Приготовление хромовой протравы. 1 страница
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
«Введение в специальность»
Для специальности 5В072600 – «Технология и конструирование изделий легкой промышленности»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Семей
Содержание
Глоссарий | ||
Лекции | ||
Практические и лабораторные занятия | ||
Самостоятельная работа студента | ||
ГЛОССАРИЙ
Амортизирующая вставка — важная деталь (вкладка), встроенная в каблук, изготавливаемая из специального материала, который поглощает большую часть удара или энергии при ходьбе, предохраняя ноги и спину от толчковых нагрузок. Материал способен поглощать 70-80% энергии удара. То же самое, что и Пяточный Амортизатор.
Анатомическая форма — это такая конструкция подошвы, которая обеспечивает поддержку свода стопы, охват пальцев, поддержку пятки и снижает давление на всю ногу.
Анилиновая кожа — очень мягкая на ощупь, дышащая и стильно выглядящая кожа. Боится царапин и требует дополнительного тщательного ухода. При особой обработке остается виден естественный рисунок кожи, что придает уникальность каждому изделию.
Аэрозоль для защиты от влаги и грязи — подходит для любых видов кож, текстиля, металлизированной кожи, меха и синтетических материалов. Обеспечивает прочную водоотталкивающую защиту для всех видов кожаной обуви. Защищает материал от влаги, грязи и масел, обеспечивает более легкий последующий уход за обувью. Создает на обуви защитную «пленку», не препятствующую «дыханию». Мгновенной высыхает.
Бычина — наиболее распространенный тип кожи для изготовления верха обуви и подошвы, так как шкуры этих животных очень прочные с плотной зернистостью. Зернистая поверхность кожи часто характеризуется как кожа с довольно грубым, ярко выраженным внешним видом.
Велюр — кожа, хромового метода дубления, вырабатывается из всех видов шкур, представляет собой перевёрнутую кожу, у которой снаружи оказывается бахтарма, а внутри лицевая сторона (мерея).
Верх обуви — прошитая верхняя часть обуви, состоящая из таких компонентов, как кожа, подкладка, шнурки, язычок, задник и носок. Они сшиваются вместе, образуя верх обуви. Дизайн может варьироваться в зависимости от того, какие элементы используются в каждой модели обуви.
Ветблю — полуфабрикат кожи. В результате хромового дубления кожа приобретает легкий голубой оттенок, который вызывается сульфатом хрома. В настоящее время сульфат хрома наиболее широко используется в процессе дубления на всех кожевенных заводах.
Внешняя подошва — нижняя деталь подошвы обуви, которая непосредственно соприкасается с землей. Эта часть подошвы всегда изготавливается из очень износостойких материалов.
Водоотталкивающая полироль — защищает от влаги и смягчает кожу. Обеспечивает высокую гидроизоляцию. Восстанавливает первоначальный вид обуви. Традиционная формула на основе натурального воска. Восстанавливает высохшую кожу. Предотвращает от высыхания и образования трещин.
Водоотталкивающая пропитка для кожаной подошвы — средство разработанное для обуви с кожаной подошвой с уникальным сочетанием масел и воска. Пропитывает кожаную подошву, обеспечивая высокую степень гидроизоляции и позволяет коже «дышать», делает ее прочнее. Предотвращает от высыхания и образования трещин.
Водоотталкивающий спрей для промасляного нубука — подходит для масляных кож. Защищает материал от влаги и грязи, обеспечивает более легкий последующий уход за обувью. Желательно наносить спрей вечером, чтобы он хорошо впитался.
Воск — это пропитка для промасленных кож и кожи яка. Воск нельзя наносить на другие виды кож, т.к. Получится мутный матовый эффект. Он создает масляную пленку, питает и защищает материал от воды. Это средство - и уход, и защита, спрей после него не нужен.
Восстановитель замши и нубука — полностью восстанавливает нубук и замшу, обновляет цвет, защищает от дождя и пятен. Содержит силиконовые добавки на органической водной основе. Подходит для любых видов замши, нубука, в том числе с мембраной Gore-Tex. Гипоалергенен, на водной основе.
