Признаки организационного построения торговой отрасли
Основные направления НТП для повышения эффективности торговли.
Научно-технический прогресс (НТП)— это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний.
К числу основных направлений этой перестройки относятся:
1. ограничение роли государства. Оно планирует и организует разработку и освоение только ограниченного числа крупнейших нововведений на основе долгосрочных комплексных программ, ориентированных на крупные структурные сдвиги; организацию инновационного цикла «производство - сбыт - обслуживание» осуществляют товаропроизводители (предприятия) по своей инициативе и за свой счет;
2. замена централизованного планирования государственно-общественным регулированием НТПс помощью законодательных органов, исполнительной власти и научно-технической общественности;
3. усиление роли рыночного механизма в обеспечении динамичного соответствия спроса и предложения на нововведения, установление договорных цен;
4. стимулирование конкуренции субъектов хозяйствования различных форм собственности в получении права на разработку технических проектов, предлагаемых на рынке;
5. внедрение таких инструментов регулирования рынка нововведений, как государственные заказы, целевые субсидии (субвенции), гранты (контракты на конкурсной основе), льготные кредиты, налоговые и ценовые льготы, ускоренная амортизация.
Проблема развития научно-технического прогресса в торговле имеет комплексный характер и включает следующее:
1. развитие прогрессивной технологии торговых процессов на всех этапах товародвижения;
2. ускорение механизации и автоматизации трудоемких операций торгово-технологического процесса;
3. прогресс в области развития материально-технической базы;
4. совершенствование организации труда и управления технологическими процессами и людьми;
5. создание кадрового потенциала.
Можно выделить ряд общих закономерностей и современных направлений НТП в торговле товарами народного потребления:
1. индустриализация основных торговых процессов, в том числе информационных (коммерческих, управленческих), материально-вещественных, связанных с упаковкой и подготовкой товаров к продаже и потреблению, товародвижением;
2. создание системы взаимосвязанных машин и оборудования для выполнения совокупности торгово-техноло-гических процессов, в том числе автоматизированных складских комплексов;
3. развитие и создание новых научных технологий торговых процессов на основе их электронизации и автоматизации;
4. развитие прогрессивных способов продажи товаров на основе внедрения новой техники и активизации роли покупателей в процессах торговли;
Внедрение достижений НТП в торговлю предполагает интенсивное развитие прогрессивных технологий, форм и методов торгового обслуживания населения.
Перспективными являются методы продажи по образцам и каталогам, самообслуживание; формы продажи товаров в кредит, по предварительным заказам, комиссионная, посылочная торговля.
Широкое развитие получает фирменная торговля, а также система фирменных секций на действующих предприятиях как наиболее перспективная форма кооперации торговли и промышленности в сфере розничной торговли.
Основой всех прогрессивных современных технологий торговли является компьютеризация, выступающая одним из катализаторов научно-технического прогресса в отрасли.
Важным направлением НТП является создание современного складского хозяйства на индустриальной основе.
Целесообразен процесс укрупнения складов, увеличения их площади и высоты (до 40 м), а также обеспеченности складскими площадями в расчете на 1000 жителей.
Увеличение высоты складов создает условия для использования межстеллажных высотных манипуляционных машин в автоматическом режиме.
Перспективно и уже получило в республике развитие создание небольших мелкооптовых магазинов-складов самообслуживания с преимущественно наличным расчетом за товары для нужд малого и среднего предпринимательства.
Создание таких складов позволит решить задачу сочетания преимуществ крупного современного складского хозяйства с использованием его в интересах малых и средних торговых структур, обеспечением мелкопартионного спроса.
Признаки и совершенствование организационного построения торговли. Оптовая и розничная торговля и их роль в сфере товарного обращения. Основные направления реформирования торговли.
Признаки организационного построения торговой отрасли
Торговля как отрасль народного хозяйства имеет сложное организационное построение. Оно характеризуется, с одной стороны, многообразием форм управления торговыми предприятиями и организациями, а с другой - различием организационных структур управления торговлей отдельных торговых систем.
В основу организационного построения торговли положены четыре признака: административно-территориальный, товарно-отраслевой, ведомственный, форма организации.
Применение административно-территориального признака при построении отрасли позволяет успешно сочетать хозяйственное управление со стороны органов руководства министерств и ведомств с общим руководством торговлей со стороны исполнительных комитетов органов местного управления. Следовательно, организационно-хозяйственные звенья торговли имеют двойное подчинение.
Товарно-отраслевой признак характеризует товарный профиль торговых организаций. По товарной специализации различают следующие виды торговых организаций:
1 универсальные, торгующие продовольственными и непродовольственными товарами;
2 продовольственные: универсальные, специализированные, неспециализированные;
3 непродовольственные: универсальные, специализированные, неспециализированные.
В продовольственной торговле наметилась тенденция к универсализации, а в торговле непродовольственными товарами - создание специализированных предприятий (организаций).
Особенностью торговли как отрасли народного хозяйства является ее многоведомстпвенность. Она проявляется в том, что торговую деятельность осуществляют различные министерства и ведомства: Министерство торговли, Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз), отделы рабочего снабжения (ОРСы) ряда министерств и транспорта, непромышленные министерства и государственные комитеты, промышленные министерства, предприятия которых выпускают товары народного потребления.
По форме организации торговля подразделяется на следующие виды:
1 оптовая торговля;
2 розничная торговля;
3 общественное питание (торгово-производственная деятельность).
В Республике Беларусь правовую основу осуществления торговой деятельности, а также ее государственного регулирования определяет Закон Республики Беларусь «О торговле» № 231 от 28 июня 2003 г.
