Анализ поведения фирм-конкурентов

Изучение возможного поведения ближайших конкурентов объективно необходимо. Организация должна отслеживать действия фирм-конкурентов, чтобы предугадать их последующие шаги и в соответствии с этим корректировать свои стратегические решения.

Общие представления о ближайших конкурентах можно получить на основе изучения данных об их положении в отрасли, о стратегических целях, обращаясь к их действиям в недалеком прошлом, и на основе анализа основных подходов к ведению конкурентной борьбы. Цели и стратегии конкурентов можно классифицировать по следующим признакам: масштаб конкуренции (местная, региональная, национальная, межнациональная, мировая); стратегические намерения (быть доминирующим лидером, вытеснить нынешнего лидера в отрасли с его позиций, быть в числе лидеров отрасли, удержать позиции, просто выжить); цели по достижению определенной доли на рынке (агрессивная экспансия за счет приобретения других фирм, экспансия за счет внутреннего роста, удерживание существующей доли рынка); конкурентная позиция (становится сильнее, хорошо защищена, компания пытается изменить свое положение на рынке); тип стратегии (наступательная, оборонительная, агрессивная стратегия с высоким уровнем риска); конкурентные стратегии (лидерство по издержкам, фокусирование на рыночной нише, дифференциация продукции).

Для определения фирм-конкурентов достаточно использовать для анализа приведенные выше классификационные признаки и карту стратегических групп.

Определить какие фирмы являются наиболее эффективными на текущий момент обычно не представляет большого труда. Но основной вопрос состоит в том, можно ли будет найти в будущем успешно действующую сегодня фирму на карте бизнеса, которым она занимается. Поэтому при определении позиции конкурента, в части завоевания рынка, необходимо оценить его потенциальные возможности действовать лучше или хуже, чем другие фирмы. Чем точнее определены позиции конкурентов на рынке, тем точнее можно предвидеть будущие шаги конкурентов. Это наиболее полезная часть анализа деятельности ближайших конкурентов.

Постоянный сбор и анализ информации о конкурентах позволяет предугадать их действия и заранее подготовить эффективные контрмеры. Другими словами, организация, претендующая на успех, должна постоянно заниматься мониторингом деятельности конкурентов и прогнозировать их действия.

Определение отраслевых ключевых факторов успеха

Отраслевые ключевые факторы успеха (КФУ) – это те действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждая фирма должна обеспечивать (или стремиться к этому), чтобы быть конкурентоспособной. КФУ фирма должна уделять постоянное внимание, потому что они определяют успех или неудачу фирмы на рынке. Руководство фирмы достаточно хорошо должна знать, что в отрасли является наиболее важным для успеха фирмы. Правильное определение отраслевых КФУ способствует достижению фирмой конкурентного преимущества, а использование одного или нескольких КФУ как основы при разработке стратегии способствует достижению фирмой успеха.

Необходимо помнить что: КФУ в разных отраслях различны; со временем КФУ могут меняться в одной и той же отрасли в результате изменения общей ситуации в ней; на определенный момент времени можно выделить три-четыре КФУ в конкретной отрасли.

В качестве примера ниже представлены основные типы КФУ [104]:

1. КФУ, зависящие от технологии:

- качество проводимых НИР;

- возможность инноваций в производственном процессе;

- возможность разработки новых товаров;

- степень овладения существующими технологиями.

2. КФУ, относящиеся к производству:

- низкая себестоимость продукции;

- качество продукции;

- высокая степень использования производственных мощностей;

- высокая производительность труда.

3. КФУ, относящиеся к реализации продукции:

- широкая сеть оптовых дистрибьюторов;

- наличие точек розничной торговли;

- низкие расходы по реализации;

- скорая доставка.

4. КФУ, относящиеся к маркетингу:

- высокая квалификация сотрудников отдела реализации;

- аккуратное исполнение заказов покупателей;

- искусство продаж;

- гарантии для покупателей.

5. КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам:

- особый талант руководителей;

- ноу-хау в области контроля за качеством;

- степень овладения (знание) определенной технологии;

- способность (умение) создавать эффективную рекламу.

6. КФУ, связанные с организационными возможностями:

- уровень информационных систем;

- способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию;

- большой опыт и ноу-хау в области менеджмента.

7. Прочие КФУ:

- благоприятный имидж (репутация фирмы у покупателей);

- общие низкие затраты;

- приятные в общении доброжелательные служащие;

- доступ на финансовые рынки;

- и др.

Грамотная стратегия включает в себя большинство ключевых факторов успеха, перечисленных выше.

Наши рекомендации