Признаки организационного построения торговой отрасли

Основные направления НТП для повышения эффективности торговли.

Научно-технический прогресс (НТП)— это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и рас­пространения новых знаний.

К числу основных направлений этой перестройки относятся:

1. ограничение роли государства. Оно планирует и орга­низует разработку и освоение только ограниченного числа крупнейших нововведений на основе долгосрочных комплексных программ, ориентированных на крупные струк­турные сдвиги; организацию инновационного цикла «про­изводство - сбыт - обслуживание» осуществляют товаро­производители (предприятия) по своей инициативе и за свой счет;

2. замена централизованного планирования государ­ственно-общественным регулированием НТПс помощью законодательных органов, исполнительной власти и науч­но-технической общественности;

3. усиление роли рыночного механизма в обеспечении динамичного соответствия спроса и предложения на но­вовведения, установление договорных цен;

4. стимулирование конкуренции субъектов хозяйство­вания различных форм собственности в получении права на разработку технических проектов, предлагаемых на рынке;

5. внедрение таких инструментов регулирования рынка нововведений, как государственные заказы, целевые суб­сидии (субвенции), гранты (контракты на конкурсной ос­нове), льготные кредиты, налоговые и ценовые льготы, ускоренная амортизация.

Проблема развития научно-технического прогресса в торговле имеет комплексный характер и включает следующее:

1. развитие прогрессивной технологии торговых про­цессов на всех этапах товародвижения;

2. ускорение механизации и автоматизации трудоемких операций торгово-технологического процесса;

3. прогресс в области развития материально-техниче­ской базы;

4. совершенствование организации труда и управления технологическими процессами и людьми;

5. создание кадрового потенциала.

Можно выделить ряд общих закономерностей и совре­менных направлений НТП в торговле товарами народного потребления:

1. индустриализация основных торговых процессов, в том числе информационных (коммерческих, управленче­ских), материально-вещественных, связанных с упаков­кой и подготовкой товаров к продаже и потреблению, това­родвижением;

2. создание системы взаимосвязанных машин и обору­дования для выполнения совокупности торгово-техноло-гических процессов, в том числе автоматизированных складских комплексов;

3. развитие и создание новых научных технологий тор­говых процессов на основе их электронизации и автомати­зации;

4. развитие прогрессивных способов продажи товаров на основе внедрения новой техники и активизации роли покупателей в процессах торговли;

Внедрение достижений НТП в торговлю предполагает интенсивное развитие прогрессивных технологий, форм и методов торгового обслуживания населения.

Перспективными являются методы продажи по образцам и каталогам, самообслуживание; формы продажи товаров в кредит, по предварительным заказам, комиссионная, посылочная торговля.

Широкое развитие получает фирменная торговля, а также система фирменных секций на действующих предприятиях как наиболее перспективная форма кооперации торговли и промышленности в сфере розничной торговли.

Основой всех прогрессивных современных технологий торговли является компьютеризация, выступающая одним из катализаторов научно-технического прогресса в отрасли.

Важным направлением НТП является создание современного складского хозяйства на индустриальной основе.

Целесообразен процесс укрупнения складов, увеличе­ния их площади и высоты (до 40 м), а также обеспеченно­сти складскими площадями в расчете на 1000 жителей.

Увеличение высоты складов создает условия для ис­пользования межстеллажных высотных манипуляционных машин в автоматическом режиме.

Перспективно и уже получило в республике развитие со­здание небольших мелкооптовых магазинов-складов само­обслуживания с преимущественно наличным расчетом за товары для нужд малого и среднего предпринимательства.

Создание таких складов позволит решить задачу сочета­ния преимуществ крупного современного складского хо­зяйства с использованием его в интересах малых и средних торговых структур, обеспечением мелкопартионного спроса.

Признаки и совершенствование организационного построения торговли. Оптовая и розничная торговля и их роль в сфере товарного обращения. Основные направления реформирования торговли.

