I Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Уфимский филиал)

Кафедра «Экономика, менеджмент и маркетинг»

РЕФЕРАТ по дисциплине

«экономическая теория»

на тему:

«Аутсорсинг и его роль в современной экономике»

Выполнил:

студентка группы 11ИП(БУ) Ефимова Д.Е.

Научный руководитель:

к.э.н., пофессор

Кузнецова Л.В.

Уфа 2015

Содержание

Введение 1 История, происхождение и сущность аутсорсинга 2 Формы и виды аутсорсинга 3 Роль аутсорсинга в рыночной экономике Заключение Список литературы

Введение

Конкуренция между фирмами стремительно увеличивается изо дня в день, и каждое предприятие стремится увеличить качество продукции и качество предлагаемых услуг при наименьших затратах. Научно-технический прогресс и экономическая мысль не стоят на месте, так что каждой организации приходится успевать за новыми идеями и технологиями, дабы не проиграть в конкурентной борьбе.

Появившееся совсем недавно такое явление, как аутсорсинг, которое дало возможность передавать любую работу сторонним организациям, позволило компаниям тратить меньшее количество средств и времени для осуществления многих функций.

Наша страна на данный момент испытывает на себе трудности кризиса, во время которого фирмы всеми способами пытаются уменьшить издержки и повысить эффективность деятельности организации, что необходимо для развития экономики любой страны. Использование аутсорсинга является одним из рациональных способов для выхода из него.

Актуальность рассмотрения аутсорсинга связана с его широким распространением в мире, поскольку его применение позволяет в значительной степени повысить конкурентоспособность предприятия за счет снижения издержек, рационализации производственной и управленческой деятельности, фокусирования на инновациях.

Однако, не смотря на широкое распространение аутсорсинга на Западе, в России аутсорсинг до сих пор является достаточно новым явлением. В российской экономической литературе понятие аутсорсинга появилось сравнительно недавно, поэтому многие проблемы, касающиеся аутсорсинга, малоизучены. Основная причина этого - отсутствие полноценных теоритических и методических наработок в данной области, способных побудить руководство предприятий к активным действиям в направлении применения аутсорсинга.

Существенный вклад в исследование проблем аутсорсинга внесли такие российские ученые как И. В. Петрова, Н. К. Моисеева, Б. А. Аникин, И. Л. Рудая, В. И. Данилин, Е.Г. Гинзбург и другие. Среди зарубежных авторов можно выделить К. Кетлера, Дж. Кросса, Э. Йордона и Д. Рассела.

В соответствии с выбором темы реферата была поставлена цель: раскрыть роль применения аутсорсинга в современных экономических условиях.

Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:

1) изучить сущность и историческое происхождение аутсорсинга;

2) охарактеризовать существующие формы и виды аутсорсинга;

3) выявить роль аутсорсинга в современной экономике.

1 Историческое происхождение и
сущность аутсорсинга

Понятие «аутсорсинг», появилось в толковых словарях еще в начале 80-х гг. прошлого столетия, но в России его стали использовать только в 90-х гг. Существует множество различных определений аутсорсинга, но одними из наиболее распространенных, которыми чаще всего пользуются на практике, являются следующие:

1. Аутсорсинг (от англ. «outsorcing», дословно – «использование чужих ресурсов») – это передача на договорной основе функций организации внешним исполнителям, специализирующимся на соответствующих видах деятельности.

2. Аутсорсинг - передача выполнения непрофильных, вспомогательных функций (бухгалтерский учет, построение информационных систем, их разработка, хозобслуживание) внешней организации с целью сокращения расходов компании.

Аутсорсинг заключается в рассредоточении функций фирмы. Это производит положительный эффект, потому что второстепенные функции фирма, дабы избежать издержек, может передать стороннему подрядчику, потому что некоторые главные функции фирма не выполняет достаточно хорошо, как их могут выполнять сторонние организации. Генри Форд 80 лет назад сказал: «Если есть что-то, что мы не умеем делать лучше и дешевле, чем наши конкуренты, то нет смысла делать это вообще; такую работу мы должны передать тем, кто ее выполнит с заведомо лучшим результатом». Слова Генри Форда – лучшая характеристика практики делегирования, то есть передачи определённых функций другим фирмам. Делегирование – это удобно и выгодно, вот почему фирмы используют аутсорсинг.

Первым проявлением аутсорсинга в начале ХХ в., были юридические фирмы, оказывающие помощь организациям и физическим лицам в решениях вопросов юридического характера. При оказаниях таких видов услуг, независимые юридические компании всю ответственность брали на себя. Со временем спектр их услуг расширился, широко внедряя практику бизнес - консультирования.

