Личный пример в непрерывности личностного и профессионального самосовершенствования - свидетельство ресурсной надежности менеджера. 4 страница

Механизмы побуждения к труду. Стимулирование труда - это комплекс социально-экономических, этических и психолого-педагогических условий, форм и методов направленного воздействия на сознание людей, обеспечивающих формирование у них уважительного отношения к труду, стремление к достижению высоких его результатов.

Стимулирование труда - это прежде всего проблема психологическая. Что обусловливает приоритетность психологического подхода при разработке ее экономических моделей.

Таким образом, важнейшим фактором повышения эффективности стимулирования труда является умелое использование при его организации психологических рекомендаций. При разработке "технологии" стимулирования труда необходимо учитывать многообразие психологических механизмов, лежащих в основе сознательного отношения к труду. Обратим внимание на два психологических механизма побуждения к труду: механизм удовлетворения основных потребностей и интересов и механизм взаимодействия стимулов и мотивов.

В спецназовских подразделениях высокий стимулирующий эффект оказывает процедура лишения провинившегося бойца крапового берета: в присутствии его товарищей командир снимает с головы берет, провинившийся идет сквозь строй, а каждый военнослужащий поворачивается к нему спиной.

Потребности и интересы побуждают людей к деятельности, обусловливают их поступки, придают им направленный характер. Человек может совершать поступки, но может оказаться и бездеятельным, не проявить воли к достижению конкретного интереса.

Мостиком, соединяющим чувственно-рациональную готовность человека к деятельности с его волевым аппаратом, выступает механизм стимулов и мотивов. Он объясняет, как происходит взаимодействие потребностей и интересов людей с внешними условиями, с той реальной ситуацией, в которой они находятся в силу производственных или житейских обстоятельств. Таким образом, стимулы переводят воздействие потребностей и интересов в мотивы, т. е. в личностную смысловую причину поступков.

Внешние причины действуют на поведение людей через внутренние условия их психики. Если актуализированные потребности выступают как изначальная причина ориентации личности на их удовлетворение, то мотивы являются внутренними условиями, которые обусловливают проявление ее воли.

В качестве наиболее устойчивых мотивов в трудовой деятельности выступают: желание заработать деньги, самореализовать себя (честолюбие), альтруизм (помочь Отечеству), страх осуждения (правового или нравственного).

Личная заинтересованность в труде.Она является психологической основой сознательного отношения человека к труду. Это "главный двигатель производства". Личная заинтересованность - это преследование целей, соответствующих потребностям и интересам человека, удовлетворяющих его ожидания-притязания. Чем полнее реализуется личная заинтересованность, тем основательнее человек расположен к труду и увлечен им.

Личную заинтересованность можно представить в виде равностороннего треугольника, в вершинах которого находятся экономический (оплата труда), социальный (комфорт общения) и духовный (профессионально-познавательное обогащение) интересы. Удовлетворение названных интересов активно стимулирует деловую деятельность работников. Однако при педалировании названных интересов следует принимать во внимание возраст работников, их семейное положение, культурологический уровень и так далее.

Психологические требования к стимулированию труда.Для разумной организации стимулирования труда полезно соблюдать следующие требования:

  • необходимо учитывать объективные условия труда, которые могут оказать или оказывают воздействие на формирование впечатлений и представлений работника о труде, на его психофизиологическое состояние;
  • надо способствовать единству материальных и моральных стимулов, сочетанию материального и морального побуждения людей к труду;
  • поощрение и наказание должны быть конкретными мерами материальной и моральной мотивации людей по отношению к труду.

В настоящее время во многих государственных и предпринимательских структурах недооценивается роль моральных стимулов. Однако по данным исследователей, подавляющее большинство работников в них нуждаются. Например, популярным видом морального стимулирования является публичная аналитика профессионального успеха работника.

Психолого-дидактические принципы стимулирования.Наряду с указанными требования по организации стимулирования полезно соблюдать ряд принципов. Среди них отметим: определенность - нравственная и экономическая его обоснованность; своевременность - оперативность поощрения и наказания; гласность - широкая информированность и сравнимость результатов труда и мер стимулирования; наглядность - визуальная выразительность системы стимулирования.

