Электронные вспышки-история и будущее
автопортрет
Электронные лампы-вспышки изготавливаются из кварцевого стекла и наполнены инертным газом. Свечение возникает при импульсном разряде в инертном или другом газе. Разряд дает очень короткий импульс вспышки с цветовой температурой 4000 градусов Кельвина или больше.
В 1960-х годах началось распространение разрядных (электронных) вспышек, первые единичные экземпляры которых появились на прилавках в середине 50-х. Уже в 1958 году в Германии цена Е-вспышки была сопоставима с дешевой ламповой вспышкой типа Silette или Vito B. Но это была «Замечательная вспышка» и такую E-вспышку стали быстро покупать. В последующие годы традиционные лампы-вспышки продавались только по своей себестоимости. Они также как и Е-вспышки - все уменьшались в размерах, что было для вспышек важным аргументом. Производители одноразовых ламп-вспышек несколько лет, чтобы не отставать пытались их делать более удобными. Было даже несколько последних моделей, которым для вспышки не требуется батарейка.
Так у вспышек X-Cube, предлагаемых под названием "Magicube" воспламенитель был интегрирован… Однако, когда в начале 1980-х годов E-впышки значительно подешевели, классические лампы- вспышки отправились в «последний путь».
Наверное нет другого такого технически развитого фото устройства, ставшее полностью ненужными, как лампы-вспышки. За исключением, возможно, самой фотопленки в век цифровых технологий.
Ну, во-первых, у фотографа в так называемого "расцвета Фотографии" в 1950-е был самый большой выбор Вспышек своего времени. Помимо "классических" различных магниевых порошков были разные лампы-вспышки(флеш-ганы) и даже первые электронные. Добавим, что разъемы для вспышек были еще не стандартизированы. Когда в середине 50-х рядом с флеш-ганами на прилавках появились первые электронные вспышки, это отразилось на PC-контактах. Так как флэш-лампы достигали пика яркости в разное время с электронными,контакты стали делать под разные системы «поджига» ламп-вспышек («M»-medium, «FP»-focalplane -шторные затворы, «F»-fast –центральные затворы, «X»-электронная). Устанавливали несколько синхро-гнёзд или переключатель режима синхронизации.
Из перечисленных ниже Е- фотовспышек большинство выделяется каким-либо "эпохальным" значением от их формального дизайна или даже особой конструкцией. Ниже приведен небольшой список из более чем 60-ти летней истории электронных вспышкек. Почти все фотографии, показанных Е-вспышкек взяты из частных коллекции, а некоторые фото "экзотики" из литературы или проспектов. Чтобы показать на примерах как с годами развиваются эти замечательные фото аксессуары.
История:
Собственно, название «flash»(вспышка) вошло в фото-обиход в 1886 с изобретением магниевого порошка. А первую в мире электрическую вспышку применил для фото Генри Фокс Тальбот в 1851.
В 1851 году Уильям Генри Фокс Тальбот (William Henry Fox Talbot, 1800 – 1877) предпринял первую успешную попытку использовать электрический разряд лейденской банки для съемки быстродвижущихся объектов. ILLUSTRATION
Десятком лет ранее, в 1839 году Л. Иббетсон использовал кислородно-водородный светильник (Limelight) для съёмки микрообъектов. ILLUSTRATION
«Ударные волны от пули в полете». Эрнест Маха. Джон Ди Андерсон мл., Галерея современного искусства «Историческая перспектива», (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. McGraw Hill, 1990)
В 1886 году Эрнест Мах (Ernest Mach) использовал свет мощной электрической дуги что позволило ему заснять ударную волну, созданную пулей в полете. ILLUSTRATION
(знаменитое число Маха – отношение скорости объекта к скорости звука)
Катакомбы Парижа, Felix Nadar, 1861. ILLUSTRATION
Гаспар-Феликс Турнашон (псевдоним - Nadar), при помощи дуговых фонарей на аккумуляторах фотографировал подземные катакомбы Парижа в 1863 году.
