Термины И ИХ определения, сокращения. В настоящем курсовом проекте (далее – Проект) рассмотрены вопросы

ВВЕДЕНИЕ

В настоящем курсовом проекте (далее – Проект) рассмотрены вопросы, связанные с разработкой технологического процесса и выбора средств технологической оснастки для сборки низинки силового шпангоута самолета Ан-124.

Выбор самолета Ан-124 обусловлен тем, что это семейство уникальных транспортных самолетов, которые по дальности полета, максимальной грузоподъемности и габаритом грузовой кабины не имеют аналогов в мире, интенсивно выполняя перевозки тяжелых и уникальных грузов по всему миру.

Самолет Ан-124 разработан 24 октября 1982 г. Первый полет совершил 24 декабря 1982 г.

Техническое описание конструкции ЛА представлено ниже.

Самолёт построен по аэродинамической схеме турбореактивного четырёхмоторного высоко плана со стреловидным крылом и однокилевым оперением, оснащён авиадвигателями Д-18Т производства ОАО «Мотор Сич». Имеет две палубы: нижняя палуба — грузовая кабина; верхняя палуба — кабина экипажа, кабина сменного экипажа, кабина сопровождающих до 21 чел. Общий объём грузовой кабины составляет 1050м³.

Много стоечное шасси, снабжённое 24 колёсами, позволяет использовать самолёт с грунтовых взлётно-посадочных полос, а также изменять стояночный клиренс и угол наклона фюзеляжа, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ.

Комплекс десантно-транспортного оборудования, бортовая система автоматизированного контроля технического состояния систем и оборудования на 1000 точек, две вспомогательные силовые установки с электрогенераторами и турбонасосами обеспечивают автономность эксплуатации.

Особенностями конструкции самолета Ан-124 являются наличие двух грузовых люков в носовой и в хвостовой части фюзеляжа, что облегчает и ускоряет процессы загрузки и выгрузки грузов.

Основные тактико-технические данные самолета Ан-124:

· Размах крыла - 73,3 м.

· Длина самолета — 69,1 м.

· Высота самолета — 20,78 м.

· Площадь крыла — 628,0 Термины И ИХ определения, сокращения. В настоящем курсовом проекте (далее – Проект) рассмотрены вопросы - student2.ru .

· Масса, кг:
- пустого самолета — 173000;
- нормальная взлетная — 392000;
- максимальная взлетная — 405000.

· Внутреннее топливо — 213715 кг.

· Тип двигателя — 4 ТРДД Прогресс (В.А.Лотарев) Д-18Т.

· Тяга — 4 х 23405 кгс.

· Крейсерская скорость — 865 км/ч.

· Практическая дальность — 16500 км.

· Дальность действия — 5600 км.

· Практический потолок — 12000 м.

· Экипаж — 6-7 чел.

Данный летательный аппарат (ЛА) в настоящее время серийно не выпускается.

Информация, помещенная в соответствующих разделах Проекта, дает представление о процедурах выполнения и основных принятых технических решениях, связанных с разработкой технологического процесса сборки низинки силового шпангоута Ан-124.

Термины И ИХ определения, сокращения

С целью полного и однозначного описания основных положений настоящего Проекта, в нем использованы известные, установленные действующими нормативными документами, а также другие термины и соответствующие им определения:

Базирование при сборке (базирование): обеспечение заданного положения СЧ относительно соответствующей сборочной базы при сборке СЕ.

Базовая поверхность:поверхность СЧ или элементов сборочной оснастки,используемая для базирования сопрягаемых с ней соответствующих СЧ или элементов оснастки.

Базовые отверстия (БО): отверстия в элементах сборочной оснастки и СЧ СЕ, используемые для их взаимной установки при базировании соответствующим способом.

Взаимозаменяемость геометрическая: в соответствии
с ОСТ 1.42064-80.

Геометрические параметры СЕ: геометрические размеры и форма соответствующих СЧ, входящих в конструкцию СЕ.

Действительный контур СЕ: аэродинамический контур СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека или агрегата, полученный в результате сборки СЕ.

Действительный обвод СЕ: аэродинамический контур СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека или агрегата, полученный в результате сборки СЕ.

Закрепление при сборке (закрепление): в соответствии
с ОСТ 1.42064-80.

Качественный критерий производственной технологичности: требование к основным элементам конструкции СЕ, определяющее обеспечение ее технологичности в целом.

Компонент ПЭО СЕ: составная часть ПЭО СЕ, позволяющая реализовать соответствующую функцию ПЭО СЕ.