Применение названных психолого-дидактических принципов требует строгой последовательности и умелого воплощения при организации стимулирования труда. В целом же их внедрение в практику способствует повышению эффективности труда, использованию внутренних резервов экономического роста производства, профессиональной самореализации его работников.

Управленческое общение

Стиль работы руководителя. Со временем у каждого руководителя складывается свой управленческий стиль. Это - своеобразный стереотип умственных проявлений и реальных поступков, которые присущи данному руководителю. Стиль работы руководителя является наглядным проявлением тех принципов, форм и методов реализации управленческих задач, благодаря которым наглядно демонстрируются его личностно-деловые качества и антропологическая (в том числе и психологическая) подготовленность.

По данным американского журнала "Бизнес", не менее 20% потерь от текучести кадров, прогулов, сопротивления серьезным переменам на работе вызваны профессиональными неврозами. Ежегодно это наносит американской экономике ущерб в 500 миллионов долларов.

В работе руководителя важное место уделяется общению. Общение - взаимодействие людей, процесс образования и функционирования их взаимоотношений. В общении осуществляется обмен деятельностью и ее результатами, формируются настроения и взгляды, выявляется уровень взаимопонимания, вырабатываются привычки и традиции.

Общение - базовая категория психологии как личностной, так и социальной. Велика ее роль в управленческой психологии. С общения начинается становление личности как новообразовательного феномена рода человеческого. Обобщенная классификация общения такова: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

В управленческой деятельности ожидается предпочтение коммуникационному общению, в процессе которого происходит обмен знаниями и сведениями, поддержка или отрицание источников информации, распространение или пресечение слухов. Вполне понятно, что менеджер заинтересован в овладении разнообразными формами и методами информационного взаимодействия с людьми, в умелом использовании интерактивного и перцептивного общения в профессиональной практике.

Многообразны формы общения. Специфической его формой является управленческое общение. Выделим следующие виды управленческого общения:

  • субординационное - общение между руководителем и подчиненным, когда в основу взаимоотношений положены административно-правовые нормы;
  • служебно-товарищеское - общение между руководителем и его коллегами, когда в основу взаимоотношений положены административно-этические нормы;
  • дружеское - общение между самими руководителями, между ними и работниками, когда в основу общения положены морально-психологические нормы.

К сожалению, отечественные руководители нередко страдают абсолютизацией какого-то из названных видов управленческого общения. Например, превалирование дружеского общения в ущерб субординационного или негибкое использование служебно-товарищеского общения как общения между коллегами. Это провоцирует одних работников на разболтанность, других на подхалимство, а у третьих могут появиться профессиональные неврозы.

Искусное использование указанных видов управленческого общения позволяет руководителю создать "комфорт общения" в трудовом коллективе и усилить "эффект личной самопрезентации". При этом наибольшего успеха добивается тот руководитель, который, воспитав прежде всего у подчиненных привычку к субординационному общению как обязательному условию выстраивания здоровых деловых отношений, в зависимости от конкретной личности и ситуации использует и другие виды управленческого общения.

Небольшое исключение.Оно касается общения руководителя с женщинами-подчиненными. Надо иметь в виду, что они испытывают внутреннее отвращение к холодной беспристрастности, потому что, как утверждал автор книги "Психология женщин" С. Гейман, она не дает никакого удовлетворения их эмоциональной потребности, поэтому обращаться с ними необходимо корректно и дружелюбно.

Авторитет.Это приоритетный субъективный фактор успешной деятельности руководителя. В совершенной организации слабый руководитель приносит меньше вреда, однако авторитетный руководитель любой организации сумеет достойно выполнять свои управленческие функции.

Под авторитетом руководителя понимается то морально-психологическое влияние, которое он оказывает на людей, то доверие, которым он пользуется среди них. Авторитет - формальные и неформальные отношения, сложившиеся между руководителем и работниками.

Обретение таких качеств, как личное влияние и доверие людей, можно представить схематично: репутация - лидерство - авторитет.

Репутация (признание) складывается на основе впечатлений людей и их осведомленности о личностно-деловых качествах руководителя.