Вставка — стабилизирующий элемент, располагающийся под стелькой. Встраивается в подошву от каблука до флекс-зоны. Стабилизатор укрепляет подошву и поддерживает свод стопу, улучшая торсионную устойчивость и обеспечивая продольную поддержку.
Вулканизация — это способ крепления верха обуви к подошве методом прямого впрыска, являющийся одним из достоинств обуви ЕССО. В специальной машине верх обуви на колодке закрепляется над специально подготовленной полой формой, в которую под давлением подается жидкий полиуретан. При производстве подошвы методом вулканизации образуется самое прочное крепление верха обуви с подошвой. Подошва прочно прикреплена к верху обуви, за счет чего влага не проходит внутрь обуви.
Гладкая кожа с незначительным пигментировием — делается из шкур, где присутствует некоторое количество натуральных дефектов, которые шлифуются. Далее методом тиснения наносится узор, восполняющий утраченный природный рисунок, для создания однородной поверхности. Поверхность кожи покрываются тонким слоем покровной краски. Волосяные мешочки наполовину заполняются красителями, что повышает устойчивость поверхности обуви к царапинам. В том числе позволяет изготавливать обувь большой цветовой гаммы.
Гладкая кожа — это натуральный материал, выделанный из шкур крупнорогатого скота. Как и кожа человека, гладкая кожа не должна пересыхать, поэтому она требует дополнительного ухода.
Двухслойная подошва — подошва, состоящая из двух компонентов: средняя (промежуточная) подошва - изготавливается всегда из полиуретана, внешняя подошва – из термополиуретана, резины и латекса. Обувь одновременно наделена достоинствами каждого из двух материалов. Благодаря прослойке из полиуретана все двухслойные подошвы не утяжеляют обувь и прикреплены к верху методом вулканизации. Резина и термополиуретан придают ей прочность.
Замша — кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лося, диких коз. Это мягкая, рыхлая, но очень прочная бархатистая кожа с густым, низким ворсом на лицевой поверхности.
Замша — мягкий материал, применяемый для изготовления верха обуви и подкладки. Обувь из замши имеет благородный вид. Очень пористый материал, позволяющий обуви «дышать», она хорошо пропускает и впитывает воду. Требует постоянного тщательного ухода.
Клеевой метод крепления — это метод присоединения готовой подошвы к верху обуви с использованием клея.
Кожа теленка — податливая в обработке кожа с тонкой структурой и плотной зернистостью. Такая кожа тоньше, чем из шкур взрослых животных. Телячья кожа признана во всем мире как самый лучший материал для изготовления верха обуви наивысшего качества. У нее прекрасная способность пропускать воздух, а ее мягкость позволяет облегать ногу очень индивидуально.
Кожа яка — в 3 раза плотнее и прочнее других видов кож, при этом она тонкая, эластичная и стойкая к царапинам. Обувь из кожи яка — уникальная разработка от ECCO. Як живет в условиях сурового климата дикой природы и гористого пейзажа. Его кожа устроена таким образом, что она защищает животное от зноя летом и мороза зимой. Поэтому кожа яка используется для того, чтобы быть надежной защитой ноги на любой сезон. Кожа прекрасно приспособлена к смене температур, она сохраняет тепло в морозы и хорошо «дышит» в жару.
Кожа — это натуральный материал, дышащий и приспосабливающийся к температурным изменениям, что позволяет ей быть комфортной в любое время года.
Кожаная подкладка — придает обуви эксклюзивный стильный вид, позволяет ноге дышать, при этом достаточно износостойкая. Она экологически чистая и гипоалергенная. Производится из коровьей или козьей кожи, подвергается хромовому или растительному дублению.
Кожаная подошва — используется как однослойный материал, а также в сочетании с полиуретаном и/или термополиуретаном. Для подошвы используются очень толстые куски кож, которые дополнительно обрабатываются защитным раствором. Преимущество такой подошвы в том, что благодаря натуральному материалу она придает обуви изысканный внешний вид.