Многие ученые считают, что аутсорсинг получил широкое распространение в связи с быстрым развитием информационных технологий и датой начала «эпохи аутсорсинга» относят к 1962г. Это дата основания компании ElectronicDataSystemCorporation (EDS).

Наиболее крупные и известные аутсорсинговые компании – аудиторско-консалтинговые фирмы «Большой пятерки» КРМG, Deloitte&Touch, AndersenWorldwide, PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young- предлагают услуги аутсорсинга в области управления, информационных технологий, налогообложения, аудита, бухгалтерского учета и отчетности, ревизионной деятельности, юридического обеспечения.

EDS была основана Россом Перро в Далласе, первоначально они составляли балансы для нескольких банков, арендуя для этого большие ЭВМ в ночное время. Постепенно клиентов становилось все больше и больше, и Перро понял, что он стоит у истоков нового перспективного бизнеса. К 2008г. EDS стала мировым лидером по сервису в области информационных технологий. Компания специализировалась на информационных решениях, консалтинге и создании структуры управления бизнес-процессами для компаний в 86 странах мира, штат компании составлял около 136 тыс. сотрудников. В мае 2008г. компания была приобретена корпорацией Hewlett-Packard за $ 13,9 млрд.

Что качается истоков практического аутсорсинга как метода производственной кооперации и высокой технологии управления в промышленности, то они относятся к периоду «великого противостояния» двух великих менеджеров - Генри Форда (1863-1947) и Альфреда Слоуна-мл. (1875-1966) и возглавляемых ими гигантов автомобильной промышленности - компаний Ford и General Motors.

Практически за 12 лет (1909-1921) Генри Форд превратил крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменившую американское общество. Объем годового производства автомобилей на заводах Форда вырос с 18664 штук в 1909 году до 1250000 штук в 1921 году.

Однако уже в 1927 году мировой рынок легковых автомобилей захватила компания General Motors. Великий менеджер Генри Форд был побежден не менее великим менеджером Альфредом Слоуном-мл.

Дело в том, что компания Генри Форда нуждалась в посторонней помощи. На пике своего развития она натолкнулась на преграды, порожденные и общеэкономическими условиями, и правилами государственного регулирования, и профсоюзными ограничениями, для преодоления которых со всей очевидностью требовалось привлечение многочисленной армии независимых поставщиков продуктов и услуг. В конце концов, эффективный маркетинг тоже был налажен благодаря надежной сети независимых торговых агентов (дилеров). С течением времени Форд пришел к выводу, что специализированные фирмы выполняют наиболее важные функции ничуть не хуже, чем его собственный управленческий аппарат, а по качеству работ и издержкам такие специалисты зачастую оставляли позади собственные подразделения компании Генри Форда.

Так приоритеты общекорпоративной стратегии компании Ford сместились от контроля на основе собственности к контролю на основе управления партнерскими отношениями.

Что касается Альфреда Слоуна, то он встал у «руля» компании General Motors, когда она находилась на пороге краха в 1921 году. Слоун разработал и реализовал грандиозный проект по завоеванию американского рынка в то время, когда в мире господствовал Генри Форд. Новацией в проекте Слоуна стала методология аутсорсинга, примененная им за 70 лет до появления этого термина в научной литературе в 1990 г., по крайней мере, в двух направлениях деятельности руководителя:

1) в организации систем управления компанией;

2) в организации производства.

Относительно первого направления можно сказать, что реорганизованная компания General Motors располагала крупной и сильной группой управления, а множество людей получили право самостоятельно принимать важные решения.

Относительно второго направления можно сказать, что Слоун предвидел выводы Форда о том, что специализированные фирмы выполняют свои функции лучше, чем его собственные подразделения. Поэтому в основу организации производства он положил метод кооперации узкоспециализированных производств как внутри своей компании, так и за ее пределами.

Таким образом, еще в 30-х гг. ХХ века борьба лидеров автомобилестроения наглядно показала, что в условиях жесткой конкуренции ни одна компания не может быть самодостаточной, опираться лишь на собственные ресурсы.

Первыми аутсорсерами в России стали частные охранные предприятия (ЧОП), которые позволили более качественно защитить свой бизнес. ЧОПы появились в 90-х годах, которые существуют и до сих пор.

Постепенно бизнес развивался, стало катастрофически не хватать специалистов по рекламе, поэтому на рынке услуг появились рекламные агентства.

