Продолжительность вспомогательных операций
Под вспомогательными операциями понимаются различные производственные стоянки, не входящие в чистое грузовое время, устанавливаемое нормами грузовых работ. К таким операциям относятся:
а) оформление прихода (отхода) судна;
б) открытие (закрытие) трюмов;
в) швартовка (отшвартовка) с маневрами;
г) оформление грузовых документов;
д) зачистка трюмов;
е) перестановка судна к другому причалу;
ж) крепление груза;
з) уборка мостков и т. п.
Для технологических расчетов имеет значение не столько продолжительность отдельных операций, сколько общая занятость причала вспомогательными операциями. Расчетные значения времени на вспомогательные операции определяются по [2]. Общее время стоянки судна определяется по формуле:
Все расчеты необходимо свести в табл. 3.3.
Таблица 3.3
Определение времени стоянки судна в порту
Род груза | Тип судна | tгр, ч | tвсп, ч | Тст ,ч | ![]() |
Уголь | Волго-Балт | 3,5 | 13,5 | ||
Расчет пропускной способности и числа причалов
Комплексным показателем производственной мощности перевалочного узла является его пропускная способность.
Пропускная способность порта в первом приближении определяется по ведущему элементу – причальному фронту и его перегрузочному оборудованию. Остальные технические элементы следует рассматривать с точки зрения обеспечения этой пропускной способности.
Суточная пропускная способность причала (Рсут) измеряется количеством тонн данного вида груза, перегружаемого за сутки механизированными установками, расположенными на причале:
где – коэффициент использования причала (прил. Г);
– суточный фонд рабочего времени перегрузочного фронта.
Годовая пропускная способность причала определяется с учетом неравномерности по формуле
где – коэффициент неравномерности, принимается в пределах 1,1–1,5;
– период навигации.
Пропускнаяспособность порта принимается равной сумме пропускных способностей всех причалов, определяет его максимально возможный грузооборот и должна быть выше его.
Если пропускная способность причала не обеспечивает переработку заданного грузооборота, то увеличивается число причалов. Число причалов по каждому роду груза определяется по формуле:
Если вычисленное по формуле (3.12) число причалов оказывается дробным, то его округляют до ближайшего большего целого числа. Но округление на величину более 0,5 нежелательно. В этом случае увеличивают пропускную способность причала за счет увеличения числа механизмов или их производительности или распределяют работу между другими причалами порта.