Кожевенный завод — место, где осуществляется специальная обработка шкур для получения кож. На кожевенном заводе шкуры промываются и проходят различные стадии процесса дубления для придания готовым кожам необходимых свойств. Для предотвращения порчи все шкуры сильно просаливаются. Затем замачиваются в специальном растворе для удаления пятен грязи, крови и соли. С помощью специальной обработки шерсть удаляется со шкуры, после чего шкура двоится для получения одинаковой толщины по всей ее площади и подвергается дублению.
Колодка — технологическая оснастка из пластмассы, металла или дерева, на которой верх обуви приобретает заданные очертания и размеры. Это одно из самых важных приспособлений в производстве обуви, поскольку она имеет решающее значение для окончательной подгонки.
Колодки — это специальные вставки, позволяющие сохранить форму ботинка. Колодки ECCO изготовлены из кедровой древесины, что способствует «очищению» внутреннего климата ботинка, а также впитывают влагу. Имеют различные размеры и удобный держатель для извлечения из обуви. Желательно помещать колодки в ботинки на весь период, когда обувь не используется. Специально разработаны для обуви ЕССО, подходят для классической обуви.
Кондиционер для нубука и замши — увлажняет и смягчает материал, хорошо впитывается. Можно использовать как универсальное средство для комбинированного материала из разных видов кож верха обуви.
Кондиционер для промасленного нубука — увлажняет и смягчает кожу, обеспечивает поверхностный уход в виде масляной пленки. Очень легко наносить. Рекомендован для регулярного использования.
Концентрированный шампунь для всех видов обуви — подходит для всех видов кож, сделан на водной основе. Очищает от грязи, водных и солевых разводов. Сильно пенящийся состав обеспечивает глубокое очищение. Устраняет сильные загрязнения и восстанавливает внешний вид кожи. Абсолютно безвреден.
Крем для крем для обуви из гладкой кожи с аппликатором — изготовлен на водной основе, очень хорошо впитывается, обновляет структуру материала, сохраняет мягкость кожи, предотвращает образование заломов. Крем легко удаляется с одежды и рук.
Лаковая кожа — изготавливается путем нанесения слоя полиуретана на натуральную кожу, которая в дальнейшем полируется и покрывается защитным слоем лака. Такая кожа очень модная и красивая, она требует ухода только специальными средствами и не рекомендуется к носке в сильные морозы. У данного материала есть один серьезный недостаток - он совсем не дышит.
Лайка — мягкая, эластичная кожа, выделываемая из шкур ягнят и козлят хромовым или хромо-жировым дублением. Поверхность мереи гладкая, без морщинок. Лайка применяется исключительно для изготовления перчаток, но в редких случаях может использоваться в других изделиях.
Ластик для замши и нубука — изготовлен из резины и пенорезины. Идеально подходит для очистки обуви из замши и нубука от слабых загрязнений, удаления мелких царапин и выравнивания цвета (нубук) - пенорезиновая сторона и «обновления» ворса (замша) - резиновая сторона. Ластик рекомендуется использовать для обуви в летний сухой период.
Латекс — мягкий и гибкий материал, из которого изготавливают подошвы, с добавлением натурального каучука. Обувь ЕССО с подошвами из латекса очень легкая и удобная и служит своего рода амортизационной подушкой между ногой и землей. Латексные подошвы, как правило, состоят на 60 % из натурального каучука, остальные проценты составляет искусственная резина. Они изготовляются отдельно, а потом клеевым методом соединяются с верхом обуви, в случае, если это однослойная подошва, или крепятся вулканизацией с помощью полиуретана в двухслойных подошвах.
Мех — материал, хорошо сохраняющий тепло и приятный на ощупь.
Микроволокно — искусственный материал, используемый, например, для изготовления верха обуви и стелек. Микроволокно - очень прочный, мягкий и нелиняющий материал, дает возможность ноге «дышать».
Мокасин — особая технология сшивания деталей, используемая при производстве обуви. Кусок кожи, используемый для верха обуви, полностью покрывает стопу (от лодыжки до пальцев ног). Характерная строчка сверху, а также конструктивное единство по всему следу верха обуви и стельки, образующих небольшую муфту, дает возможность безошибочно определить мокасин.
Наппа — тонкая полуанилиновая кожа, выработанная из шкур крупного рогатого скота.