Признаки организационного построения торговой отрасли

Торговля как отрасль народного хозяйства имеет слож­ное организационное построение. Оно характеризуется, с одной стороны, многообразием форм управления торговы­ми предприятиями и организациями, а с другой - разли­чием организационных структур управления торговлей отдельных торговых систем.

В основу организационного построения торговли положе­ны четыре признака: административно-территориальный, товарно-отраслевой, ведомственный, форма организации.

Применение административно-территориального при­знака при построении отрасли позволяет успешно соче­тать хозяйственное управление со стороны органов руко­водства министерств и ведомств с общим руководством торговлей со стороны исполнительных комитетов органов местного управления. Следовательно, организационно-хо­зяйственные звенья торговли имеют двойное подчинение.

Товарно-отраслевой признак характеризует товарный профиль торговых организаций. По товарной специализа­ции различают следующие виды торговых организаций:

1 универсальные, торгующие продовольственными и непродовольственными товарами;

2 продовольственные: универсальные, специализиро­ванные, неспециализированные;

3 непродовольственные: универсальные, специализиро­ванные, неспециализированные.

В продовольственной торговле наметилась тенденция к универсализации, а в торговле непродовольственными товарами - создание специализированных предприятий (ор­ганизаций).

Особенностью торговли как отрасли народного хозяй­ства является ее многоведомстпвенность. Она проявляется в том, что торговую деятельность осуществляют различ­ные министерства и ведомства: Министерство торговли, Белорусский республиканский союз потребительских об­ществ (Белкоопсоюз), отделы рабочего снабжения (ОРСы) ряда министерств и транспорта, непромышленные минис­терства и государственные комитеты, промышленные ми­нистерства, предприятия которых выпускают товары на­родного потребления.

По форме организации торговля подразделяется на сле­дующие виды:

1 оптовая торговля;

2 розничная торговля;

3 общественное питание (торгово-производственная де­ятельность).

В Республике Беларусь правовую основу осуществле­ния торговой деятельности, а также ее государственного регулирования определяет Закон Республики Беларусь «О торговле» № 231 от 28 июня 2003 г.

В соответствии с указанным Законом под торговлей по­нимается предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в ос­нове которой лежат отношения по продаже произведен­ных, переработанных или приобретенных товаров, а так­же по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.

Структура торговли по форме собственности, видам торговых организаций. Взаимосвязь организационных форм торговли. Отраслевая инфраструктура торговли: Совет Министров Республики Беларусь, Министерство торговли, региональные органы управления торговли.

Розничная торговля- вид торговли товарами, предна­значенными для личного, семейного, домашнего потреб­ления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Организационно-хозяйственными звеньями розничной торговли являются торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатка, автомагазин и др.), торговые организации и торговые системы.

Торговые системы- это совокупность организаций роз­ничной и оптовой торговли с учетом форм собственности, специфики продажи отдельных товаров и контингента об­служиваемого населения.

Государственную розничную торговлю осуществляют торговые организации Министерства торговли, исполни­тельных комитетов органов местного управления; органов рабочего снабжения отдельных отраслей промышленно­сти и транспорта; торговые организации и предприятия непромышленных министерств и ведомств.

Основной торговой системой государственной торговли является Министерство торговли Республики Беларусь. Для него характерны значительная концентрация и спе­циализация торговой сети, высокий уровень технического оснащения. Доля государственной торговли в розничном товарообороте республики в 2004 г. составляла 18,4 %.

Министерство торговли РБ осущест­вляет руководство государственными торговыми органи­зациями непосредственно республиканского и местного подчинения.

Руководство розничной торговлей на местах осущест­вляют областные и Минское городское управления потребительского рынка и услуг. В их подчинении находятся торговые организации и организации коммунальной собственности.

Большая роль в организации снабжения и обслуживания рабочих и служащих важнейших отраслей промышленности, транспорта, крупных новостроек отводится системе органов рабочего снабжения (ОРС). ОРС как торговая организация действует на правах отдела промышленного или транспортного предприятия, объединения, треста. В оперативном отношении он подчиняется руководителю промышленного предприятия, в хо­зяйственно-финансовом - вышестоящему органу - Управлению рабочего снабжения (УРС).