В 1998 году начался бум Рунета – в России появился интернет, сайты организаций, для создания которых привлекались так же фирмы со стороны, т.к. специалистов в данной области было очень мало

За последние десятилетия мощная волна аутсорсинга захлестнула почти все организации. В стремлении сократить размеры фирмы, уменьшить штаты штаб-квартир и сосредоточить внимание на добавочной стоимости и основных, характерных для этой фирмы видах деятельности, государственные и частные организации применяют принцип «снабжения извне» ко многим процессам, которые раньше выполнялись самими фирмами. Результаты выполнения этих процессов покупаются у аутсорсеров в качестве услуг. [1, стр 5-17]

2 ФОРМЫ И ВИДЫ АУТСОРСИНГА

По причине того, что партнерские отношения в рамках тех или иных соглашении об аутсорсинге могут иметь большие различия, классификация форм и видов аутсорсинга не является в настоящий момент устоявшейся и окончательной. В качестве причины можно обозначить быстрые темпы развития этого сектора бизнеса, возникновение новых форм взаимоотношении в условиях экономической глобализации, законодательные ограничения ряда стран и пр.

Выбор формы партнерских взаимоотношений - прерогатива заказчика, которая зависит, в первую очередь, от возможностей и желания контролировать выполнение работы аутсорсером. Степень такой координации зависит от прав на владение той частью ресурсов, которая с обеих сторон задействована в осуществлении аутсорсинг-проекта. В условия соглашения могут включаться различные с экономической и юридической точки зрения формы организации деятельности.

Существует довольно широкая классификация видов аутсорсинга.

По форме организации совместной деятельности выделяют внутренний и внешний аутсорсинг.

Суть внутреннего аутсорсинга состоит в перераспределении функции внутри бизнес-системы для поддержания контроля над качеством выполнения.

При внешнем аутсорсинге осуществление отдельных или взаимосвязанных функции перенаправляется внешнему исполнителю-аутсорсеру, вследствие чего сокращаются доля компании в стоимости готового продукта и уровень налогообложения.

Актуальным для современного бизнеса является следующий вопрос: какова эффективность внутреннего или внешнего аутсорсинга, и какие принципиальные различия для организаций аутсорсинг-проекта заключает в себе применение иерархических или рыночных механизмов координации? Естественно, интересы организации-клиента, которые связаны с изменением структуры имущества и капитала, в том числе связаны с основополагающей стратегией развития, определенной внешними и внутренними условиями. В некоторых случаях сохранение контроля деятельности аутсорсера - это единственная гарантия качества услуг. Слабое развитие рынка услуг аутсорсинга некоторых стран или отраслей также является причиной поиска «внутреннего» решения проблемы. Несмотря на это, практика бизнеса последнего десятилетия имеет достаточное количество примеров эффективности внешнего аутсорсинга. В частности, необходимость полного снижения расходов отдельных подразделении является причиной, которая побуждает руководство организаций предпринимать решения о осуществлении силами аутсорсеров таких проектов, для которых ранее проводился поиск внутренних резервов. Этому способствует в том числе внедрение принципов инновационного менеджмента, а так же новых методов оценки эффективности инвестиции.

В целом, оптимальное решение состоит в применении внешнего аутсорсинга для функции, которые не связаны с основной деятельностью организации и лежат вне области ее стратегических интересов. «Пригодными» для использования внешнего аутсорсинга являются такие функции, в которых не прогнозируются нововведения, способные дать компании стратегические преимущества в будущем.

Следствием применения внешнего аутсорсинга являются следующие положительные результаты:

1) экономия ресурсов организации (сокращение затрат при снижении стоимости услуг аутсорсера за счет специализации, дешевой рабочей силы и эффекта масштаба);

2) получение высококачественных услуг;

3) повышение имиджа компании в результате использования услуг известного поставщика

Вместе с возможностью поиска уникальных решении собственных проблем внутренний аутсорсинг так же дает возможность сохранять и развивать собственные компетенции в тех сферах деятельности, которые составляют стратегические интересы компании. При этом рыночный контроль взаимоотношении с партнером при применении внешнего аутсорсинга раскрывает возможности использования стандартных решении, способствующих снижению издержек и, более того, повышению гибкости в выборе аутсорсера на развитом рынке услуг.

С точки зрения эффективного использования ресурсов и разделения ответственности и рисков: частичный и полный аутсорсинг.

Частичный, или выборочный, аутсорсинг представляет собой передачу аутсорсеру конкретных функций или элементов бизнес-процессов компании. При этом ряд взаимосвязанных функций выполняется организацией самостоятельно.