Напплак — кожа с нанесённым лаковым покрытием. Чаще всего это лакированная наппа.
Нубук — кожа, лицевая сторона которой отшлифована мелкозернистыми абразивами, что придает поверхности особый, слегка шероховатый внешний вид. Обувь, изготовленная из нубука, характеризуется привлекательным внешним видом. Однако нубук требует более тщательного ухода специальными средствами для сохранения внешнего вида обуви.
Облегченный полиуретан — производится таким образом, что в состав обычного полиуретана под давлением нагоняется воздух , за счет этого подошва становится еще более легкой. Она также поглощает удары и очень прочна при носке.
Оленья кожа — кожа, в процессе выделки которой используется жир, мозг животных и другие вещества. В конечном итоге получается эластичный материал, подобный замше, обычно сильно прокопченный (см. Сыромятная кожа). Этот вид кожи обычно используется для изготовления портфелей и бумажников.
Освежающий спрей — подходит для любых видов обуви, сохраняет свежесть внутри и обладает антибактериальным действием. Содержит ментол, обеспечивающий мгновенное охлаждение уставших ног.
Пергамент — кожа, получившая свое название от наименования греческого города Пергам. Это сыромятная кожа, выделанная из шкур ягнят, козлят, телят. Используется для изготовления музыкальных инструментов, например, барабанов, некоторых деталей машин, переплетов книг, а также женских украшений. В былые времена служила основным материалом для письма.
Подметка — нижняя деталь подошвы обуви, которая непосредственно соприкасается с землей. Эта часть подошвы всегда изготавливается из очень износостойких материалов.
Подошва — деталь, составляющая нижнюю часть обуви и соприкасающаяся с землей.
Полиуретан — износостойкий, легкий, гибкий, мягкий материал, используемый в основном при изготовлении подошв. Подошву из полиуретана крепят к верху ботинка методом вулканизации.
Полупара — левый или правый ботинок, туфля, сапог и т.д.
Промасленный нубук — нубук, обладающий особыми свойствами, т.к. Его поверхность после шлифовки дополнительно обрабатывается веществами на масляной основе. Промасленный нубук отличается более «винтажным» внешним видом и слегка маслянистой поверхностью. Обладая всеми внешними достоинствами нубука, промасленный нубук более прочный, легче чистится и отталкивает грязь. Таким образом, обувь, изготовленная из данного материала имеет более долгий срок эксплуатации.
Промежуточная подошва — это часть подошвы между стелькой и внешней подошвой. Как правило, она изготавливается из легких, мягких материалов и обладает хорошими свойствами ударопоглощения.
Пяточный амортизатор — важная деталь (вкладка), встроенная в каблук, изготавливаемая из специального материала, который поглощает большую часть удара или энергии при ходьбе, предохраняя ноги и спину от толчковых нагрузок. Материал способен поглощать 70-80% энергии удара. То же самое, что и Амортизирующая вставка.
Растительное дубление — дает более жесткую, более износостойкую и плотную кожу, которая обычно характеризуется более гладкой, ровной текстурой. Растительное дубление осуществляется с использованием растительных экстрактов.
Резина — очень плотный и прочный материал. Является универсальным материалом для изготовления подошв. Соединяются клеевым методом с верхом обуви, в случае если это однослойная подошва, или крепятся вулканизацией с помощью полиуретана в двухслойных подошвах.
Сафьян — тонкая, мягкая кожа разных цветов, выделываемая растительным дублением обычно из козьих шкур, реже — шкур овец, телят и жеребят. Секрет ее производства известен в России с XII в. В настоящее время не производится.
Силиконовая губка — позволяет удалить поверхностные загрязнения (пыль), а также придать блеск обуви из гладкой кожи. Силиконовые губки не рекомендуется использовать для обуви с мембраной Gore-Tex. Губки необходимо обновлять с периодичностью один раз в несколько месяцев.
Состаренная кожа — приобретает свой вид благодаря специальной окраске, в результате которой краситель (красящий пигмент) наносится на кожу неравномерно. В готовом изделии создается впечатление, что местами окраска вытерлась, но это только декоративный эффект, который очень моден и актуален в настоящее время. Иногда более выраженной «состаренности» добиваются путем неравномерного тиснения кожи, нанося на материал в некоторых местах более крупный рисунок.