В соответствии с указанным Законом под торговлей понимается предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.
Структура торговли по форме собственности, видам торговых организаций. Взаимосвязь организационных форм торговли. Отраслевая инфраструктура торговли: Совет Министров Республики Беларусь, Министерство торговли, региональные органы управления торговли.
Розничная торговля- вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Организационно-хозяйственными звеньями розничной торговли являются торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатка, автомагазин и др.), торговые организации и торговые системы.
Торговые системы- это совокупность организаций розничной и оптовой торговли с учетом форм собственности, специфики продажи отдельных товаров и контингента обслуживаемого населения.
Государственную розничную торговлю осуществляют торговые организации Министерства торговли, исполнительных комитетов органов местного управления; органов рабочего снабжения отдельных отраслей промышленности и транспорта; торговые организации и предприятия непромышленных министерств и ведомств.
Основной торговой системой государственной торговли является Министерство торговли Республики Беларусь. Для него характерны значительная концентрация и специализация торговой сети, высокий уровень технического оснащения. Доля государственной торговли в розничном товарообороте республики в 2004 г. составляла 18,4 %.
Министерство торговли РБ осуществляет руководство государственными торговыми организациями непосредственно республиканского и местного подчинения.
Руководство розничной торговлей на местах осуществляют областные и Минское городское управления потребительского рынка и услуг. В их подчинении находятся торговые организации и организации коммунальной собственности.
Большая роль в организации снабжения и обслуживания рабочих и служащих важнейших отраслей промышленности, транспорта, крупных новостроек отводится системе органов рабочего снабжения (ОРС). ОРС как торговая организация действует на правах отдела промышленного или транспортного предприятия, объединения, треста. В оперативном отношении он подчиняется руководителю промышленного предприятия, в хозяйственно-финансовом - вышестоящему органу - Управлению рабочего снабжения (УРС).
ОРСы наряду с розничной торговлей могут осуществлять производственную деятельность, обеспечивать общественное питание работников, их бытовое обслуживание и т. п.
Определенное место в государственной розничной торговле занимают предприятия и организации непромышленных министерств и ведомств, которые наряду с выполнением своих основных функций реализуют населению определенные группы, виды товаров или обслуживают определенный контингент населения. К ним относятся:
1 Министерство здравоохранения, организующее продажу лекарств, оптики, предметов санитарии и гигиены на своих предприятиях (аптеки, аптечные магазины и магазины оптики);
2 министерства связи, информации и культуры, занимающиеся розничной торговлей печатной и книжной продукцией;
3 Министерство жилищно-коммунального хозяйства, имеющее розничную торговую сеть по реализации цветов и ритуальных принадлежностей.
Розничная сеть промышленных предприятий представлена фирменной торговлей, которая получает существенное развитие в современных условиях.
В результате осуществления программы разгосударствления и приватизации в республике были созданы новые виды торговых организаций различных организационно-правовых форм, как правило, основанных на частной форме собственности: арендные предприятия, акционерные общества, малые и совместные предприятия, торговые и торгово-производственные фирмы, ассоциации.
Арендные предприятия образуются путем передачи во временное пользование и за определенную плату имущества государственного торгового предприятия коллективу арендаторов. Они создаются по решению Совета трудового коллектива или коллектива арендаторов и оформляются соответствующим договором аренды. Передача имущества магазина в аренду не влечет за собой передачу права собственности на него, в то время как товары и доходы являются собственностью арендатора. Последний может выкупить за счет своих доходов все имущество, взятое в аренду.
Акционерные общества - это достаточно крупные хозяйственные формирования, образующиеся путем выпуска ценных бумаг (акций) на всю величину уставного фонда.
Создание таких обществ в розничной торговле возможно на базе крупных розничных организаций (универмаг, универсам, дом торговли).
Малые предприятия могут создаваться на основе любой формы собственности. Основной критерий статуса малого предприятия - предельная численность работающих для розничных предприятий не должна превышать 30 человек.
Основными учредительными документами малого предприятия являются устав и учредительный договор. В уставе определяются вид и профиль предприятия, органы управления и контроля, порядок образования имущества, его выкупа, распределения прибыли, условия реорганизации и прекращения деятельности. Устав утверждается учредителем. В учредительном договоре определяются все обязательства, права и ответственность сторон (учредителя и малого предприятия).
Совместное предприятие (СП) - это общество (товарищество) с ограниченной ответственностью, одним из учредителей которого является иностранный партнер, либо объединение различных предприятий для совместной деятельности. Одним из крупных СП в торговле является «Торговый дом на Немиге».
Торговые и торгово-производственные фирмы создаются на базе местных торгов, а также они могут быть самостоятельными предприятиями.
Ассоциации розничной торговли представляют добровольное объединение предприятий, организованное для решения ограниченного круга задач. Они не заменяют и не централизуют основные виды деятельности, а лишь способствуют укреплению финансовой устойчивости предприятии, формируются как самостоятельные образования, обладающие статусом юридического лица.
Торговые ассоциации могут создаваться по различным признакам:
1 региональному (районные, областные и республиканские);
2 товарному (по товарным группам);
3 межотраслевому (в оптовой и розничной торговле);
4 в зависимости от типа предприятий (ассоциации универмагов, универсамов и т. д.).
Основными задачами ассоциаций являются проведение единой ценовой политики; организация внешнеэкономической деятельности; оказание организационно-методического содействия участникам ассоциации; создание единого банка данных о конъюнктуре рынка; пропаганда и распространение передового опыта; подготовка кадров; реализация единой стратегии в области инвестиций для решения общих задач развития материально-технической базы и т. д.