Цель частичного аутсорсинга — желание организации, которая является клиентом, сохранить влияние на планирование, управление и контроль, а так же завладеть передовыми технологиями. Иногда частичный аутсорсинг ставит целью освоение организацией новых технологии и приспособления к новым условиям деятельности. В практике IT-аутсорсинга наиболее используемым видом услуг является частичная передача функций управления оборудованием, обслуживания и сопровождения компьютерных систем и других.

Частичный аутсорсинг в том числе широко используется в процессе разработки новых продуктов, внедрении ноу-хау или дорогостоящих процессов, которые требуют значительных инвестиции и длительных сроков освоения. Наряду с этим в реализацию аутсорсинг-проекта вовлекаются ресурсы нескольких компаний, каждая из которых в таком случае снижает долю собственного риска, перераспределяя затраты между партнерами.

Частичный аутсорсинг предоставляет возможность небольшим организациям-аутсорсерам выйти на данный рынок со своими услугами, а так же получить доступ к аутсорсинговым услугам потенциальным клиентам без серьезных изменении в стратегии развития компании. Кроме того, частичный аутсорсинг позволяет обучаться организации-клиенту правильно оценивать свои потенциал развития конкретных функции и видов деятельности в долгосрочной перспективе. Наконец, данный вид аутсорсинга дает возможность создать условия с целью разработки более масштабного аутсорсинг-проекта.

Отношения в рамках частичного аутсорсинга обладают следующими отличиями: большая гибкость и возможность изменять характер и содержание тех или иных заданий с минимальным для клиента ущербом. В условиях российского бизнеса частичный аутсорсинг позволяет выработать схемы эффективных взаимоотношений между партнерами и накопления необходимого опыта для перехода сложным и дорогим аутсорсинг-проектам.

Полный аутсорсинг — передача аутсорсеру конкретных функции? (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и других) полностью, с возложением на него также полной ответственности за их осуществление.

Цель полного аутсорсинга — сокращение уровней управления, упрощение внутренних процессов планирования, разукрупнение и декапитализация компании, снижение уровня затрат, в том числе управленческих. Одной из современных тенденций в создании высокотехнологической продукции является переход к полному производственному аутсорсингу.

Аутсорсинг бизнес-процессов также относится к данному виду аутсорсинга. Он представляет собой передачу, управление и ответственность за выполнение взаимозависимых функции и видов производственной деятельности. Совершенно новый подход к организации деятельности компании позволил ряду исследователей отнести аутсорсинг бизнес-процессов к самостоятельной форме аутсорсинга. В частности, Институт аутсорсинга (Outsourcing Institute, США) выделяет две группы аутсорсинга: аутсорсинг бизнес-процессов и IT-аутсорсинг. Подобный подход можно объяснить формированием рынка услуг аутсорсинга со стороны крупных поставщиков.

В зависимости от конкретных видов деятельности, в которых специализируется аутсорсер, существуют следующие направления аутсорсинга:

1) аутсорсинг информационных технологии (IT-аутсорсинг);

2) аутсорсинг научно-производственной деятельности;

3) аутсорсинг логистических функции;

4) аутсорсинг функции управления организацией;

5) аутсорсинг бухгалтерского учета;

6) аутсорсинг финансовых и банковских операции;

7) аутсорсинг корпоративного обучения;

8) аутсорсинг человеческих ресурсов и пр.

3 Роль аутсорсинга в рыночной экономике

Поскольку аутсорсинг позволяет в значительной степени повысить конкурентоспособность корпораций за счет снижения издержек, рационализации производственной и управленческой деятельности, фокусирования на инновациях, его применение широко распространено в мире.

Аутсорсинг открывает возможности для стран, имеющих подготовленных специалистов, которые могут качественно, но за более низкую плату, чем, например, в США, Англии или Германии, выполнять на постоянной основе выгодные и хорошо оплачиваемые заказы - прежде всего, в области информационного технологий.

Количество функций, передающихся на выполнение внешним подрядчикам, и скорость заключения новых договоров по аутсорсингу постоянно увеличиваются. На аутсорсинг передаются разработка, внедрение и поддержка систем информационных технологий, содержание автопарка, call-центров, бухгалтерский учет и финансовый анализ, обработка медицинских записей, биотехнологии и так далее.

Укрупнение компаний, усложнение производственных функций приводят к необходимости их формализации, использования новых дорогих технологий, а также поддержки управляемости в условиях очень быстрого развития. В конкурентных отраслях возникает необходимость в оптимизации расходов, снижении издержек, при сохранении высокого качества производства товаров и услуг. Именно этого и помогает добиться аутсорсинг.