Лидерство - показатель сложившихся неформальных отношений руководителей с людьми и их эмоционально позитивного его восприятия.

Авторитет является осознанным признанием людьми ценности личностно-деловых качеств руководителя и проявления к нему своего доверия.

Восприятие авторитета руководителя подчиненными психологически сопряжено с их оценкой престижа его должности. Схематично взаимосвязь "престижа должности" и "личного авторитета" можно представить в виде весов: на одной чаше - престиж должности, на другой - авторитет личности.

Равновесие весов свидетельствует о соответствии личного авторитета престижу должности.

Если престиж должности перетягивает личный авторитет, то налицо несоответствие руководителя занимаемой должности.

Если личный авторитет перетягивает престиж должности, то это свидетельствует о наличии у руководителя управленческого запаса прочности, оправданности повышения его в должности.

Уннверсальная полезность психологии

Мнение разных специалистов. При знакомстве с деловой литературой убеждаешься в том, какое большое внимание психологии уделяют как теоретики, так и практики. По мнению первого теоретика аудита Л. Дикси, цель аудита в выявлении: подлогов, случайных ошибок, недостатков в организации учета. Другой специалист по аудиту А.Т. Ватсон считал, что из девяти условий, необходимых аудитору для обнаружения фальсификаций в бухгалтерском учете, шесть - психологического характера: содействие главы фирмы аудитору, анализ взаимоотношений между сотрудниками проверяемого предприятия, амбициозность, а потому психическая неустойчивость работников бухгалтерии, небрежность в записях и другие.

Обращение к управленческой психологии помогает менеджеру и особенно административному руководителю (командору) создавать прочные коллективные состояния, выстраивать оптимальную систему стимулирования труда, обеспечивать индивидуальный подход в работе с персоналом. Нередко он сам может оказаться в положении "ситуации жертвы", когда на него оказывают мощное давление и подчиненные, и вышестоящие руководителя, и неблагоприятная деловая конъюнктура.

И здесь опять полезно обратиться к управленческой психологии и таким ее составляющим как общая и социальная психология, медицинская и воинская психология, этнопсихология и ноосферная психология.

Психология принятия решения.Существует психологическая процедура принятия управленческого решения, состоящая из нескольких фаз.

  • Первая фаза: актуализация в самом себе потребности в принятии решения, исходя из служебной необходимости.
  • Вторая фаза: формирование положительной эмоциональной настроенности на принятие решения.
  • Третья фаза: умозрительное построение замысла решения.
  • Четвертая фаза: активное включение памяти для создания "информационного банка" построения решения, обращение к конкретным информационным источникам, находящихся вне памяти.
  • Пятая фаза: мысленное формулирование цели и задач решения, создание виртуального эскиза ("в голове") его концепции.
  • Шестая фаза: письменное изложение концепции и выстраивание версий и вариантов решения, визуальное размышление по их поводу.
  • Седьмая фаза: предметное формулирование цели и задач решения, определение условий для его исполнения, распределение ролей предполагаемых исполнителей.
  • Восьмая фаза: речевая презентация содержания решения и технологии его выполнения коллегам, обсуждение и сбор мнений и оценок по проекту решения.
  • Девятая фаза: обобщение и анализ полученных замечаний и предложений, доводка проекта решения, возможное обращение к методам "мозговой атаки" и "Дельфы".
  • Десятая фаза: окончательная письменная (устная) корректировка решения, приданиеему официального значения посредством "перевода" в приказ, распоряжение, указание.

При принятии решения следует соблюдать предложенную последовательность психологических операций. Принимая во внимание исключительную важность в деятельности руководителя самого факта "принятия решения", еще раз обратим внимание на следующие позиции, объясняющие суть психологии выработки и принятия управленческого решения:

  • актуализация потребности, интереса и мотива, формирующих эмоциональную и мыслительную активность и сосредоточенность на определенной идее по созданию решения;
  • волевое подключение к мышлению воображения и памяти и их совместное задействование как внутренних механизмов создания эскиза решения;
  • организация конструктивного общения для создания общего "менталитетного пространства" с теми, кто может быть и должен быть полезен для повышения продуктивности мыслительного процесса по разработке содержания и технологии реализации решения;
  • создание заинтересованности (личной и групповой) у участников выполнения решения путем определения конкретных показателей, сроков их достижения и мер материального и морального поощрения.