Французский исследователь Луи Бутан стал первым, кто начал работать с искусственным освещением под водой для проведения фотосъемки. Ему вместе с инженером Шофуром принадлежит изобретение подводной ламповой вспышки. ILLUSTRATION
А в 1899 г. Луи Бутан использовал две электрические дуговые лампы с угольными электродами в качестве источника света для подводных фотографий. Темной ночью он спустил на глубину 50 метров (165 футов ) раму, на которой размещались фотокамера с открытым затвором и дуговые лампы. Бутан, находившийся на поверхности, включил на десять секунд дуговые лампы. После этого аппаратура была извлечена на поверхность, а пластинка проявлена; получился хороший, контрастный снимок. Этот первый глубоководный снимок вскоре выставили для всеобщего обозрения. ILLUSTRATION
Дуговые фонари имели ряд существенных недостатков: они были огромные, дорогие, использовали огромное количество электроэнергии и были невероятно шумными (говорят, что когда Маха взял его на съёмку, то никто не мог услышать звука выстрелов, потому что звук дуги света был гораздо громче). По этим причинам они редко использовались для съемки. Да и хлопот с ними было не меньше чем с кучей флаш- порошка.
Справка:
В 1929 году первая настоящая флеш-лампа - Vacumblitz ILLUSTRATION была произведена в Германии и появилась необходимость в синхронизации затвора и фотовспышки.
Маркетинговый успех первых вспышек флеш-ганов в конце 1930-х годах вынудил производителей начать применение синхронизации со вспышкой на своих камерах. Это вовсе не означает, что до этого использование вспышки было невозможно. Просто производители использовали внешний модуль синхронизации для своих камер.
Первые синхронизаторы появились с 1936 по 1939 года на пресс-камерах, где камера, затвор и лампа помещались в едином узле.
Первой серийной камерой этого типа стала Falcon Press Flash в 1939 году.
С середины 1930-х годов для первых ламп Vacublitz стали доступны также вспышки известные как «держатель лампы». Универсальная модель Universalmodell I был снабжен резьбовым элементом, которые мог ввинчиваться в штативное гнездо многих камер (фото слева). В никелированной и хромированной трубке помещались аккумулятор на 4 вольт (или 3 батареи по1,5 вольт).
Синхронизаторы для остальных камер выпускались с 40-х до середины 50-х годов. Они представляли собой отдельные устройства.
Для классических, Contax, Leica и др. были специальные кнопки спуска затвора. Оно вставлялось в гнездо для спускового тросика и имело провод, поджигающий вспышку. (раньше автоспуск вворачивался в кнопку спуска затвора).. ILLUSTRATION
Первой камерой имеющей синхро-контакты была Exakta 1934 года; Ihagee выпускала для неё отдельную вспышку. До конца 50-х годов каждый производитель пользовался своей «вилкой». В 1953 появился 3 мм (1/8 дюйма) PC-разъем от Zeiss, образца Prontor-Compur, ставший впоследствии всемирным флэш-стандартом.
Некоторые фотоаппараты ранних выпусков не имели крепления для фотовспышки, адаптер с креплением приобретался отдельно.
Первое крепление для дополнительных устройств появилось на камере Leica в 1913 и называлось Зухер-планка (нем. Sucher — видоискатель). Теперь в этом разъеме гордо обосновалась фотовспышка. ILLUSTRATION
В 1942 году в продаже появилась Kodatron— электронная фотовспышка Эджертона производства Kodak. Изделие весило около 10 кг
В 1958 году Пауль Метц представил транзисторный преобразователь напряжения в электронной вспышке METZ Mecablitz. Вспышки становятся компактнее.
В 1963 «узаконили» синхронизацию типа «горячий башмак». Ее применили впервые в 1938 году для вспышки на камере Univex Mercury СС. ILLUSTRATION
На советских камерах PC-разъём поставили в середине 50-х, а центральный синхро-контакт «горячий башмак» - со второй половины 1970-х годов.
