном объеме.
3. Обеспечить работоспособность имеющихся учебных буровых объектов. Для этого, дополнительно к ремонтным работам этого года:
Выполнить ремонт с приобретением необходимых деталей буровой установки 1БА15В
Выполнить ремонт гидравлической системы буровой установки УРБ-2А2
Приобрести настоящий разведочный гидроударник Г-59, возможно из неликвидов по минимальной цене, поскольку в настоящее время гидроударное бурение не в моде.
Поскольку в настоящее время широко и очень эффективно применяется пневмоударное бурение обязательно надо приобрести пневмоударник, лучше разведочный, но можно и горный (за 14000 рублей).
Учитывая, что буровая установка УКБ12,5/25 практически неработоспособна и морально устарела, было бы идеально приобрести современную буровую установку с подвижным вращателем для неглубокого бурения до 100 метров. Таких установок у нас в стране выпускается большое разнообразие и есть выбор установок (Кама-Д2, S-15, Стронг 21 и другие) стоимостью от 130.000 до 200.000 рублей. (есть дешевле, но они для практики не годятся).
Наконец, самое главное – мы могли бы проводить достойные практики, если бы уважаемые руководители кафедры, факультета и ректората, используя свои связи с руководителями производственных организаций, среди которых много выпускников МГРИ-РГГРУ, договорились о проведении рекламной акции с предоставлением на Сергиево-Посадский полигон образцов современной буровой техники на две недели во время проведения учебных практик. На полигоне в учебно-лабораторном буровом комплексе имеется закрытый охраняемый ангар для хранения техники и общежитие для размещения сопровождающих лиц.
Возможно, какая-то помощь в материальном оснащении учебных буровых практик и в вопросе с учебными мастерами может быть оказана Старо-оскольским филиалом, который входит в систему нашего университета.
Руководитель учебных буровых практик, ветеран МГРИ, работающий на учебных буровых практиках с 1955 года, доцент кафедры современных технологий бурения скважин Базанов Л.Д.
08.09.2015 г.
P.С. Отчет во многом повторяет отчет 2014 года, поскольку предыдущий отчет не был принят во внимание ни кафедрой, ни деканатом ни проректором по учебной работе.