Спилок (спилок-велюр) — слой кожи, полученный в результате слоения (шерфования) хромовых и хромо-жировых кож КРС и свиных кож. Различают С. Лицевой, средний и мездровый (или бахтармяный). Из тонкого лицевого С. Производят фотокожу или галантерейную кожу. Лицевой С. Сравнительно большой толщины и средний С. Служат для получения кожи, используемой в основном для изготовления обуви. Из бахтармяного С. И спилка свиных кож изготавливают спилок-велюр для производства обуви и одежды, а также кожи хромового дубления для верха обуви, имеющие искусственную лицевую поверхность. Из толстого и плотного спилка КРС изготавливют обувные и мебельные кожи путем нанесения искусственной мереи и спилок-велюр для производства одежды. Мелкий С. И спилковую обрезь (откраиваемые тонкие края) используют для приготовления технического желатина, клея и др. Продуктов растворения коллагена.[1]
Стелька — съемная внутренняя деталь обуви. Стельки ЕССО изготавливаются из различных материалов. В ряде моделей стельки вклеены – как правило, они изготовлены из кожи. Основная масса стелек в обуви ЕССО – съемные (вкладные). Все стельки ЕССО на 3-5 мм шире, чем обычно, поэтому они идеально подходят под нашу обувь.
Текстиль — материал, обеспечивающий отличную циркуляцию воздуха и абсорбирующий влагу, что способствует поддержанию оптимального внутреннего микроклимата.
Термополиуретан — изготавливается из мелких гранул полиуретана, которые под действием высокого давления и большой температуры принимает форму подошвы, то есть это полиуретан, который был термически обработан. Используется для производства двухслойных подошв и крепится методом вулканизации с помощью полиуретана. Известен своей прозрачностью и стойкостью цвета.
Тисненая кожа — изготавливается из любой гладкой кожи. На поверхность кожи наносится рисунок любого дизайна (например, под кожу крокодила, змеи и др.) С помощью специальных валиков под воздействием высокого давления и больших температур. После чего кожа покрывается слоем покровной краски и защитным лаком. Таким способом наиболее реалистично передаются оттенки и фактура кожи рептилий. Эти кожи устойчивы к воздействию грязи и обладают свойствами отталкивания воды. Эта кожа используется в обуви для подчеркивания элементов ботинка, что делает ее более стильной, модной и актуальной.
Тунит — это разновидность резины с включением волокон натуральной кожи, которая представляет собой очень плотный и жесткий материал. Тунит является искусственной имитацией кожаной подошвы. Данный материал очень прочный, но по причине большой жесткости сильно скользит на плитке или ковровом покрытии.
Флекс-зона — участок подошвы, который сгибается при ходьбе. Флекс-зона делает подошву более гибкой, что создает ощущение легкости при ходьбе.
Чепрак — толстая, плотная кожа, выработанная жировым дублением из шкур крупного рогатого скота (КРС), взятых со спины животного.
Шагрень — грубый и пористый вид сыромятной кожи, изготовлявшийся из спинной части шкур лошадей или куланов и обычно окрашивалась в зеленый цвет. В наши дни обычно изготовляется из кожи акул и скатов.
Шеврет — плотная, эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением. По рисунку мереи она похожа на шевро.
Шевро — мягкая, плотная, прочная кожа, изготовленная хромовым дублением из шкур коз. На поверхности (мерее) имеет своеобразный рисунок в виде мелких морщинок.
Шерсть — как искусственная, так и в сочетании натуральных и искусственных материалов, используется в моделях осенне-зимнего сезона. Необходимость синтетических материалов вызвана заботой об удобстве эксплуатации, а также наличием в обуви мембраны Gore-Tex.
Шора — плотная, толстая кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС, более пластична, нежели чепрак.
