Источники товароснабжения

Под источником товароснабжения понимается звено цепи товародвижения, из которого товары завозятся в магазины. От правильного выбора этого звена во многом зависит эффективность всей системы товароснабжения.

Основными источниками поступления товаров народного потребления могут быть:

• промышленные предприятия;

• предприятия АПК;

• оптовые базы;

• собственные подсобные хозяйства и производственные предприятия торговли, особенно в потребкооперации;

• внешнеторговые предприятия;

• индивидуальные предприниматели;

• иностранные предприятия.

Выбор того или иного источника товаров осуществляют предприятия розничной торговли с учетом типов магазинов, размеров товарооборота, места расположения, состояния спроса и уровня цен на товары различных поставщиков.

Все товары, поступающие в розничную торговую сеть, делятся на централизованно распределяемые (квотируемые) и свободно закупаемые.

К централизованно распределяемым относятся такие товары, которые распределяются в централизованном порядке планово-регулирующими органами. Каждому торговому предприятию на квартал или год выделяется квота, т.е. строго определенное количество товаров, которые магазин должен получить от поставщиков в заранее заказанном ассортименте.

Свободно закупаемые товары закупаются розничной торговлей самостоятельно у любых поставщиков по договорным ценам и поступают в торговую сеть в децентрализованном порядке. Ранее к первому виду относилось до 90 % товаров народного потребления. Нефондируемыми были в основном товары местной промышленности. В связи с переходом к рыночным отношениям перечень и объем централизованно распределяемых товаров значительно сократился.

Товарные источники по территориальному признаку можно разделить на местные (внутриобластные), внеобластные и внереспубликанские.

Для удовлетворения покупательского спроса значительную роль играют местные источники, особенно предприятия местной промышленности. В производстве отдельных товаров они занимают ведущие позиции (производство товаров культурно-бытового и хозяйственного обихода, спортивных товаров, бытовой химий, посуды, мебели и др.).

Наряду с товарами, произведенными местной промышлен­ностью, существенное место отводится художественным народ­ным промыслам (производство игрушек, сувениров, строчевы-шитых изделий, ковров и т.д.).

Ощутимым источником производства товаров из местного сырья являются подсобные предприятия и промыслы в сельском хозяйстве (производство кирпича, стеновых и других стройматериалов, товаров хозяйственного обихода, переработка сельскохозяйственной продукции и т.д.).

Немаловажную роль в обеспечении товарами в настоящее время играет кооперативная промышленность (производство хлеба, пива, напитков и др.) и индивидуальная трудовая деятельность (производство швейных, трикотажных, меховых и других товаров).

Товарные источники организационно находятся в ведении определенных организаций, объединений, предприятий, назы­ваемых поставщиками товаров, с которыми заключается дого­вор поставки.

Все поставщики делятся на две группы: поставщики-изготовители (промышленные предприятия, кооперативы и т.д.) и поставщики-посредники (оптовые базы).

Источники товароснабжения - student2.ru По отношению к хозяйственным системам поставщики и источники поступления товаров могут быть внутри- и внесистемные.

Важнейшей задачей розничной и оптовой торговли является тщательное изучение и поиск товарных источников, который должен сводиться к активному воздействию на расширение ассортимента и улучшение качества товаров. Процесс поиска источников товаров включает следующие элементы:

• осознание магазином потребности в том или ином товаре;

• правильное, экономически обоснованное определение по­требности;

• определение товарных спецификаций, т.е. развернутого ассортимента (например, по росту, размеру, полноте, цвету и т.д.);

• собственно поиск и выбор конкретного поставщика.

При выборе поставщика согласовывается количество това­ра, его цена, вес и объем упаковки, способ транспортировки, да­та поставки и условия оплаты.

Областью поиска наилучших товаров по наилучшим ценам может стать местный регион, страна или внешнеторговые источники. Этот поиск осуществляется как самим магази­ном, так и специализированными торговыми агентами или фирмами.

Любая торговая система, организация или предприятие имеют возможность изучать фактические, возможные и потен­циальные источники и поставщиков товаров, для чего заводят­ся справочные книги о товарных источниках. По каждой товар­ной группе сначала определяются фактические, а затем пере­числяются возможные поставщики. В особом разделе справочной книги следует показать имеющиеся на месте сырьевые, энергетические и другие ресурсы, которые позволяют на их основе организовать производство тех или иных товаров. Для того чтобы такое изучение проходило неформально, к соответствующим поставщикам прикрепляют ответственных (например, товароведов), которые устанавливают личные контакты и могут более глубоко изучить технологические процессы и воз­можности производства. Рекомендуется на каждого изготови­теля товаров завести отдельную карточку, в которой указываются возможности производства, ассортимент и качество това­ров, цены на них и т.д.

Работа по изучению и определению поставщиков в настоящее время многими торговыми организациями проводится с использованием компьютерной техники, что существенно упрощает и облегчает труд товароведов.

Для тщательного изучения товарных источников товарове­ды оптовой и розничной торговли должны посещать промышленные предприятия, знакомиться с технологией производства, участвовать в работе художественных советов, совещаний по ассортименту и качеству, проводить выставки-просмотры, организовывать рекламу товаров.

Наши рекомендации