Кабинет руководителя. Его надо рассматривать как рабочее пространство, где происходят основные события в управленческой деятельности менеджера. Поэтому рабочий кабинет должен соответствовать основным функциональным требованиям: быть экологичным, эстетичным, эргономичным. В нем техническая оснащенность должна соответствовать самым современным требованиям. Кабинет руководителя - наглядная демонстрация его личного вкуса и культурных запросов, разумного, но достойного использования служебных средств.

Для осуществления управленческого общения в нем должны быть три зоны: личной работы, коллегиальной деятельности, дружеского общения. Каковы психологические требования к оформлению этих зон?

  • Зона личной работы. С учетом требований эргономики и НОТ в ней должны предусматриваться: определенные параметры рабочего стола, удобная конструкция кресла и мест для посетителей, правильное освещение площади рабочего стола, рациональное расположение телефонов, наличие современного организационно-технического оборудования.
  • Зона коллегиальной деятельности. Она оборудуется с учетом требований организации совещательной работы руководителя с людьми. Необходимо иметь "коллегиальный" стол и удобные стулья для проведения совещаний, карандаши, ручки, листы чистой бумаги, графин с водой, стаканы. Если при проведении совещаний используется техническая аппаратура, то она должна быть соответствующим образом расставлена и предварительно проверена.
  • Зона дружеского общения. В ней желательно иметь пару удобных кресел, журнальный стол, прохладительные напитки. Зона должна находиться в стороне от двух названных рабочих зон. Своим микрооформлением она должна располагать к дружеской, неофициальной атмосфере общения.

Психологические приемы общения. Наличие трех зон в кабинете позволяет руководителю использовать три психологические приема управленческого общения.

  • Руководитель принимает посетителя, сидя за рабочим столом, отвечает на его приветствие и приглашает сесть перед своим столом. Этот прием используется в основном при субординационной форме общения. Здесь время приема, характер общения, его итоги определяет руководитель.
  • Руководитель при появлении в кабинете посетителя выходит из-за стола, приветствует и приглашает его в зону коллегиальной работы, а сам садится напротив. Это служебно-товарищеская форма общения. Она характеризуется равенством прав на содержание и порядок обмена информацией. Время встречи определяется по взаимной договоренности.
  • Руководитель при входе посетителя находится в центре кабинета, идет ему навстречу, по ходу доброжелательно приветствуя его, и приглашает сесть в кресло за журнальным столиком. Налицо дружеская форма управленческого общения: полная открытость, дружелюбие, готовность к вниманию.

Психология гомеостазиса руководителя. По мнению И.П. Павлова, люди являются самыми сильными раздражителями. И общение с ними всегда связано для руководителя с большой затратой эмоциональной и умственной энергии. Не случайно у многих руководителей в конце рабочего дня ощущается энергетическая опустошенность.

По данным исследований, из-за группового давления поведение многих индивидов в малой группе (три - десять человек) имеет тенденцию к конформизму. Подобный психологический пресс испытывает и менеджер. Есть еще и другая проблема. Как утверждал К. Станиславский, любой великий режиссер с любой великой труппой должен работать не более шести - семи лет.

Все это актуализирует значение поддержания самим руководителем своего гомеостазиса - телесного и душевного равновесия. И прежде всего постоянными упражнениями своей умственной воли, отладкой эмоций, четким владением самоменеджментом.

Дидактический тренинг

Сформулируйте (устно или письменно) ответы на следующие вопросы:

  • Какие психологические знания заключены в понятии "управленческая психология"?
  • Имеет ли практическое значение знание таких понятий, как человек, личность, индивидуальность?
  • По каким признакам можно определить социально-психологические процессы в трудовом коллективе?
  • Какие психолого-дидактические принципы стимулирования труда особо значимы и почему?
  • Какие психологические требования к подготовке и принятию управленческого решения вы соблюдаете?

