Конкуренты на рынках сбыта
Производство запасных частей автомобилей не является новой отраслью, но динамично развивается с повышением уровня автомобилизации в стране. Фирмы занятые производством подобных изделий и участвующие в конкурентной борьбе приведены в таблице 5.
Таблица 5
Название фирмы | Географическое расположение | Доля рынка, % | Производственные возможности, шт./год | Возможная прибыль руб./год |
ЗАО «ВАЗ интерсервис» | Самарская обл., г. Тольятти, Южное шоссе, д.36 | |||
ЗАО «ЗиТ» КЗАТЭ | г. Самара, ул. Ново-Садовая д.311 | |||
ОАО Костромской завод «Мотордеталь» | Московская обл. г. Кострома, ул. Московская, д.105 |
На основании экспертных оценок конкурентная способность ООО «ВолгаАвтоПром» (137 баллов) и его основных конкурентов (конкурент 1 – 130 баллов, конкурент 2 – 113 баллов, конкурент 3 – 104 балла) рассчитаем преимущество ООО «ВолгаАвтоПром» перед конкурентами.
Конкурент 1:
Конкурент 2:
Конкурент 3:
Выводы:
1) ООО «ВолгаАвтоПром» не может контролировать рынок данной продукции (преимущество менее 70%);
2) У ООО «ВолгаАвтоПром» неустойчивое положение на рынке, т.к. преимущество перед конкурентами менее 30%.
3) Цены на изделие «Ступица переднего колеса автомобиля ВАЗ 2108» полностью отражают себестоимость соответствующую спросу.
План (стратегия) маркетинга
ООО «ВолгаАвтоПром» реализует концепцию чистого маркетинга.
Цели маркетинга:
1) Определение основных конкурентов предприятия на рынке изделий автомобиля ВАЗ 2108.
2) Организация электронной торговли.
3) Изучение потребностей покупателей и дифференциация цен.
Подход к ценообразованию – затратный. Предлагаемое проектом изделие «Ступица переднего колеса автомобиля ВАЗ 2108» с учетом НДС будет стоить:
- в первый год реализации проекта 342,5 руб.,
- во второй год реализации проекта 369,9 руб.,
- в третий год реализации проекта 406,9 руб.
У предприятия имеется собственная грузовая машина с прицепом для транспортировки готовых изделий потребителям. На предприятии существует отдел продаж, в нем работают менеджеры по продажам, которые отвечают за организацию контроля каналов сбыта и оценка этих каналов.
Таблица 6
Способы ведения торговли ООО «ВолгаАвтоПром»
Каналы сбыта продукции | Как будут реализованы | Эффективность каналов сбыта (преимущества и недостатки) |
1) Со складов фирмы | + | Недостаток: требуются складские площади для хранения готовых изделий. |
2) Через посредников | + | Недостаток: услуги посредников дорого стоят. |
3) Через магазины - оптом - в розницу | + + | Недостаток: при реализации изделия через сеть собственных магазинов недостатков нет, а через магазины-посредники прибыль уменьшается. |
4) Заказ по почте (в т.ч. электронной) | + | Преимущества: не нужны склады, время логисты и бумага. |
5) Заказы по телефону | + | Недостаток: информация может быть искажена |
6) Выставки-продажи, ярмарки | + | Преимущества: прямой контакт с клиентами Недостаток: для участия в выставке нужны средства. |
7) Другие способы | + | Преимущества: прямые поставки выгодны. |
План производства
Изделие «Ступица переднего колеса автомобиля ВАЗ 2108» будут изготавливать на уже действующем предприятии ООО «ВолгаАвтоПром».
Ранее для изготовления изделия на предприятии использовалась базовая технология, структура которой приведена в таблице 2.
Мы предлагаем усовершенствовать базовую технологию и сделать ее ключевой (см. таблица 3 (Структура ИТП).
Местонахождение производства – промышленная зона г. Самара, доступность рабочей силы и транспортных путей высокая.
Предлагаемый нами инновационный проект не предполагает использование дополнительных производственных мощностей.
Для реализации проекта предполагается использовать современные методы организации производства.
Сырье и материалы, необходимые для изготовления ступиц будут покупаться у известных поставщиков (каких именно – коммерческая тайна), имеющих высокую деловую репутацию.
Кооперация с другими предприятиями в процессе производства не предусмотрена.
Ограничений по объемам производства и поставкам ресурсов нет.
Процедура составления производственных планов ООО «ВолгаАвтоПром» регламентирована ген. директором предприятия и предусматривает участие главного инженера и начальника технического отдела в составлении планов производства.
Контроль качества изделий будет осуществляться в соответствии со стандартами качества.
Требования защиты окружающей среды будут полностью соблюдены, а утилизация отходов (металлические стружки, СОЖ и др.) будет производиться в соответствующие сроки в соответствии с планом.
Издержки производства (капитальные затраты на проект) и их динамика по годам приведены в таблице 7.