Щетка для замши — обладает несколькими чистящими поверхностями (резиновая сторона, металлизированная сторона). Подходит для очистки обуви от сильных загрязнений, идеальна для использования в осенне-зимний период. Резиновые края позволяют очищать как стыки кож верха обуви, так и протектор подошвы. Необходимо быть очень осторожным при использовании металлизированной стороны: может привести к повреждению материала. Используется только на сухом материале!
Этиленвинилацетат — это легкий и упругий материал, похожий на вспененную резину, обладает прекрасными амортизационными свойствами и большой мягкостью. Применяется для изготовления определенных зон в подошве беговых кроссовок в сочетании с обычной резиной, а также для изготовления мягких стелек детских и взрослых сандалий для активного отдыха, в стельках может находиться под слоем микрофибры.
Юфть — толстая кожа, выработанная жировым дублением из шкур крупного рогатого скота, взятых с брюха животного. Значительно мягче и пластичней, чем чепрак или шора. Юфть (юхта, русская кожа) — выделывается из ялового или коровьего сырья и шкур годовалых быков, за исключением сырья телячьего. После промывки и мездрения сырье подвергается золке, промывке, топтанию и разминанию в толчеях и барабанах, разделке, стружке, отжиманию лица, бучению в киселях, заличке в слабом дубильном соке и затем дублению соковому и пересыпочному. Ю. Бывает белая, красная и черная. Для белой Ю. Отбираются лучшие кожи… Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
ЛЕКЦИИ
Модуль – 1. Характеристика кожевенного и мехового сырья
Лекция 1. История использования кожи
План:
1. Выделка кожи.
2. Использование кож.
2.1. Одежда
2.2. Обувь
2.3. Посуда и другие емкости
2.4. Жилище
2.5. Музыкальные инструменты
2.6. Военное снаряжение
2.7. Транспортные средства
1.1. Выделка кожи
Производство и обработка кожи – одно из древнейших занятий человека. Об этом свидетельствуют первобытные орудия скобления и распарывания, изготовленные из камня и кости
Вначале кожи, снятые с животных, использовали в сыром виде, но такая кожа быстро портилась от влаги, чему очень способствовало образование разлагающихся белков. В скором времени наши предки стали использовать средства, которые препятствовали порче, делали кожу мягче и тем самым повышали ее годность к применению. Этой цели прежде всего служил жир или мозг убитых животных, которыми смягчали высушенную на солнце кожу. Так около 8000 лет до н.э. образовался древнейший процесс дубления, так называемое жировое дубление, которое благодаря простоте и быстроте используется и по сей день кочевыми народами.
После дубления кожу мяли зубчатым ножом, который сначала изготовляли из конского черепа, а позднее – из дерева.
Еще не так давно у эскимосов занятием женщин было смягчение кожи путем жевания с последующей обработкой ее рыбьим или тюленьим жиром. Рыбий жир и сегодня – один из ценнейших материалов, который используется главным образом для выделки перчаточных кож. Гомер ( IX век до н.э.) в семнадцатой песне «Илиады» так пишет о жировом дублении:
«Словно когда человек вола огромного кожу
Юношам сильным дает растянуть, напоенную туком;
Те, захвативши ее и кругом расступившиеся, тянут
В разные стороны; влага выходит, а тук исчезает,
И, от многих влекущих, кругом расширяется кожа...»
В дальнейшем использование огня привело древнейшего человека к обнаружению консервирующих свойств дыма.
Тибор Багроди в своей книге под названием «Искусство племен» пишет об индейцах прерий, живущих на восточных склонах Скалистых гор: «Для получения мягкой кожи, используемой при изготовлении одежды, в лицевую поверхность шкуры втирали смесь из яиц, рубленной печени, мозга и жира. Кожу сушили, затем мыли в теплой воде. После сушки размягчали, растирая на камне или бревне. Темнокожие индейцы после выделки кожу коптили, одежда из такой кожи не затвердевала под воздействием дождя и снега, а запахом отпугивла москитов».
