Роль информационных технологий в РБП
В определении реинжиниринга делового процесса ключевым является слово «процесс» в контексте «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов». Перепроектирование процессов становится возможным благодаря использованию ИТ. М. Хаммер и Дж. Чапли выразили значимость ИТ для реинжиниринга в виде следующих утверждений.
1) Компания, которая не может изменить свое мышление с дедуктивного на индуктивное, не готовы к проведению реинжиниринга.
2) Компания, которая ставит знак равенства между технологией и автоматизацией, не готовы к проведению реинжиниринга.
3) Компания, которая сначала ищет проблемы, а затем для их решения подыскивает технологии, не готовы к проведению реинжиниринга.
Эти авторы считают: для того, чтобы полностью использовать возможности информационных технологий, необходимо обучить менеджеров компании мыслить индуктивно, а не дедуктивно, как они привыкли. Итак, дедуктивное мышление, традиционно используемое менеджерами, состоит в следующем: менеджеры определяют проблемы, а затем ищут и оценивают различные способы решения этих проблем. Однако при реинжиниринге надо использовать индуктивное мышление, т.е. способность сначала распознать эффективное решение, а затем искать проблемы, которые оно может разрешить. Например, компания Рога первоначально видела проблему так: найти метод более быстрой обработки накладных. Компания IBM Gredit первоначально видела проблему так: ускорить передачу информации между специалистами различных групп, но решение состояло в том, чтобы заменить всех специалистов одним человеком, имеющим доступ к экспертной системе с базой данных, т.е. отказаться от передачи информации между специалистами. Основная ошибка большинства компаний в том, что они рассматривают ИТ через призму существующих процессов. Они формулируют проблему следующим образом: «Как использовать новые технологии, чтобы улучшить то, что мы сейчас делаем?», т.е. компании хотят решать свои проблемы, автоматизируя существующую деятельность. Компания должна сформулировать проблему иначе: «Как с помощью новой технологии делать то, что мы еще не делали?»
Реинжиниринг – это использование самых последних информационных технологий для достижения совершенно новых деловых целей:
Например, ценность мини-компьютеров, а затем и персональных компьютеров заключается не в том, что они делают тоже, что и большие машины, а в том, что они породили целый класс новых предложений. Аналогичная ситуация с телеконференциями. Ожидалось, что они приведут к снижению числа командировок и экономии дорожных расходов. Однако, на самом деле их воздействие в этой области оказалось незначительным, поскольку необходимость в личном контакте преобладает. Ценность телеконференций в том, что они меняют стиль работы, а не уменьшают ее стоимость и дают эффект при использовании в целях обучения, для проведения коротких еженедельных совещаний.
Приведем еще один пример. Компания Дженерал Моторс построила завод Сатурн, в котором производственная база доступна режиме on-line для официальных поставщиков. Теперь поставщике не ждут от Дженерал Моторс официального заказа на комплектующие. Они просматривают график работ и сами определяют, когда и сколько комплектующих должно быть поставлено. Зная, сколько машин компания выпускает в месяц, поставщик может составить собственный график производства и доставки соответствующих деталей. В этом процессе нет места бумажной переписке – заказам и счетам. Когда необходимые детали прибывают в нужное место и в строго определенное время, клерк сканирует нанесенный на них штрих код, что автоматически подтверждает приемку товара и инициирует оплату. Т.о., ИТ, а конкретнее, база данных по графику производства и электронный обмен данными позволили разным компаниям действовать как единое целое.
Следовательно, современные ИТ позволяют радикально изменять бизнес-процессы и значительно улучшать основные показатели деятельности компании, что позволяет опередить конкурентов. Современные технологии продолжают развиваться, и поэтому, те правила бизнеса, которые кажутся незыблемыми сегодня, могут устареть завтра.
Таблица. Новые ИТ, изменяющие правила работы компаний
Прежнее правило | Технология | Новое правило |
Информация может проявляться в одно время в одном месте. | Распределенные базы данных. | Информация может появляться одновре-менно в разных местах тогда, когда она необходима. |
Сложную работу могут выполнять только эксперты | Экспертные системы | Работу эксперта может выполнять специалист по общим вопросам |
Необходимо выбирать между централизацией и децентрализацией. | Телекоммуникационные сети | Можно одновременно получать преимущест-ва от централизации и децентрализации |
Все решения принима-ют менеджеры | Средства поддержки принятия решений, дос-туп к БД, средства моде-лирования | Принятие решений ста-новится частью работы каждого сотрудника. |
Специалистам для получения, хранения, поиска и передачи информации требуется | Беспроводная связь и переносимые компьюте-ры | Специалисты могут посылать и получать информацию из того места, где они находятся |
Лучший контакт с потенциальным покупателем – личный | Интерактивный видео-диск | Лучший контакт с потенциальным покупателем – эффективный контакт |
Для того, чтобы найти некую сущность, необ-ходимо знать, где она находится. | Технология автоматиче-ского индексирования и отслеживания | Сущности говорят вам, где они находятся |
План пересматривается периодически. | Высокопроизводитель-ные ЭВМ | План пересматривается оперативно, по мере необходимости |
В настоящее время большинство типичных ИТ подразделений привлекается к технологическому планированию, а не к стратегическому. Такого рода планирование в современных условиях не адекватно задачам ИТ. Необходима ориентация на постоянно эволюционирующие услуги и их синхронизация с потребностями клиентов. Т.о. стоит задача разработки стратегии ИТ как ряд целенаправленных и скоординированных действий, позволяющих использовать информационно-технологические ресурсы для создания и поддержания устойчивого конкурентного превосходства всего предприятия.
Стратегическая цель ИТ – способствовать менеджмента, реагировать на динамику рынка, создавать, поддерживать и углублять конкурентное преимущество.