Технологическая карта урока

Автор урока, учитель: Александрова Жанна Викторовна
   
Предмет: Технология
   
Класс:
   
Тема: Снятие мерок для построения чертежа фартука
   
Тип урока: комбинированный
   
Цели: формирование знаний классификаций одежды, о назначении рабочей одежды, о мерках, об основных правилах
их снятия и записи результатов измерения
                   

Планируемые результаты:

Вид планируемых учебных действий Задачи учителя Планируемый уровень достижения результатов обучения учащихся
Предметные формировать представления о видах одежды; формировать у учащихся навыки по измерению фигуры человека - усвоение правил снятия мерок; - представлять основные точки и линии измерения фигуры человека, приемы снятия мерок; - уметь снимать мерки; - контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; - развивать моторику и координацию движений рук при работе с сантиметровой лентой
Регулятивные Научить определять последовательность операций с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его - выполнять действия по обслуживанию рабочего места (до, во время и после работы), контролю выполнения приемов по снятию мерок;  
Познавательные Научить выбирать наиболее оптимальные средства и способы решения задач. Преобразовать информацию из одной формы в другую - выделять и принимать учебную цель (задачи) на урок; - на основе мыслительных операций сравнения и обобщения выявлять общие и существенные признаки понятия «снятия мерок»; - изучить основные точки и линии измерения фигуры человека, приемы снятия мерок - выполнить практическую работу по снятию мерок и записи результатов измерений
Коммуникативные Создать условия для учебного сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; учить доносить свою позицию до других - учиться осуществлять диалоговое общение, словесную презентацию итога своей работы
Личностные Учить проводить самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе - осознание ответственности за качество своей деятельности через ознакомление с правилами и важностью правильного снятия мерок; - проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; - выполнить самооценку результатов своей работы, рефлексию