В 1963 году компания Фойхляндер представила 35-мм камеру Vitrona с первой в мире встроенной электронной вспышкой. ILLUSTRATION
1975 г. Olympus OM-2. На этой камере впервые в мире была применена система TTL-экспозамера при работе со вспышкой ILLUSTRATION
1976 г. Согласованная автоматическая вспышку Canon Speedlite 155A. Она функционально связывалась с камерой Canon AE-1 посредством дополнительных управляющих контактов.
ЭДЖЕРТОН. Американский след.
Если не брать в расчёт разряд лейденской банки Талбота в 1851 году, то электронная вспышка - ровесница одноразовых ламп вспышек. Кто отец электронной вспышки? Электронную стробо-вспышку на основе ксеноновой трубки разработал в 1932 - 1935 году М. Лапорт (M. Laporte). Хотя многие ученые и публицисты уверены что это сделал профессор Массачусетского института Harold E. Edgerton (1903-1990). Эджертон не изобрёл электронную фотовспышку, его главная заслуга в популяризации этого изделия. Он адаптировал узкоспециализированный научный прибор – стробоскоп - для широкого применения в фотографии.
В 1935 году, General Electric по патенту Эджертона изготовил Strobotac с синхронизацией стробоскопа, который используется до сих пор. Эджертон стал пионером в использовании коротких вспышек при съемке движущихся объектов, и именно благодаря ему мы сейчас используем стробоскопы. В 1939 г он предложил компании Kodak использовать своё электронное изделие в фотографии. Чтобы доказать преимущества Е-вспышки он просто взял свое оборудование на несколько крупных спортивных мероприятий. Там он сделал снимки, не возможные с любым другим типом освещения - попробуйте разжечь флэш-порошок, чтобы поймать момент удара боксера. «Strobo» был спроектирован и изготовлен в 1942 году. В довольно короткие сроки стала доступна Kodatron— Электронная фотовспышка, Эджертона. Малые габариты, способность к быстрой перезарядке, короткий световой импульс - все это сделало электронно-импульсную вспышку незаменимой для съемок быстродвижущихся объектов. ILLUSTRATION
Некоторые факты из его яркой биографии:
http://club.foto.ru/info/articles/article.php?id=207
“Мой Дорогой папа-Флэш…” – называл его в шутку Ив Кусто, когда они стали настоящими друзьями. С тех пор Эджертона ошибочно стали называть отцом электронной фотовспышки. ILLUSTRATION
Г.Эджертон плодотворно сотрудничал с Ж.И.Кусто в модернизации подводной электронной фотовспышки, которую впервые применил в 1951 году инженер Дмитрий Ребиков (Rebikoff).
ИСТОРИЯ.
Итак в 1939 г на основе ксеноновой трубки была изготовлена первая электронная вспышка и разработан метод ее синхронизации с затвором камеры. Преимущества были налицо:
- импульс был короче и был не слабее ламповых предтечей
- контролировалась и регулировалась интенсивность вспышки
- лампа использовалась многократно
- использовались батареи или аккумуляторы
Но вспышка была дорогая и тяжелая (около 8 кг ) и до 50-х годов использовалась только профессиональными фотографами. ILLUSTRATION
В 1955 году, Stroboflash был продан компании Graflex, Inc., ныне уже не существующей компании, в Рочестере, Нью-Йорк. Там были четыре модели Stroboflash, метко названный Stroboflash - «Я», Stroboflash II, Stroboflash III и Stroboflash IV. ILLUSTRATION
Немецкий след.
В 1948 году Mannesmann GmbH использовал конденсатор в своей первой электронной вспышке Multiblitz, серийное производство которой началось в 1949 году. ILLUSTRATION
Одновременно с Multiblitz в Германии по патенту Маннесмана в 1948 появилась на рынке электронная вспышка Ultrablitz от Blaupunkt, ставшая первой немецкой коммерческой электроной вспышкой. Такие устройства имели дополнительный блок питания в виде чемоданчика или питались от сети. Они использовались конечно, только профессионалами.
