Источники товароснабжения
Под источником товароснабжения понимается звено цепи товародвижения, из которого товары завозятся в магазины. От правильного выбора этого звена во многом зависит эффективность всей системы товароснабжения.
Основными источниками поступления товаров народного потребления могут быть:
• промышленные предприятия;
• предприятия АПК;
• оптовые базы;
• собственные подсобные хозяйства и производственные предприятия торговли, особенно в потребкооперации;
• внешнеторговые предприятия;
• индивидуальные предприниматели;
• иностранные предприятия.
Выбор того или иного источника товаров осуществляют предприятия розничной торговли с учетом типов магазинов, размеров товарооборота, места расположения, состояния спроса и уровня цен на товары различных поставщиков.
Все товары, поступающие в розничную торговую сеть, делятся на централизованно распределяемые (квотируемые) и свободно закупаемые.
К централизованно распределяемым относятся такие товары, которые распределяются в централизованном порядке планово-регулирующими органами. Каждому торговому предприятию на квартал или год выделяется квота, т.е. строго определенное количество товаров, которые магазин должен получить от поставщиков в заранее заказанном ассортименте.
Свободно закупаемые товары закупаются розничной торговлей самостоятельно у любых поставщиков по договорным ценам и поступают в торговую сеть в децентрализованном порядке. Ранее к первому виду относилось до 90 % товаров народного потребления. Нефондируемыми были в основном товары местной промышленности. В связи с переходом к рыночным отношениям перечень и объем централизованно распределяемых товаров значительно сократился.
Товарные источники по территориальному признаку можно разделить на местные (внутриобластные), внеобластные и внереспубликанские.
Для удовлетворения покупательского спроса значительную роль играют местные источники, особенно предприятия местной промышленности. В производстве отдельных товаров они занимают ведущие позиции (производство товаров культурно-бытового и хозяйственного обихода, спортивных товаров, бытовой химий, посуды, мебели и др.).
Наряду с товарами, произведенными местной промышленностью, существенное место отводится художественным народным промыслам (производство игрушек, сувениров, строчевы-шитых изделий, ковров и т.д.).
Ощутимым источником производства товаров из местного сырья являются подсобные предприятия и промыслы в сельском хозяйстве (производство кирпича, стеновых и других стройматериалов, товаров хозяйственного обихода, переработка сельскохозяйственной продукции и т.д.).
Немаловажную роль в обеспечении товарами в настоящее время играет кооперативная промышленность (производство хлеба, пива, напитков и др.) и индивидуальная трудовая деятельность (производство швейных, трикотажных, меховых и других товаров).
Товарные источники организационно находятся в ведении определенных организаций, объединений, предприятий, называемых поставщиками товаров, с которыми заключается договор поставки.
Все поставщики делятся на две группы: поставщики-изготовители (промышленные предприятия, кооперативы и т.д.) и поставщики-посредники (оптовые базы).
По отношению к хозяйственным системам поставщики и источники поступления товаров могут быть внутри- и внесистемные.
Важнейшей задачей розничной и оптовой торговли является тщательное изучение и поиск товарных источников, который должен сводиться к активному воздействию на расширение ассортимента и улучшение качества товаров. Процесс поиска источников товаров включает следующие элементы:
• осознание магазином потребности в том или ином товаре;
• правильное, экономически обоснованное определение потребности;
• определение товарных спецификаций, т.е. развернутого ассортимента (например, по росту, размеру, полноте, цвету и т.д.);
• собственно поиск и выбор конкретного поставщика.
При выборе поставщика согласовывается количество товара, его цена, вес и объем упаковки, способ транспортировки, дата поставки и условия оплаты.
Областью поиска наилучших товаров по наилучшим ценам может стать местный регион, страна или внешнеторговые источники. Этот поиск осуществляется как самим магазином, так и специализированными торговыми агентами или фирмами.
Любая торговая система, организация или предприятие имеют возможность изучать фактические, возможные и потенциальные источники и поставщиков товаров, для чего заводятся справочные книги о товарных источниках. По каждой товарной группе сначала определяются фактические, а затем перечисляются возможные поставщики. В особом разделе справочной книги следует показать имеющиеся на месте сырьевые, энергетические и другие ресурсы, которые позволяют на их основе организовать производство тех или иных товаров. Для того чтобы такое изучение проходило неформально, к соответствующим поставщикам прикрепляют ответственных (например, товароведов), которые устанавливают личные контакты и могут более глубоко изучить технологические процессы и возможности производства. Рекомендуется на каждого изготовителя товаров завести отдельную карточку, в которой указываются возможности производства, ассортимент и качество товаров, цены на них и т.д.
Работа по изучению и определению поставщиков в настоящее время многими торговыми организациями проводится с использованием компьютерной техники, что существенно упрощает и облегчает труд товароведов.
Для тщательного изучения товарных источников товароведы оптовой и розничной торговли должны посещать промышленные предприятия, знакомиться с технологией производства, участвовать в работе художественных советов, совещаний по ассортименту и качеству, проводить выставки-просмотры, организовывать рекламу товаров.