Таблица 7
Затраты на проект
Затраты на производство и реализацию товаров, руб. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | ||||||||||||||||
Помесячно | Год | Поквартально | Год | ||||||||||||||||
1) Стоимость нового технологического оборудования за вычетом ликвидационной стоимости выбывающих основных фондов | |||||||||||||||||||
2) Сырье и основные материалы за вычетом возвратных отходов | |||||||||||||||||||
3) Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты | |||||||||||||||||||
4) Затраты на транспорт и строительно-монтажные работы | |||||||||||||||||||
5) Стоимость вновь приобретаемой производственной площади | |||||||||||||||||||
6) Затраты на тепловую и электроэнергию | |||||||||||||||||||
7) Расходы на оплату труда | |||||||||||||||||||
8) Отчисления на социальное страхование | |||||||||||||||||||
9) Амортизационные отчисления на восстановление основных фондов | |||||||||||||||||||
10) Оплата работ по сертификации новой продукции | |||||||||||||||||||
11) Платежи по кредитам | |||||||||||||||||||
12) Платежи за аренду производственных помещений | |||||||||||||||||||
13) Затраты на гарантийный ремонт и обслуживание технологического оборудования | |||||||||||||||||||
14) Затраты на командировки | |||||||||||||||||||
15) Затраты на рекламу новых товаров и продвижение их на рынки | |||||||||||||||||||
16) Страхование основного приобретенного имущества предприятия | |||||||||||||||||||
17) Другие расходы | |||||||||||||||||||
Всего: | |||||||||||||||||||
Итого на проект: | |||||||||||||||||||
Из них: | - капитальные затраты | ||||||||||||||||||
- другие виды затрат |
Общая сумма капитальных затрат по годам реализации проекта – это и есть требуемый размер инвестиций в данный инновационный проект.
1) Стоимость нового технологического оборудования за вычетом ликвидационной стоимости выбывающих основных фондов.
Новый станок EMAG VL3 стоит 7500000 руб. Выбывающее оборудование завод продает по остаточной стоимости (см. таблица 8).
Таблица 8
№ п/п | Тип станка | Название станка | Стоимость, руб. |
Шестишпиндельный токарный станок | 16Б20/750 | ||
Токарнолобовой станок | 16БТ20П-22 | ||
Двухшпиндельный токарнолобовой станок | 1М63Н-1 | ||
Вертикальнопротяжной станок | 16ТБ30 РНЦ | ||
Специальный агрегатный станок с поворотным столом | 1Г340П | ||
Специальный двухсторонний торцекруглошлифо-вальный станок | 16Р25П-1 |
Затраты на оборудование равны:
7500000-2∙200000+2∙200000+200000+165000+125000+135000)=6275000 руб.
Часть этой суммы (3000000 руб.) предприятие берет в кредит сроком на 1 год под 20% годовых, а остальные средства (3275000 руб.) собственные – из свободной прибыли.
2) Сырье и о Сырье и основные материалы за вычетом возвратных отходов.
Основные материалы за вычетом возвратных отходов будут равны нулю, т.к. предприятие использует готовые поковки.
3) Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты.
Затраты на полуфабрикаты приведены в калькуляции на 2014 год и равны 65,5 руб. за поковку, но в связи с инфляцией стоимость поковок будет индексироваться. Во второй год проекта составит 70,74 руб. (инфляция 8% в год), в третий – 77,81 руб. (10% в год).
С учетом объема производства, найдем затраты на поковки по годам реализации проекта:
1 год реализации проекта: 65,5·95000 = 6222500 руб.;
2 год реализации проекта: 70,74·95000 = 6720300 руб.;
3 год реализации проекта: 77,81·95000 = 7391950 руб.
4) Затраты на транспорт и строительно-монтажные работы.
Затраты на транспорт равны нулю, т.к. фирма-производитель сама оплачивает доставку своего станка.
Доставка б/у универсальных станков – за счет покупателей.
Демонтаж 8-ми старых станков осуществляется рабочими службы механика в выходные дни из расчета 1 станок – 1 смена:
4 (чел.) · 8 (дн.) · 8 (час.) · 2 (удв. тариф) · 95,23 (час. тариф) = 48758 руб.
Для монтажа нового станка затраты составят:
4 (чел) · 2 (дн.) · 8 (час.) · 2 (удв. тариф) ·95,23 (час. тариф) = 12189 руб.
Итого на транспорт и строительно-монтажные работы потребуется: 60947 руб.
5) Стоимость вновь приобретаемой производственной площади.
Стоимость вновь приобретаемой производственной площади равна нулю, т.к. предлагаемый нами проект реализуется на имеющихся площадях.
6) Затраты на тепловую и электроэнергию.
Затраты на электроэнергию по годам реализуемого проекта рассчитываем с учетом раздела 2 бизнес-плана.