ОРСы наряду с розничной торговлей могут осуществлять производственную деятельность, обеспечивать об­щественное питание работников, их бытовое обслужива­ние и т. п.

Определенное место в государственной розничной торговле занимают предприятия и организации непромыш­ленных министерств и ведомств, которые наряду с выпол­нением своих основных функций реализуют населению определенные группы, виды товаров или обслуживают оп­ределенный контингент населения. К ним относятся:

1 Министерство здравоохранения, организующее про­дажу лекарств, оптики, предметов санитарии и гигиены на своих предприятиях (аптеки, аптечные магазины и ма­газины оптики);

2 министерства связи, информации и культуры, зани­мающиеся розничной торговлей печатной и книжной про­дукцией;

3 Министерство жилищно-коммунального хозяйства, имеющее розничную торговую сеть по реализации цветов и ритуальных принадлежностей.

Розничная сеть промышленных предприятий пред­ставлена фирменной торговлей, которая получает сущест­венное развитие в современных условиях.

В результате осуществления программы разгосударст­вления и приватизации в республике были созданы новые виды торговых организаций различных организационно-правовых форм, как правило, основанных на частной фор­ме собственности: арендные предприятия, акционерные общества, малые и совместные предприятия, торговые и торгово-производственные фирмы, ассоциации.

Арендные предприятия образуются путем передачи во временное пользование и за определенную плату имуще­ства государственного торгового предприятия коллективу арендаторов. Они создаются по решению Совета трудового коллектива или коллектива арендаторов и оформляются соответствующим договором аренды. Передача имущества магазина в аренду не влечет за собой передачу права соб­ственности на него, в то время как товары и доходы явля­ются собственностью арендатора. Последний может выку­пить за счет своих доходов все имущество, взятое в аренду.

Акционерные общества - это достаточно крупные хозяй­ственные формирования, образующиеся путем выпуска цен­ных бумаг (акций) на всю величину уставного фонда.

Создание таких обществ в розничной торговле возмож­но на базе крупных розничных организаций (универмаг, универсам, дом торговли).

Малые предприятия могут создаваться на основе любой формы собственности. Основной критерий статуса малого предприятия - предельная численность работающих для розничных предприятий не должна превышать 30 человек.

Основными учредительными документами малого предприятия являются устав и учредительный договор. В уставе определяются вид и профиль предприятия, органы управления и контроля, порядок образования имущества, его выкупа, распределения прибыли, условия реорганиза­ции и прекращения деятельности. Устав утверждается учредителем. В учредительном договоре определяются все обязатель­ства, права и ответственность сторон (учредителя и малого предприятия).

Совместное предприятие (СП) - это общество (товари­щество) с ограниченной ответственностью, одним из учре­дителей которого является иностранный партнер, либо объединение различных предприятий для совместной де­ятельности. Одним из крупных СП в торговле является «Торговый дом на Немиге».

Торговые и торгово-производственные фирмы создают­ся на базе местных торгов, а также они могут быть самосто­ятельными предприятиями.

Ассоциации розничной торговли представляют добро­вольное объединение предприятий, организованное для решения ограниченного круга задач. Они не заменяют и не централизуют основные виды деятельности, а лишь спо­собствуют укреплению финансовой устойчивости предприятии, формируются как самостоятельные образова­ния, обладающие статусом юридического лица.

Торговые ассоциации могут создаваться по различным признакам:

1 региональному (районные, областные и республикан­ские);

2 товарному (по товарным группам);

3 межотраслевому (в оптовой и розничной торговле);

4 в зависимости от типа предприятий (ассоциации уни­вермагов, универсамов и т. д.).

Основными задачами ассоциаций являются проведение единой ценовой политики; организация внешнеэкономи­ческой деятельности; оказание организационно-методи­ческого содействия участникам ассоциации; создание еди­ного банка данных о конъюнктуре рынка; пропаганда и распространение передового опыта; подготовка кадров; реализация единой стратегии в области инвестиций для решения общих задач развития материально-технической базы и т. д.


Наши рекомендации