Выполните учебные задания:

  • составьте диаграмму индивидуально- и общественно-психологических качеств личности;
  • составьте диаграмму характеристик социально-психологической общности трудового коллектива;
  • отрепетируйте три приема встречи посетителей в своем служебном кабинете.

Управленческая
педагогика

Педагогика как информационная деятельность

Полезность педагогики для руководителя. Наряду с психологическим знанием, любому организатору необходима ориентация в педагогических знаниях, благодаря которым он может найти лучшие формы и методы воздействия на людей для освоения ими конкретных профессиональных знаний и умений, осознанного принятия нравственных нормативов служебного общения и актуализации у них интереса к личностному самосовершенствованию.

Чтобы лучше представить полезность педагогического знания, обратимся к следующей схеме: социализация - воспитание - самосовершенствование.

Социализация исторически предшествует воспитанию. Выступая как социальная адаптация человека к реалиям жизни, она обеспечивает непосредственную преемственность поколений, освоение имеющихся знаний и опыта, выявляет разнообразные общественные взаимоотношения.

Воспитание - целенаправленное субъективное воздействие, преследующее определенные информационные и нравственные цели. Не случайно Гегель утверждал, что главное предназначение педагогики - это нравственное формирование душевного склада людей. Отсюда и ее чрезвычайная значимость. И самое главное - воспитание призвано актуализировать стремление личности к духовному самоинвестированию.

Самосовершенствование должно быть шагом вперед в развитии личности, призвано сформировать в ней внутреннюю самостоятельность, которая, по словам хирурга Н.И. Пирогова, напомнит "нам, что мы, живя в обществе и для общества, живем еще и сами собой и в самих себя".

Знание этих технологий личностного развития имеет практический смысл для руководителя. Прежде всего их соблюдение и постоянное совершенствование является обязательным условием управленческой деятельности. Как переход к высоким технологиям производства является законом успешного создания более могущественной экономики, так и отработка на самом качественном уровне человековедческих технологий способствует достижению общества – "гуманизированной социоэкономики".

Воспроизводство таких технологий невозможно без педагогического знания.

Принципы воспитания.Руководитель обязан заниматься воспитанием своих подчиненных, при этом обеспечивая решение таких педагогических задач:

  • умственное развитие;
  • нравственное обогащение;
  • комфортизация общения.

Решая эти задачи, можно направленно использовать соответствующие инвестиции, в результате которых подчиненные будут "умнеть", становиться профессионально честолюбивыми и коллективно организованными. Так поступают во многих деловых структурах, когда вкладывают средства в профессиональное образование работников, создание служб по работе с персоналом в социометрических и этикометрических исследованиях в подразделениях, организацию культурных корпоративных мероприятий.

Чтобы управленчески надежно заниматься решением таких воспитательных задач, следует придерживаться следующих педагогических принципов:

  • актуализировать интерес к проявлению личностных способностей;
  • развивать социальные чувства;
  • возбуждать жизненный оптимизм;
  • стимулировать вкус к профессиональному росту;
  • увлекать благородными идеалами.

Кратко раскроем содержание каждого принципа организации воспитательной работы, используя высказывания известных людей.

Первый принцип. Г. Бокль: "Способности человека, насколько учит нас опыт и аналогия, безграничны; нет никакого основания полагать даже какой-нибудь воображаемый предел, на котором остановится человеческий ум".

Второй принцип. К.Р. Роджерс: "В наше время надо гораздо больше знать и уметь, чтобы уменьшить напряженность в человеческих отношениях".

Во время битвы со шведами под Нарвой в плен попал друг детства Петра Великого, командующий русской артиллерии царевич Александр Багратион. За его откуп шведы потребовали 10 бочек золота (почти вся казна страны). Александр категорически отказался от освобождения такой ценой написав Петру: "Не токмо словом, но и в помысле своем не думаем мы причинить ущерб Отечеству. На то мы званы: терпеть и умереть за интересы государя и отчизны".

Третий принцип. И.И. Мечников: "Эволюция чувства жизни в развитии человека составляет настоящую основу философии оптимизма. Оно, это чувство, имеет громадное значение и потому должно быть по возможности тщательно изучено".

