Общая характеристика учебного предмета «Технология»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для начального общего образования (базовый уровень) разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009 г.; примерной программы по учебным предметам начального общего образования; Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ЗСОШ № 2» на 2015-2019 гг.; авторской программы Е. А. Лутцевой «Технология», утвержденной Министерством образования и науки РФ; учебного плана МБОУ «ЗСОШ № 2», созданного на основе БУП МО и Н РФ и РТ; федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов.

XXI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы. Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности. Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий). Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели и задачи курса

Изучение курса технологии направлено на достижение следующих целей:

• овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и органи­зации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компью­терную технику для работы с информацией в. учебной деятельности и повседневной жизни;

• развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

• освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;

• воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудниче­ства в коллективной деятельности.

Задачи:

● развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

● формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

● формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;

● овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

● использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

● развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

● воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в со­временном технологическом мире. В отличие от традиционного учебного предмета «Трудо­вое обучение» данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образова­ния, которое должно обеспечить учащимся широкий культур­ный кругозор, продуктивное творческое мышление, макси­мальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразователь­ной, проектной деятельности человека и овладения элемен­тарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.Начальная школа становится первой ступенью в достижении учащимися современной технологической компетентности наряду с естественно-математической и гу­манитарной.

Содержание курсарассматривается не как самоцель, а прежде всего как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования эле­ментарных технико-технологических умений, основ проект­ной деятельности. Сквозная идея содержания — внутреннее стремление человека к познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных по­требностей людей, отражение расширения и обогащения этих потребностей, влияния научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение ми­кроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, обще­ственное сознание, отношение к природе. Особый акцент — на результаты научно-технической деятельности человека (главным образом в XX и XXI веках) и на состояние окружа­ющей среды, т. е. на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической соста­вляющей также по-своему технологична.

Содержание курса отобрано и целенаправленно структу­рировано в двух основных разделах: «Основы технико-тех­нологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии».

Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.Раздел включает информа­ционно-познавательную и практическую части и построен в основном по концентрическому принципу. Его содержа­тельная основа, т. е. стержень предмета, — это обобщенные первоначальные технико-технологические знания и умения, характерные для любой практической деятельности челове­ка. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения, связанные с обработкой материалов (технологи­ческие операции и приемы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), выращива­нием растений (агротехника), техникой как помощницей человека и т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии, способах ее полу­чения и использовании, об организации труда, мире профес­сий и т. п.

Концентричность в изучении данного раздела достигает­ся тем, что элементы технологических знаний и умений изу­чаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются прежде всего технологические опера­ции, приемы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приемы, инструменты, материалы, виды труда.

Из истории технологии.Раздел отражает познаватель­ную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. В нем представлены отдельные страницы истории человечества — от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших свое отра­жение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Этот раздел знакомит учащихся (на уровне общих представлений) с зарождением ремесел (разделение труда), созданием механизмов, исполь­зующих силу природных стихий (повышение производи­тельности труда), изобретением парового двигателя, поло­жившим начало технической революции. Дается также пред­ставление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или стимулировавших их развитие, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. Центром внимания учеников явля­ется человек, в первую очередь человек-созидатель — ду­мающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои мате­риальные и духовно-эстетические потребности и при этом сам создающий красоту.

Особенности представления материала в разделе:

• исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;

• преобразующая деятельность человека рассматрива­ется в ее единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрица­тельное, в том числе обсуждаются проблемы экологии:

• показано, что технология практических работ из века в век остается почти неизменной, особенно ручных, ре­месленнических (детали размечаются, вырезаются, соединя­ются, изделие отделывается и украшается);

• осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в частности рассматриваются причины возникновения разделения труда, необходимость повыше­ния его производительности, этапы развития техники как помощницы человека и т. д.;

• подчеркивается, что творческая деятельность — есте­ственная, сущностная потребность чело- века в познании мира и самореализации — проявляется, в частности, в изо­бретательстве, стимулирующем развитие производства и наук (физика, химия, астрономия, биология, медицина).

Исторический подход целенаправленно реализуется со 2 класса.

Оба раздела взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, прибли­зить его к окружающему ребенка миру в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, мате­риальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его истори­ческом развитии.

В 1 классе в разделе «Человек в окружающем мире» показываются связь природы и человека, его созидатель­ная деятельность и ее результаты, природа как источник вдохновения для человека-созидателя и источник при­родного сырья для человека-производителя. Учитывая возрастные особенности шестилетних детей, которые ближе к дошкольникам, больше внимания уделено эмо­ционально-личностному компоненту, воспитанию в каж­дом ученике веры в свои возможности, потребности в со­зидании не только для себя, но и для других (близких, знакомых и незнакомых), раскрытию красоты окружающего мира. Учтены также требования адаптационного пе­риода: освоение материала курса в течение первых недель обучения осуществляется в процессе экскурсий, прогу­лок, игр на воздухе.

Региональный компонент в курсе реализуется через на­полнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направлен­ность. Это могут быть реальные исторические объекты (со­оружения) и изделия, по тематике связанные с ремеслами» и промыслами народов, населяющих регион.

Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, раз­мышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учи­тель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего уче­ния, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной инфор­мацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.

В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических уме­ний учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом — уровень ремесла и уровень мастерства.

Первый — репродуктивный — благодаря системе концен­тричного предъявления материала, связанного с технологи­ческими операциями и приемами, обеспечивает их последо­вательное усвоение и отработку. Важной составной частью практических работ являются пробные поисковые упражне­ния по «открытию» и освоению программных технологиче­ских приемов и операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предла гаемых изделий и являются залогом качественного выполне­ния всей работы. Они предлагаются на этапе поиска возмож­ных вариантов решения конструкторско-технологической проблемы, выявленной в результате анализа главным обра­зом предложенного образца изделия.

Второй — творческий — предполагает использование ме­тодики, стимулирующей поиск и самостоятельное решение конструкторско-технологических задач и проблем, опору на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систе­му вопросов и заданий, активизирующих познавательную поисковую (в том числе проектную) деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать результаты и искать оптимальные пути реше­ния возникающих эстетических, конструктивных и техноло­гических проблем.

Курс реализуют следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы тех­нико-технологических знаний и широкую технико-техноло­гическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с посте­пенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера — творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственно­сти. Она предполагает включение учащихся в активный поз­навательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (создание ясного целостного представления о будущем изделии и его назначении, выбор конструкции, материалов, инструментов, определение ра­циональных приемов и последовательности выполнения) до практической реализации задуманного. В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в про­цессе выполнения заданий практического характера — как обучающих, так и творческих. Их тематику предлагает учитель либо выбирают сами учащиеся после изучения отдель­ных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Наши рекомендации