Сотрудничество вместо конкуренции

Считается, что в основе конкуренции лежит принцип выживания. Выживает силь­нейший, достойный продолжать свой род. Именно семя выжившего даст хорошее потомство. Когда-то, как считал Чарльз Дарвин, отбор производился естествен­ным путем. В архаические времена честная схватка решала многое. И действи­тельно, побеждал лучший, честнейший, сильнейший, храбрейший, удачливый. Но времена менялись. Уже из мифов мы узнаем о том, как одерживали победу с по­мощью коварства. Соответственно, выживал не достойнейший, а коварнейший. Уже на заре человечества Каин убил Авеля, быть может, тем самым заложив осно­вы конкуренции и соперничества между людьми.

Феликс Кривин

КАИН И АВЕЛЬ

На заре человечества Каин убил брата своего Авеля. Каину удалось породить многочис­ленное потомство, которое заселило землю. Видя, как его дети небрежно относятся к миру, Каин часто удрученно говорил им: «Берегите, дети, этот мир, за который погиб ваш дядя!»

Однако соперничество и конкуренция не являются биологически целесообраз­ными характеристиками человека. Еще Карен Хорни отмечала, что феномен кон­куренции, как правило, является компенсаторным. Человек, имеющий психологи­ческие проблемы, нередко самоутверждается за чужой счет.

Сюжеты мифов, сказок, легенд показывают созидательное качество сотрудни­чества и разрушительные последствия соперничества. Действительно, поступки, мотивированные соперничеством, приводят к результатам. Но каким? Часто крат­ковременным. В долгосрочной перспективе мифологические сюжеты демонстри­руют трагичность событий, порожденных нездоровым соперничеством и конку­ренцией.

Конкуренция и нездоровое соперничество порождаются оценкой.Кто луч­ше? — вот, пожалуй, самый коварный вопрос. Этот вопрос угнетает индивидуаль­ность, ибо нет «лучших» и «худших» — есть разные люди со своими особенностя­ми. У одного лучше получается то, у другого — это.

К сожалению, к системе оценивания человека приобщают с раннего детства. Правда, сегодня уже не так, как прежде. Однако те, кто сегодня составляют трудо­способную часть населения, выросли именно в системе оценивания. Нередко стрем­ление быть лучшим любой ценой приводит человека к психологическому и нрав­ственному кризису, разрушительно воздействует на его ближайшее окружение.

Но чем же можно заменить систему оценивания? Системой принятия!

Система принятияпредполагает наличие у каждого человека определенных особенностей, склонностей, возможностей. Необходимо найти то, что у человека получается лучше всего, то, что доставляет ему особенную радость. Естественно, родителям, педагогам, руководителям строить отношения с воспитанниками и под­чиненными в системе принятия намного сложнее. Но в долгосрочной перспективе это дает лучший результат, и постепенно входит в привычку. Надо сказать, что люди с большим жизненным опытом, талантливые педагоги и руководители действуют подобным образом даже не подозревая об этом.

Система принятия учит сотрудничеству. В команде у каждого свое место в соот­ветствии с его индивидуальностью, и каждое место значимо.

Понимание уникальности вклада каждого члена команды в общее дело является ключевым фактором сотрудничества. С пониманием и принятием индивидуальности другого связан ключевой фактор сотруд­ничества — доверие.

Если в команде есть доверие — эта команда непобедима и эффективна.

1 Итак, сотрудничество— это наиболее гармоничный стиль межличностных I отношений, основанный на понимании уникальности каждого и доверии.

Три тысячи лет назад Чжуан-цзы советовал: «Учись выбирать себе союзников и сражаться плечом к плечу с ними, ибо в одиночку никто не сможет выиграть войну».

Пауло Коэльо

КНИГА ВОИНА СВЕТА

(Отрывок)

Воин знает, что человек — это не остров.

Он не может бороться в одиночку; каков бы ни был его замысел, он зависит от других людей. Он нуждается в том, чтобы обсудить с кем-то свои намерения, чтобы попросить у кого-то помощи и содействия и — в минуты отдыха, присев у костра, — рассказать кому-то о былых битвах.

Воин Света делится с другими тем, что ему известно о пути.

Тот, кто помогает другим, может рассчитывать на помощь. Тот, кого научили, должен учить других. И потому воин, сидя у костра, рассказывает, как проходил его бранный день.

«Зачем раскрывать свои стратегические секреты? — шепчет ему друг. — Разве ты не понимаешь, чем рискуешь — тебе придется разделить свои победы с другими?»

Воин в ответ лишь улыбается, не произнеся ни слова. Он знает что, если рай, который он обретет в конце пути, будет пуст и безлюден, то, значит, борьба не имела никакого смысла.

Итак, ключевая идея сотрудничества — принятие индивидуальности другого. Поэтому упражнения и игры, направленные на формирование взаимоотношений сотрудничества между членами команды, иллюстрируют следующие мысли:

□ Все люди разные, каждый обладает своими способностями, возможностя­ми, «ахиллесовой пятой» и ресурсами.

□ Внимание к себе и внимание к другому; понимание качества заботы о себе и о ближнем.

□ Человек многогранен: если ты уже знаешь о его недостатках, можно потру­диться найти его достоинства.

□ Что можно сделать для того, чтобы «подстраховать» другого?

□ Как можно создать условия для того, чтобы проявились способности другого?

Эти идеи могут использоваться при обсуждении игр и упражнений.

Наши рекомендации