Деятельность педагога Деятельность обучающихся
МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП
I. Организационный момент
- приветствие - проверка явки учащихся - заполнение классного журнала - проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу. *Для того чтобы определить тему урока, почитайте написанную на доске пословицу Одежда делает человека (французская) Как вы понимаете её значение? *Да, одежда играет огромную роль, она украшает человека. И не только, она также защищает от неблагоприятных воздействий окружающей среды. А ещё есть такая одежда, которая защищает другую от загрязнений. -Догадались о какой одежде идёт речь? (фартук) - доведение до учащихся плана урока План урока. 1. Фартук-рабочая одежда. 2. Правила снятия мерок. 3.Мерки, для построения чертежа фартука. 4. Практическая работа «Снятие мерок, запись результатов». Личностные УУД Осуществляемые действия: - эмоциональный настрой на урок и т.д.
Формируемые способы деятельности: - проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.
Познаватель- ные УУД Осуществляемые действия: - активное слушание - выдвижение предположений о теме урока и т.д.
Формируемые способы деятельности: - формулирование собственных ожиданий
Коммуникатив- ные УУД Осуществляемые действия: - слушание собеседника  
Формируемые способы деятельности: - построение понятных для собеседника высказываний  
II. Проверка выполнения домашнего задания
- учащимся предлагается разноуровневый тест по теме прошлого урока «Машинные швы» (Приложение №1)   Личностные УУД Осуществляемые действия: - повторение раннее изученного материала
Формируемые способы деятельности: - проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Регулятивные УУД Осуществляемые действия: - контролируют правильность ответов
Формируемые способы деятельности: - оценивание результата по алгоритму - адекватное восприятие оценки учителя
Познавательные УУД - Осуществляемые действия: - взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
- Формируемые способы деятельности: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия: - взаимодействуют с учителем во время опроса
Формируемые способы деятельности: - продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения - умение полно и точно выражать свои мысли  
III. Актуализация знаний
- организация задания на повторение - эвристическая беседа - заслушивание сообщения учащихся Личностные УУД Осуществляемые действия: - активизация имевшихся ранее знаний - активное погружение в тему - высказывание различных вариантов решения данной проблемы
Формируемые способы деятельности: - умение слушать в соответствии с целевой установкой - принимать и сохранять учебную цель и задачу - дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания
Познавательные УУД Осуществляемые действия - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности - слушают вопросы учителя - отвечают на вопросы учителя - осуществляют актуализацию личного жизненного опыта
Формируемые способы деятельности: - формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов - формирование умения выявлять сущность, особенности объектов; - формирование умения на основе анализа объектов делать выводы - формирование умения обобщать и классифицировать по признакам - формирование умения находить ответы на вопросы
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия: - слушание собеседника - взаимодействуют с учителем во время беседы
Формируемые способы деятельности: - формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
IV. Проблемное изложения нового знания
- эвристическая беседа - объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся - заслушивание сообщений учащихся *Девочки, давайте ещё раз скажем, для чего человеку необходима одежда? Одежда - это совокупность покровов, предохраняющих тело человека от внешних воздействий окружающей среды и механических повреждений. *Учащимся предлагается классификация одежды по назначению. Слайд №1-8 (Приложение №2) Фартук относится к рабочей одежде. Его основное назначение - предохранять одежду от загрязнений. *проблемное задание: - Девочки, послушайте рассказ «Две хозяйки» С. Могилевской (Приложение №3) - Какое правило можно сформулировать, прочитав этот рассказ? (Выйдя на кухню, прежде всего, наденьте фартук и косынку) Сообщение познавательных сведений (Немного из истории фартука). Виды фартуков: Повседневные фартуки более спокойные по силуэту, фасону, отделке, не мешающие движениям; используемые ткани должны хорошо стираться и утюжиться. Нарядные фартуки предназначены для домашних праздников. Это фартуки, надевающиеся поверх нарядной одежды или являющиеся дополнением к костюму. Выполняются из легких тканей белых или пастельных тонов. Отделкой могут служить кружево, вышивка, оборки, рюши. Учащимся следует показать различные виды отделки. Детские фартуки должны быть яркими, сочными, насыщенными по цвету, интересными по форме (в виде плодов, ягод, игрушек, зверей и т. д.). Фартуки для мужчин лаконичны по силуэту, отделочным деталям, цветовая гамма спокойная. Слайд №9-10 (Приложение №2) Давайте вместе подумаем, какими качествами должен обладать фартук и какие требования предъявляются к этому виду рабочей одежды. Слайд №11 (Приложение №2) Ну что, мои дизайнеры, подошло время к выполнению заказа. На сегодняшнем художественном совете мы получили заказ на выполнение макетов фартуков, используя различные средства (аппликация из бумаги, аппликация из ткани и с помощью красок или фломастеров). Нам, разбившись на группы из трёх человек, предстоит разработать модели будущих фартуков в соответствии с полученным заказом (заказ получают в конвертах (Приложение №4)) и составить макет модного журнала. Процесс создания своей модели опишите по плану: а) эскиз; б) описание. Подумайте, как ваша модель будет украшена, какие виды отделки вы сможете применить, придумайте ей название. Я ожидаю увидеть, как вы отнесетесь к этой работе творчески. Если потребуется помощь, обращайтесь ко мне. Рассматривая модели фартуков, девочки выясняют, что они состоят из отдельных деталей. Для изготовления нужно знать длину и ширину всех его деталей. Слайд №12 (Приложение №2) -Девочки, с чего начинается изготовление фартука? Мерки - это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. Работа с раздаточным материалом. Приложение №5 *Учитель на манекене показывает и рассказывает, как снимаются мерки, как они записываются. Слайд №13-16 (Приложение №2) Словарная работа: одежда, фартук, требования к рабочей одежде (фартуку), мерки, снятие мерок Регулятивные УУД Осуществляемые действия: - самостоятельное определение темы урока - осознание целей и задач обучения - восприятие, осмысление, запоминание учебного материала - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