Изобретателем "Ведущего числа" был доктор Mannesmann. Он был недоволен тем, что не было доступного способа измерить эффект вспышки и разработал формулу для "Ведущего числа", которая и по сей день используется производителями по всему миру.
Хотя вспышка Ultrablitz Reporter , в 1950 году сменившая первый вышедший на рынок Ultrablitz, весила 6,3 кг, это конечно, было не любительское устройство. И хотя её футляр был вполовину меньше чем у предшественницы, но стоил так же. Дополнительный блок питания от сети был рассчитан на кошелек профессионала или богатого владельца. Мощность 12 млн люмен в 1/5000 секунды, позволяла с помощью этого устройства можно осветить довольно большую церковь. Синхронизация с камерой на 1/500 с.
Эти устройства (Ultrablitz от Blaupunkt) по сравнению с их сегодняшними потомками (любой Digital-mini ) выглядят «чемоданами».
В 1946 году возникло предприятие известное в ГДР с 1954 г. под именем VEB Elektronik, ( ELGAWA) в г. Плауэн. Там до 1991 года производили целый ряд инновационных вспышек. Например, изделие "Micky Blitz" середины 1950-х поразительно похоже на советскую « ЭВ-1» типа Молния (или- наоборот) Отличительной чертой устройства были различные цвета корпуса конструкции, в которых устройство выпускалось
В 1956 году на советские экраны вышел фильм " Дело №306" где актеры снимались с неработающей фотовспышкой.
Когда снимали это кино, в СССР электронных фотовспышек ещё не выпускали. Пришлось киношникам использовать "пыху" братьев по соцлагерю. Так на советский экран попала ге-де-эровская Blaupunkt Reporter, технология которой позаимствованная у западных немцев (вспышка Mannesmann Multiblitz Press l).
Фотовспышка " Blaupunkt Reporter" весила 4,76 кг. (с блоком аккумуляторов 7,2 кг). Поэтому актрису решили не мучить и она снимались с верхней половиной изделия, без тяжёлых аккумуляторов.
В 1952 году на рынке фотовспышек появляются устройства Braun hobby от Макса Брауна и Mecablitz от Пола Метца. Эти два производителя электронных вспышек (Braun и Metz) отныне стали доминировать у фотолюбителей.
По сравнению с уже существовавшими производителями на рынке, такими как Blaupunkt и Mannesmann, устройства от Braun и Metz имели преимущество по цене. Конкурирующие продукты были значительно дороже.. .
Электронная фотовспышка стала похожа на современную.
Конденсаторные фотовспышки.
Громоздкие габариты первых ламповых вспышек обусловлены крупными батареями. Проблемой изначально было зажигание с низким напряжением батареи от 3 до 4,5 вольт. В то время еще не было емких аккумуляторов для возгорания. Часто они садились за несколько вспышек и требовали замены. Электронный компонент -электролитический конденсатор (обычно 100 мкФ) вскоре стал решением проблемы. Эта деталь «вооружив» вспышки дала им собственное имя: конденсаторные вспышки.
Сенсацией на выставке Photokina в 1952 стали новые Glassockelblitze стеклянно -цокольные лампы-вспышки Osram и Philips с наименьшим размером (XM1 / PF1). В последующие годы размеры Glassockelblitze уменьшались, при той же мощности вспышки. Это стало нормой комфортного размера для осветителей того времени ещё до появления электронных вспышек.
Высокий выход энергии также позволил разработать новое поколение мощных, более мелких и недорогих импульсных ламп.
Источником питания на более ранних Е-вспышках был кислотно-свинцовый аккумулятор.
Он требует регулярного технического обслуживания, так как в аккумулятор необходимо иногда доливать дистиллированную воду. На задней стороне изделия hobby видно «шариковый» уровень электролита. Следить просто - упал последний шар вниз, надо срочно делать зарядку.
В связи с быстрым развитием стробо-устройств середине 50-х, с появлением никель-кадмиевых батарей время свинцовых батареи подходит к концу. Это делает устройства не только легче и меньше, но также и доступнее. Рост показателя продаж позволил в то же время снизить цены.