Таким образом, цель аутсорсинга - позволить любой компании сфокусировать все свои усилия на решении основных задач - рост конкурентоспособности, продвижение своего профильного товара на рынки страны и мира, в то время как сопутствующие проблемы фирмы перепоручаются организациям, для которых передаваемые функции являются в свою очередь основными.

В большинстве развитых стран в настоящее время корпоративные прибыли растут за счет переноса производственных мощностей и рабочих мест в Юго-Восточную и Южную Азию, Латинскую Америку и другие подобные регионы. Благодаря этому, крупные компании развитых стран определяют развитие инновационной деятельности в развивающихся регионах мира, способствуя росту отраслей высоких технологий, выпускающих сложную конечную продукцию. Например, в Индии высокотехнологичный сектор экономики растет до 30% в год. В настоящее время страна имеет более чем десятилетний опыт аутсорсинга и размещает у себя свыше 80% мировых проектов в этой сфере.

Благодаря аутсорсингу в развивающихся странах создаются новые рабочие места, требующие высокого образовательного и профессионального уровня, увеличивается число желающих получить технические специальности.

Аутсорсинг стимулирует развитие конкуренции, подрывая олигополистические и монополистические структуры мировой экономики, предоставляя возможность входа на рынки новым субъектам.

В целом аутсорсинг - это новая форма развития производственно-экономических отношений, которая ускоряет развитие экономической глобализации в современном мире. [2]

Не обошел аутсорсинг и нашу страну: около 7% молодых специалистов России зарабатывают сегодня деньги на рынке аутсорсинговых услуг, встраиваясь в цепочки процессов создания программных продуктов по заказам крупнейших западных компаний.

Не смотря на то, что аутсорсинг в России находится на начальной стадии, уже существует множество компаний, оказывающих услуги аутсорсинга. Постепенно набирают обороты аутсорсинг бухгалтерского учета, кадровых процессов, аутсорсинг в отраслях телефонной связи. Однако, более активному распространению практики аутсорсинга мешают психологические причины - немногие компании согласны передать часть своего бизнеса аутсорсеру. Так же проблемы российского аутсорсинга связаны с дефицитом квалифицированного персонала на рынке. Поэтому российские заказчики предпочитают обращаться к ведущим мировым компаниям.

Таким образом, российский аутсорсинг находится на стадии становления, пока преобладает аутсорсинг отдельных задач или ресурсов. Российская специфика играет большую роль, как в развитии аутсорсинга, так и формировании барьеров его развития.

В итоге можно сказать, в России есть предпосылки к активному внедрению новой стратегии ведения бизнеса - аутсорсинга. Однако для его успешного применения необходимо учитывать не только обычные в мировой практике трудности перехода на аутсорсинг, но и российскую специфику: неразвитость рынка, несовершенство законодательства и слабую культуру договорных отношений. [1]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день аутсорсинг является одной из эффективных форм организации бизнеса, которая предусматривает решение проблем функционирования и развития компаний в условиях рыночной экономики с помощью передачи части функций своим партнерам по бизнесу.

Аутсорсинг как вид партнерства выгоден для обоих предприятий, так как все их усилия концентрируются на основных видах деятельности, выполняемых ими, дают возможность обеспечить должный контроль и сокращение издержек производства, повысить качество выпускаемой продукции и услуг, стремиться к полному удовлетворению запросов потребителей.

Однако для того, чтобы принять решение о переходе на аутсорсинг, необходимо пройти определённые этапы, а именно:

- выявление причин для перехода на использование аутсорсинга;

- оценка работы собственного подразделения;

- оценка перспектив использования аутсорсинга;

- выбор поставщика услуг;

- обобщение результатов четырех предыдущих этапов.

Похождение этих процедур необходимо для того, чтобы компания не испытала всех недостатков аутсорсинга не себе. А это: рост издержек контроля выполнения функций, выведенных на аутсорсинг; рост транзакционных издержек, в связи с увеличением времени на согласование вопросов между заказчиком и аутсорсером; проблема утраты конфиденциальной информации; возможное снижение качества выпускаемой продукции.

Аутсорсинг является относительно новым понятием для многих отечественных фирм, но уже достаточно хорошо зарекомендовавшим себя в отдельных отраслях, где он рассматривается не только как инструмент выживания в конкурентной среде, но и как перспективное стратегическое направление.

Аутсорсинг в современном мире продолжает активно развиваться и углубляться. В перспективе аутсорсинг станет обычным делом для крупных отечественных и зарубежных компаний.

Список литературы

I Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов

1. Юрьев С.В. Аутсорсинг как элемент современных экономических отношений в РФ. — СПб: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и сервиса , 2012.

Наши рекомендации