Формируемые способы деятельности: - формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с раздаточным материалом - формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей - формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план) - формирование умения слушать и понимать других - формирование умения формулировать свои мысли в устной форме - формирование умения работать в парах, в группах    
Познавательные УУД Осуществляемые действия: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности - развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме - развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям - развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации - развитие умения строить простые рассуждения
Формируемые способы деятельности: - формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
V. Первичное закрепление знаний учащихся
- использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала. *- Назовите правила снятия мерок. - Как обозначаются и снимаются мерки: - полуобхват талии - полуобхват бедер - длина изделия *обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с предложением: дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны. -выявление умений у учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями. Личностные УУД Осуществляемые действия: - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению - применение на практике и последующее повторение нового материала
Формируемые способы деятельности: - формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности - формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией  
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия: - формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
Формируемые способы деятельности: - формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
VI. Физкультминутка
технологическая карта урока - student2.ru Учитель (ученики) Трава маленькая-маленькая (Делают приседания) Деревья высокие-высокие (Поднимают руки вверх) Ветер деревья качает-качает (Вращаются) То направо, то налево наклоняет (Наклоняются вправо, влево) То вверх, то назад (Потягиваются вверх, назад) То вниз сгибает (Наклоняется вперед) Птицы летят-улетают (Машут руками-«крыльями») Ученики тихонько за парты садятся (Садятся за парты)
VII. Практическая работа «Снятие мерок» с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем
7.1. Вводный инструктаж учителя: - сообщение учащимся названия практической работы; - разъяснение учащимся задач практической работы; - ознакомление учащихся с объектом труда - образцом; - ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления); - ознакомление учащихся с учебно-технической документацией; - предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы; - инструктаж по технике безопасности. 7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД (работа в парах). Снятие мерок с напарника. Заполнение таблицы «Мерки для построения чертежа фартука» 7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы) 7.3.1. Формирование новых умений: - проверка организованности начала работы учащихся; - проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления); - соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания; 7.3.2. Усвоение новых знаний: -проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации; -инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией. 7.3.3. Целевые обходы: - инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом; - концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций; - оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся; - контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения; - рациональное использование учебного времени учащимися. 7.4. Заключительный инструктаж учит: - анализ выполнения самостоятельной работы учащимися; - разбор типичных ошибок учащихся; - вскрытие причин допущенных учащимися ошибок; - повторное объяснение учителем способов устранения ошибок. Личностные УУД Осуществляемые действия: - проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности - выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся - восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
Формируемые способы деятельности: - применение на практике полученных знаний и последующее повторение
Регулятивные УУД Осуществляемые действия: - самоконтроль выполнения задания - взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
Формируемые способы деятельности: - планирование своего действия в соответ­ствии с поставлен­ной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
Познавательные УУД Осуществляемые действия: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности - усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации
Формируемые способы деятельности: - умение структурировать знания - выбор наиболее эффективных способов решения задач - установление причинно-следственных связей - построение логической цепи рассуждений - выдвижение гипотез их обоснование
РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
*Домашнее задание: сообщение о теме следующего урока *На следующем уроке вы будете строить чертёж фартука, используя мерки, которые сегодня сняли. Для работы необходимы: учебник, рабочая тетрадь, цветные ручки, карандаши, листы миллиметровой бумаги А4, А2, линейка закройщика. Познавательные УУД Осуществляемые действия: - отработка алгоритма по изученной теме - творческая переработка изученной информации - поиск информации в традиционных источниках (в алфавитном, в предметном каталоге, в каталоге вторичных источников, в словарях, в энциклопедиях) - поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных) - поиск в других источниках (в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках) - переработка (на основе анализа, на основе синтеза)
Формируемые способы деятельности: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности - поиск и выделение информации - применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств
IX. Уборка рабочих мест
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Рисуем настроение. Цветик-многоцветик. технологическая карта урока - student2.ru Выберете для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к ответу на вопрос: - Сегодня на уроке …... Затем все лепестки соберите в общий цветок • было интересно… • было трудно… • теперь я могу… • я научилась… • меня удивило… • мне захотелось… Слайд №17 (Приложение №2) Коммуникативные УУД Осуществляемые действия: - оценка и самооценка учебной деятельности - обобщение и систематизация знаний - учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
Формируемые способы деятельности: формирование умений полно и точно выражать свои мысли
           

Приложение 2

Наши рекомендации