На первых Е-вспышках стоял компонент «вибратор», механический прерыватель напряжения - - это своего рода реле с быстрыми колебаниями (около 100 Гц) от аккумулятора или батарей DC подающий "нарезанное"напряжение на катушку индуктивности . Далее трансформатор, преобразует его в требуемого высокого напряжения переменного тока. Сегодня это делает транзисторный мультивибратор, раньше было «чисто механически». На фото показан прерыватель известного тогда производителя KACO для Hobby Standard. ILLUSTRATION.
Braun hobby
В 50-х годах Braun hobby был мечтой любого фото любителя. Теперь, можно спорить и о вкусе и форме, но "hobby"всегда были удачным симбиозом между техническими характеристиками и элегантным внешним видом. Почти два десятилетия была сохранена концепция Braun hobby - разделение блока питания и вспышки.
Braun hobby с предварительно установленным режимам съемки, представленный в 1952 году, в течении двух лет был самой продаваемой «E-вспышкой», в мире!
В 1954 году эту импульсная лампа Braun hobby 100 названа бестселлером. Устройство могло работать от сети, встроенного аккумулятора или от сменных батареи. Менялся угол освещенния от 45/50 ° до 70 ° для широкоугольной подсветки.
В с 1955 появляется версия Hobby Automatic с 3-мя кнопками для переключения режима (батареи, питание, нагрузки, частичное энергии)
С двумя новинками, соответственно Hobby Standard и Hobby Special, Braun вызвал много шума в конце 1956 на рынке производителей электронных вспышек..
Braun Hobby Standard 1957 года непосредственно работал с батареями и стоил рекордно дешево. Отражатель был подключен сетевым кабелем питания к корпусу. А комплекта батарей хватало на 50 вспышек. Это стробо- устройство также были доступно любителям. ILLUSTRATION
Metz
В отличие от Braun Metz быстро предложил более широкий выбор устройств. В короткое время Metz представил электронные вспышки разной мощности и размера для любого бюджета.
В 1958 году Пауль Метц представил транзисторный преобразователь напряжения в электронной вспышке METZ Mecablitz 45. ILLUSTRATION
С 1958 по 1962 вес и размер изделий уменьшился в несколько раз, отражатель и элементы питания слились в одном узле.
Вспышка Metz MECABLITZ 103 упоминается даже в журнале "Советское фото", № 7 за 1960 год. На ней впервые удалось скомпоновать все элементы в едином узле.
Это устройство производилось в 1959 и 1960 годах в Германии. Вспышка имела зарядное устройство и работала от 5-ти NiMh 6-вольтовых батарей.
Одно время вспышки даже именовались «Mini Metz MECABLITZ» за их компактные размеры. Компания Metz подарила нам концепцию фотовспышки, какой мы её знаем сейчас. Например – «MINI Metz 106», она уже почти похожа на современные.
Mecablitz 112 ILLUSTRATION
Также Metz в начале 1960-х годов предложил удобную электронную вспышку в белом корпусе. Этот цвет корпуса с их подачи вошёл в моду и был снова заменен на унылый черный примерно через 10 лет. Mecablitz 112 являлся примером для подражания. Вспышка имела центральный контакт и могла работать даже в беспроводном режиме(с надлежащим образом оборудованными камерами). Соединительный кабель был, конечно, также доступен. Регулировалась мощность импульса. Вспышка имела встроенную никель-кадмиевую батарею, которая заряжалась через внешнее зарядное устройство - что в настоящее время распространено почти у всех производителей: гаджеты с внешней зарядкой.
Прародитель «громоотводов» топ-модель 1992 года METZ 60 CT (Тоже из дома Metz ) Несмотря на постоянное развитие «миниатюрных технологий» это профессиональный прибор, даже с отдельным генератором. Её младший брат METZ 45 CL / CT был немного "слабее", но широко используемой Е-вспышкой в эти годы. Metz предлагал в то время наиболее полный выбор вспышек и аксессуаров практически для любых нужд.