Тарифы на электроэнергию по годам реализации проекта составят:
- 1 год реализации проекта (2014 г.) – 4,52 руб./кВт;
- 2 год реализации проекта (2015 г.) – 4,97 руб./кВт;
- 3 год реализации проекта (2016 г.) – 5,47 руб./кВт.
Затраты на электроэнергию по годам реализации проекта с учетом раздела 2 бизнес-плана составят:
- 1 год реализации проекта (2014 г.) – 4,52·242392,5 = 1095614 руб.;
- 2 год реализации проекта (2015 г.) – 4,97·242392,5 = 1204691 руб.;
- 3 год реализации проекта (2016 г.) – 5,47·242392,5 = 1325887 руб.
Затраты на тепловую энергию по годам реализации проекта составят (условно, т.к. в учебных целях):
- 1 год реализации проекта (2014 г.) – 50000 руб.;
- 2 год реализации проекта (2015 г.) – 55000 руб.;
- 3 год реализации проекта (2016 г.) – 60500 руб.
Итого затраты на энергию равны:
- 1 год реализации проекта (2014 г.) – 1145614 руб.;
- 2 год реализации проекта (2015 г.) – 1259691 руб.;
- 3 год реализации проекта (2016 г.) – 1386387 руб.
7) Расходы на оплату труда.
Согласно калькуляции (Приложение 2) расходы на оплату труда на 1 изделие составят 44,9 руб. Тогда в 2014 году затраты на оплату труда равны:
44,9·95000=4265500 руб.
Во второй и третий год проекта оплата труда индексироваться не будет.
8) Отчисления на социальное страхование.
Отчисления на социальное страхование составляют 30% от фонда заработной платы.
0,3·4265500=1279650 руб.
9) Амортизационные отчисления.
Норма амортизационных отчислений, заложенная в ПК «Taylor» равна 6,7%.
А=7500000·0,067=502500 руб.
10) Оплата работ по сертификации новой продукции.
Оплата работ по сертификации новой продукции равна нулю, т.к. проектом не предусмотрен выпуск новой продукции (инновация технологическая, а не продуктовая).
11) Платежи по кредитам.
Основная сумма кредита (3000000 руб.) учтена нами в пункте 1, т.к. вошла в стоимость нового станка. А в этом пункте мы подсчитаем затраты, связанные с оплатой процентов по кредиту и с расходами на получение кредита.
Оплата процентов:
1 год реализации проекта 3000000·0,21 = 630000 руб.
За получение кредита в коммерческом банке оплата составляет 30000 руб.
За услуги энтерпрайзера 15000 руб.
Тогда в первый месяц 2014 года расходы по статье составят 97500 руб, а в последующие месяцы 2014 года – 52500 руб.
12) Платежи за аренду производственных помещений.
Плата за аренду производственных помещений равна 0 рублей, т.к. предприятие имеет собственные производственные площади.
13) Затраты на гарантийный ремонт и обслуживание технологического оборудования.
Гарантийный срок эксплуатации станка EMAG VL3 равен 5 годам, следовательно, ремонт нового станка в рамках предлагаемого нами проекта будет осуществляться за счет фирмы-производителя. Затраты на ремонт равны нулю.
Обслуживание нового станка EMAG VL3 будет осуществляться наладчиком 5 разряда, в функционал которого входит также выполнение производственных заданий, за которые он получает заработную плату (см. пункт 7). Затраты по статье 13 равно нулю.
14) Затраты на командировки.
Предусмотрены командировки в г. Москва.
I) Главному технологу завода (цель командировки – ознакомление с возможностями нового станка с ЧПУ)
Зк. техн. = 4500·2 (дорога в оба конца) + 3500·3 (проживание в течение 3 дней)+ + 1500·5 (суточные) = 27000 руб.
II) Рабочим – операторам-наладчикам станка с ЧПУ (цель командировки – обучение работе на новом станке (72 часа – 2 недели))
Зк. раб. = 3000·2·3 (дорога в оба конца для 3-х человек) + 400·72·3 (обучение 3-х человек) + 2500·12·3 (проживание в течение 12 дней 3-х человек) + +1000·14·3 (суточные) = 236400 руб.
Итого на командировки: 263400 руб.
15) Затраты на рекламу новых товаров и продвижение их на рынки.
Т.к. предлагаемая нами инновация технологическая, а изделие «Ступица переднего колеса автомобиля ВАЗ 2108» не новое на рынке затраты по этой статье равны нулю.
16) Страхование основного приобретенного имущества предприятия.
Затраты по этой статье равны нулю, т.к. в течении 3 лет реализации проекта станок будет ремонтироваться за счет фирмы-производителя.
17) Другие расходы.
Затраты по этой статье равны нулю.
7.2 Расчет технологической себестоимости изготовления детали «Ступица переднего колеса автомобиля ВАЗ 2108» для альтернативных вариантов технологического процесса механической обработки