Контроль сборочной оснастки для сборки СЕ: проверка соответствия размеров и форм базовых элементов сборочной оснастки заданным соответствующими компонентами ПЭО СЕ.

Контур СЕ: линия пересечения обвода СЕ вертикальной плоскостью, перпендикулярной ее наибольшей проекции.

Метод сборки: совокупность взаимосвязанных решений, регламентирующих способы базирования, виды сборочных баз, последовательность установки СЧ при сборке СЕ.

Метод увязки:метод согласования геометрических параметров базовых поверхностей СЧ и технологической оснастки для сборки СЕ.

Модель ПЭО СЕ (МПЭО СЕ): электронная твердотельная модель СЕ с точным выбором элементов сопряжения с покупными и комплектующими изделиями в сочетании с негеометрическими атрибутами, достаточными для разработки КД.

Монтаж сборочной оснастки для сборки СЕ:установка, обеспечение взаимного расположения в пространстве и закрепление элементов сборочной оснастки в соответствии с конструкторской и технологической документацией на оснастку.

Обвод СЕ: поверхность СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека или агрегата, обтекаемая в полете воздушным потоком.

Опора: неподвижный фиксатор, предназначенный для базирования СЧ в процессе сборки СЕ.

Отклонение контура СЕ: отклонение действительного контура от теоретического контура СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека или агрегата.

Отработка конструкции СЕ на производственную технологичность:выработка комплекса конструкторских и технологических решений, направленных на обеспечение производственной технологичности конструкции СЕ, соответственно, на этапе ее сборки.

Оценивание производственной технологичности СЕ: проверка соответствия спроектированной СЕ условиям их технологичности, соответственно. Оценивание технологичности заканчивается ее оценкой.

Первоисточник информации: носитель значений геометрических параметров СЧ и технологической оснастки для монтажа и контроля соответствующей сборочной оснастки, применяемый для изготовления первоисточника увязки. Основные виды первоисточников информации: МПЭО, мастер-геометрия и пр.

Первоисточник увязки: первичный носитель увязанных значений геометрических параметров СЧ и технологической оснастки для монтажа и контроля соответствующей сборочной оснастки. Основные виды первоисточников увязки: чертеж, плаз, эталон, программа.

Подсборка СЕ, подсборка: СЧ, собираемая отдельно и выделенная технологом искусственно с целью сокращения цикла сборки СЕ в целом.

Полное электронное определение СЕ (ПЭО СЕ): часть ПЭО ЛА, в конструкцию которого входит СЕ.

Полное электронное определение ЛА: электронная модель ЛА, созданная на базе PDM-системы.

Прижим: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.

Производственная технологичность конструкции СЕ: совокупность предусматриваемых в процессе проектирования свойств конструкции, обеспечивающих минимальные трудовые и материальные затраты на освоение сборочного производства, изготовление в установленные сроки и в заданном количестве СЕ, в условиях соответствующего (-их) предприятия (-ий).

Сборка СЕ: комплекс работ по базированию, закреплению и выполнению соединений СЧ при сборке СЕ.

Сборная часть: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.

Сборочная база: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.

Сборочная единица (СЕ): объект Проекта, представляющая собой узел, панель, секцию, отсек, агрегат или систему как объект сборки.

Сборочная оснастка: часть СТО – технологическая оснастка, предназначенная для установки СЧ при сборке СЕ.

Сборочное приспособление для сборки СЕ (СП для сборки СЕ): сборочная оснастка, состоящая из фундаментных, каркасных, базирующих и базовых элементов и предназначенная для установки СЧ СЕ по соответствующему методу сборки.

Сборочные отверстия (СО): отверстия в сопрягаемых СЧ, используемые для их взаимной установки при базировании соответствующим способом и без применения сборочной оснастки.

Собираемость: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.

Соединение при сборке СЕ (соединение): в соответствии с
ОСТ 1.42064-80.

Составная часть СЕ (СЧ СЕ): элемент конструкции СЕ, представляющий собой деталь или сборную часть.

Способ базирования: базирование деталей и СЕ в процессе сборки СЕ, характеризуемое определенным составом сборочных баз.

Средства технологического оснащения для сборки СЕ (СТО сборки СЕ): совокупность оборудования, механизированного и режущего инструмента, технологической оснастки, применяемых при сборке СЕ.

Средство увязки: средство переноса увязанных значений геометрических параметров СЧ с первоисточника увязки на технологическую оснастку для монтажа и контроля сборочной оснастки. Основные виды средств увязки: инструментальные средства, шаблоны, макеты.