Четвертый принцип. СП. Королев: "Если ты сделал быстро, но плохо, все скоро забудут, что ты сделал быстро, но зато долго будут помнить, что ты сделал плохо. Если ты что-то сделал медленно, но хорошо, то все скоро забудут, что ты работал медленно, но будут долго помнить, что сделал хорошо".

Пятый принцип. Ф.М. Достоевский: "Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности".

Приоритетная направленность воспитательных
усилий руководителя

Механизмы "формирования сознания". Каждый человек - это своеобразный микрокосмос, в галактике которого предстоит многое еще открыть. Речь идет о богатстве внутреннего (душевного и духовного) мира человека, об "идеальных силах", которые изнутри предопределяют его поведение. Важнейшей задачей цивилизованного образования и воспитания являются апелляция к этим силам, придание им нравственно достойного проявления. Практически это предполагает умелое воздействие на сознание людей.

В этой связи полезно хотя бы ориентировочно представлять душевные и духовные механизмы функционирования сознания. Любые попытки смоделировать подобные механизмы, представить его основные узлы носят условный характер. Наш мозг - 15-миллиардная клеточная система - емко и сложно воспроизводит психическую деятельность, в которой ведущее место принадлежит восприятию и познанию.

Обратимся к таким составляющим процесса познания, как анализ, синтез и обобщения. Эта система названных операций осуществляется осознанно, хотя внутри все происходит бессознательно. Можно предположить, что по мере осознанного использования названных операций познания они более точно реализуются на бессознательном уровне.

С давних времен предпринимаются попытки предметно представить технологии деятельности мозга. Распространенным является изображение их в виде функционирования нескольких слоев душевной и духовной деятельности: от глубинных, во многом обусловленных генетической программой личности, до логически рассудочных, прижизненно приобретенных.

Схематично их можно представить таким образом: бессознательное - подсознательное - сознательное.

Таковы основные механизмы нашей душевной и духовной деятельности, благодаря которым осуществляется восприятие и познание внешнего и внутреннего мира каждым из нас. Ориентация в условиях их функционирования и оптимизация этих условий в интересах направленного развития личности является приоритетной задачей каждого воспитателя.

П.М. Керженцев, обращая внимание на то, что руководителю надо больше учить, а не приказывать, утверждал, что "...его работа в значительной части есть работа педагога, который настойчиво передает исполнителям свои идеи и учит практически осуществлять их". Вполне понятно, что реализация образовательно-воспитательной функции руководителем предполагает его понимание тех субъективных (например, характер архетипов) и объективных условий (обстановка в семье), которые могут программировать состояние бессознательного и подсознательного у своих подчиненных.

Процесс формирования и функционирования людского сознания достаточно сложен. О чем свидетельствует такая схема: "сумеречное" сознание - обыденное сознание - научное сознание.

При всей многослойности познавательных процессов "сумеречное" сознание рассматривается не как психиатрическая категория, а как образное представление несложившегося познавательно-ориентированного сознания, в котором, наряду с проблесками разумных мыслей, превалируют аффекты, галлюцинации и алогические конструкты. Для руководителя практический интерес представляют обыденное и научное сознание.

Обыденное сознание- это тот уровень познавательной деятельности, в результате которой складываются первоначальные чувства, впечатления и простейшие суждения. Обыденное сознание - повседневное сознание, на становление которого непосредственно воздействуют жизненный опыт человека, социальные микросреды (семья, товарищеская компания, трудовой коллектив), собственный здравый смысл.

Научное сознание- это тот уровень психической деятельности, в результате которой формируется система теоретических и практических знаний, образуются понятия и умозаключения. Образование последних достигается посредством разнообразных логических приемов. Основными "продуктами" этого уровня сознания являются научные взгляды, этические позиции, эстетические принципы. В формировании научного сознания огромная роль принадлежит профессиональной деятельности личности, образованию и воспитанию, общей культуре. В отличие от обыденного оно не зависит от личных впечатлений и жизненного опыта человека.

Наши рекомендации