От огня прямой путь вел к познанию разрыхляющего действия древесной золы. Историки сообщают следующие способы удаления волосяного покрова при изготовлении табачных кисетов пастухами: «Шкуру закапывали в овечий навоз, шерсть 3-4 дня отмокала и легко удалялась с помощью мытья. Был и другой способ, когда кожу плотно скручивали и какое-то время вымачивали в человеческой моче. Это давало коже соответствующую обработку. Бывало и так, что кусочек сырой кожи, предназначенной для кисета, обертывали вокруг голени или натягивали на стопу на тонкую портянку, затем обкручивали обычными портянками и натягивали на них сапоги».
Весьма распространенным среди пастухов был способ обезволашивания с помощью известкового молока. Это очень древний процесс, известный еще со времен изготовления пергамента.
Нет точных исторических данных о начале промышленных процессов обработки сырых кож, но, безусловно, они образовались раньше, чем ткачество и прядение. Дублению 4 – 5 тыс. лет, его прошлое доказывают исторические находки. На египетских рисунках изображены устройства и инструменты сыромятен, по которым видно, что в то время использовалось растительное и квасцовое дубление. По рисункам можно также проследить развитие способов обработки и крашения.
Венгры-переселенцы впервые внедрили в Европе так называемое белодубление – процесс квасцового дубления, хотя на юге он уже применялся мавританцами. Квасцовая обработка пришла из Китая. Вначале она распространилась в Азии, Малой Азии и среди балканских народов. Благодаря мягкости, влагоустойчивости и прочности венгерские кожи были известны в Европе. В 1700-е годы приглашенные во Францию дубильщики внедрили квасцовое дубление, которое и по сей день известно как венгерское дубление. На его основе позднее возникло известное французское лайковое дубление.
Другой способ дубления – так называемое красное дубление, когда при дублении используют растительные танниды. Дубильные отвары готовили из дубовой коры, желудей, но пригодна также была кора каштана, ивы, сосны и ели. Растительное дубление распространилось сначала в более развитых цивилизациях древнего мира. Поскольку для работы было необходимо много воды, поселки кожевников всегда располагались по берегам рек.
Перед дублением шкуры протравливались в отваре из собачьих и птичьих экскрементов, чтобы сделать их мягче, тоньше. Далее протравленные шкуры сшивали, получая подобие бурдюка, и помещали в ванну, наполненную дубильным отваром. Набухшие шкуры снова помещали в ванну, прижимали камнями и выдерживали две недели. Этот процесс многократно повторялся.
Турецкие ремесленники достигали необыкновенной мягкости кож тем, что после травления кожи в собачьих и птичьих экскрементах использовали травление в отрубях, инжире, меду и виноградном соке. (Содержание сахара при обезволашивании способствовало извлечению извести, смягчению кожи и растяжению волокон и таким образом прониканию дубильных экстрактов.)
По преданию жителей Веспрема (город в Венгрии), после одной из ожесточенных битв турецкий раб, которого вели на повешение, умолял сохранить ему жизнь и обещал научить жителей Веспрема такому ремеслу, которое их обогатит. Вероятно, от этого раба, избежавшего виселицы, веспремцы обучились кожевенному искусству.
В средние века расцвели кожевенно-дубильные и обрабатывающие ремесла. Тайны процессов дубления, крашения кожи и изготовления изделий ревностно сохранялись. В это время кожи окрашивали в основном в растительных отварах. Для получения желтого цвета использовали незрелые плоды черного тмина и красящую ромашку; для красного – плоды диких яблок, вермут, гранаты; для черного – верлит, железный лом и хлебные корки; для коричневого – желуди. Естественно, для приготовления красящих отваров у каждого ремесленника были свои рецепты. Так, сыромять окрашивали в зеленый цвет медным порошком, для получения овчины белого цвета в нее втирали тальк, а куски кожи с мехом, которые предназначались для одежды, чаще всего окрашивали в коричневый цвет. В сентябре или октябре, когда с деревьев опадают желуди, собирали наиболее крупные из них, размалывали на мельнице или в ступке или разбивали молотком, затем варили в медном котле до тех пор, пока раствор не становился темно-коричневым. Цвет раствора проверяли кусочком опущенной в него кожи. Для придания краске более темного оттенка в раствор добавляли грецкий орех и плоды шелковичного дерева. Чтобы кожа не стягивалась, краску предварительно остужали до теплого состояния.