Схема сборки и увязки СЕ: графическое изображение (в виде условных обозначений) последовательности установки СЧ при сборке СЕ, с указанием первоисточников, средств увязки и увязываемых геометрических параметров базовых поверхностей СЧ, входящих в констркцию СЕ.

Теоретический контур СЕ: контур, заданный ПЭО СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека, агрегата.

Теоретический обвод СЕ: обвод, заданный ПЭО СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека, агрегата.

Технологическая оснастка для монтажа и контроля: СТО, предназначенные для монтажа и контроля точности геометрических параметров сборочной оснастки для сборки СЕ.

Точность геометрических параметров СЕ: степень отклонения геометрических параметров СЕ от соответствующих заданных номинальных (теоретических) значений.

Точность увязки: степень соответствия величины отклонений фактического аэродинамического контура СЕ (представленной в виде панели. секции, отсека. агрегата), который получается при использовании соответствующего метод увязки, от теоретического.

Увязка: согласование геометрических параметров базовых поверхностей СЧ и сборочной оснастки.

Упор: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.

Условие производственной технологичности конструкции СЕ: соответствие максимально возможного количества геометрических и негеометрических атрибутов СЕ соответствующим качественным критериям технологичности ее конструкции.

Установка при сборке (установка): базирование и закрепление детали или СЕ при сборке.

Фиксатор: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.

Электронная модель детали (ЭМД): МПЭО детали.

Электронная модель СЕ (ЭМСЕ): МПЭО СЕ.

Чертеж электронный (ЧЭ): оформленная надлежащим образом в установленном порядке и зафиксированная на машинном носителе техническая информация, состоящая из:

- реквизитной части, включающей идентифицирующие атрибуты (данные об авторе, время и место создания и т.д.) и электронную цифровую подпись;

- содержательной части, включающей совместно обрабатываемые графические, текстовые и числовые данные.

CAD-система: система, обеспечивающая компьютерное проектирование СЧ ЛА, с последующим автоматизированным формированием комплекта конструкторской документации (КД).

CAD/CAM-система: система, обеспечивающая интегрированное решение задач разработки КД и формирования УП для изготовления СЧ ЛА на оборудовании с ЧПУ.

CAE-система: система, обеспечивающая поддержку инженерных расчетов (система инженерного анализа).

CAM-система: система, обеспечивающая автоматизированное формирование, на основе имеющейся ЭМ ЛА, управляющих программ (УП) для изготовления СЧ на оборудовании с ЧПУ (система ТПП).

CAD/CAM/CAE/PDM-система: целостная интегрированная система, обеспечивающая создание и поддержку ПЭО ЛА.

EDM-система: система управления инженерными данными.

PDM-система: часть РLM-системы ЛА, обеспечивающая, в том числе:

- управление информацией о ЛА;

- доступ к проектной информации и управляющим процессам проектирования;

- интегрирование информации разных форматов и типов;

- совместную работу EDM-, PIM-, TDM-, TIM-систем.

PIM-система: система управления документацией (информацией о ЛА).

PLM-система: система управления жизненным циклом (ЖЦ) ЛА, функционирующая, в том числе, на основе ПЭО ЛА.

TDM-система: система управления техническими данными.

TIM-система: система управления технологической информацией.

В настоящем Проекте использованы следующие сокращения:

БО – базовое отверстие

КД – конструкторская документация

КТД – конструкторско-технологическая документация

КИМ – контрольно-измерительная машина

ЛА – летательный аппарат

ЛЦИС – лазерные центрирующие измерительные системы

ММ– металлический материал

МПЭО – модель ПЭО

НД – нормативные документы

ОСБ– отверстие под стыковой болт

ПИМ – плазово-инструментальный метод

ПКИ – покупные комплектующие изделия

ПКМ– полимерный композиционный материал

ПММ – плазово-макетный метод

ПРИМ – программно-инструментальный метод

ПРММ – программно-макетный метод

ПРШМ – программно-шаблонный метод

ПШМ – плазово-шаблонный метод

ПЭО – полное электронное описание

СЕ – сборочная единица

СО – сборочное отверстие

СП – сборочное приспособление

СТО – средства технологического оснащения

СЧ – составная часть

ТП – технологический процесс

ТПП – технологическая подготовка производства

УП – управляющая программа

ЧПУ – числовое программное управление

ЧИМ– чертежно-инструментальный метод

ЧММ– чертежно-макетный метод

ЧШМ– чертежно-шаблонный метод

ЧЭ – чертеж электронный

ЭИМ – эталонно-инструментальный метод

ЭММ – эталонно-макетный метод

ЭШМ– эталонно-шаблонный метод

ЭМ – электронная модель

КЭ–крепежный элемент

АД–аэродинамика

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем Проекте использованы положения следующих нормативных документов:

ОСТ 1.41085-82 Технологичность конструкций агрегатов. Основные понятия. Общие положения.
ОСТ 1.41623-76 Технологичность конструкций агрегатов. Правила обеспечения производственной технологичности конструкции механообрабатываемой детали.
ОСТ 1.41708-2003 Технологическое обеспечение разработки и постановки на производство летательных аппаратов. Порядок отработки конструкции изделия на производственную технологичность.
ОСТ 1.41711-77 Конструктивно-технологическая отработка агрегатов. Порядок проведения отработки.
ОСТ 1.42064-80 Сборка самолетов. Термины и определения.
ОСТ 1.42106-81 Контроль обводов аэродинамических линейчатых поверхностей агрегатов в сборочном приспособлении. Типовой технологический процесс.
ОСТ 1.42113-83 Монтаж и контроль сборочной оснастки с помощью лазерных измерительных систем. Типовой технологический процесс.
ОСТ 1.42296-85 Система увязки геометрических параметров и обеспечения взаимозаменяемости узлов и агрегатов летательных аппаратов.
ОСТ 1.42390-95 Технологическое обеспечение разработки и постановки на производство летательных аппаратов. Порядок разработки и содержание директивных технологических материалов.
ОСТ 1.42298-88 Технологический контроль конструкторской документации изделий основного производства.
ОСТ 1.51695-83 Приспособления для сборки агрегатов. Детали и узлы каркасов приспособлений. Общие технические требования.
ОСТ 1.51732-81 Приспособление для сборки изделий. Изготовление и монтаж. Технические требования.
РТМ-1223 Сборка узлов и агрегатов крупногабаритных самолетов.
РТМ 1.4.1864-88 Сборка агрегатов широкофюзеляжных изделий.
ТР 1342-76 Повышение точности увязки элементов обводообразующей оснастки.
ТР 1.4.099-76 Контроль обводообразующих элементов заготовительно-штамповочной и стапельно-сборочной оснастки, изготовляемой на оборудовании с ЧПУ.
ТР 1.4.1219-83 Увязка геометрических параметров и обеспечение взаимозаменяемости обводов узлов и агрегатов летательных аппаратов.
ТР 1.4.1791-87 Выбор оптимальных методов и средств обеспечения взаимозаменяемости узлов и агрегатов.
ММ 1.4.1652-86 Анализ и классификация сборочных единиц, деталей и технологического оснащения, выходящих на теоретический обвод агрегатов планера.

КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ

АНАЛИЗ КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СБОРКУ НИЗИНКИ СИЛОВОГО ШПАНГОУТА. НАЗНАЧЕНИЕ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ (ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ, СОЕДИНЕНИЙ И Т.П.)

В качестве основных исходных данных для выполнения Проекта, использована КД на сборку низинки силового шпангоута самолета Ан-124 входит в конструкцию фюзеляжа ЛА и выполняет следующие основные функции:

- выдерживает силовые нагрузки, которые действуют на каркас пола ЛА;

- воспринимает передачу нагрузки пола на обшивку ЛА;

- воспринимает нагрузки от избыточного давления.

Низинка силового шпангоута состоит из следующих СЧ:

· Диафрагма;

· Пояс верхний;

· Пояс средний;

· Пояс нижний;

· Стойка;

· Накладка;

· Профиль.

Конструкционные материалы, используемые для изготовления деталей, входящих в конструкцию низинки силового шпангоута:

- Д16АМ;

- Д16Т;

- Д16АТ.

Данные материалы обладают следующими технологическими свойствами:

1) алюминиевый сплав Д16Т широко используется для большинства силовых элементов конструкций. Он пластичен, вследствие чего обладает высокими усталостными характеристиками;

2) приемуществом дюралюминиевого сплава Д16АТ является то, что деталь из него уже имеет нужную прочность и не требует термической обработки;

3) материал маркированный Д16АТ является плакированным, т.е. покрытым плёнкой чистого алюминия для сопротивления коррозии.

Для соединений СЧ конструкции низинки силового шпангоута используются следующие КЭ:

- соединения верхнего, среднего, нижнего поясов с кронштейном – болтами;

- соединения накладки с верхним и средним поясами – заклепками;

- соединения стойки с верхним, средним, нижним поясами и диафрагмой – заклепками.

Наши рекомендации