Деятельность классного руководителя
В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.
В классе каждый ребенок выполняет определенные функции. Ежедневное дежурство, работа по оформлению классного информационного уголка, уборка класса, подготовка и проведение классных мероприятий, участие в школьной жизни формируют у детей навыки самообслуживания, организационные способности, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручку, готовят ребенка к жизни за стенами школы.
Постоянное сотрудничество с родителями учащихся дает возможность сделать процесс образования и воспитания ребенка эффективным, продуктивным, удовлетворяющим потребности всех субъектов образовательного процесса. Поэтому важным направлением в работе определяю создание и формирование содружества «Семьи и школы». Создание оптимальных условий для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования; при привлечении резервов семейной педагогики помогают реализовать цель: создание условий для формирования стремления к успешной учебной и внеучебной деятельности.
Каждодневное сотрудничество с родителями учащихся, стараюсь наладить не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности. Встречи на семейных праздниках, в поездках, походах, на родительских собраниях и индивидуальных беседах стараемся организовать совместно с родителями, реализуем задуманное и анализируем результаты вместе.
Дети способны под руководством учителя организовать и провести мероприятие в своем классе, подготовить поздравление для родителей, одноклассников, предварительно составив план, алгоритм действий для достижения поставленной цели. Все совместно проведенные мероприятия получили высокую оценку родителей учащихся, самих учащихся и просто принесли огромное удовлетворение всем участникам. Совместно с детьми и родителями были проведены мероприятия:
· «Новогодняя сказка»;
· «День весны»;
· «Масленница»;
· «Семейный день здоровья»;
· «Мама, папа, я – спортивная семья»;
· «До свидание, первый класс!»
Учащиеся класса активно и успешно участвуют в жизни школы. Все мероприятия в начальной школе и нашего образовательного учреждения проходили с активным участием моих учеников:
· «Покровская ярмарка»;
· «Фестиваль новогодних сказок»;
· «Смотр строя и песни»;
· «Рыцарский турнир»;
· «Международный женский день»;
· «Звезды и звездочки»;
· «Уроки мужества: гражданственности и патриотизма».
В школе накоплен определенный положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся.
Растить, воспитывать настоящих людей с высоким нравственным потенциалом, умеющих творить, трудиться, а если надо, то и защищать Отечество, - эта задача всегда была и будет одной из главных.
Уже традиционными стали мероприятия:
· творческий конкурс – «В моей семье живет Защитник Отечества»;
· конкурс рисунков – «Служу России»;
· «День памяти А. Глухих»;
· «Есть такая профессия – Родину защищать». Встречи с ветеранами ВОВ, участниками боевых действий, военнослужащими.
Для развития интеллекта учащихся и привития им эстетического вкуса всем классом бываем на спектаклях, выставках.
Кроме этого, класс ежегодно принимает участие в социально значимых акциях:
· «Посылка солдату»;
· «Подарок детскому дому»;
· «Поздравление ветеранов»;
· «Поздравление пожилых людей»;
· «Я живой!». Помощь бездомным животным.
Все мероприятия фиксируются, обрабатываются (с помощью программ MS Power Point) и собираются в фото копилку, чтобы сохранить в памяти учащихся приятные воспоминания об этих ярких школьных мгновениях. В конце учебного года на последнем классном часе просматриваем фрагменты наиболее ярких, запомнившихся мероприятий, проводимых в течение года. А по окончанию начальной школы создается фотоальбом «Школьные годы чудесные» для каждого ученика и его родителей в электронном виде.
Все вышеуказанные мероприятия помогают формированию и развитию классного коллектива. Способствуют привитию ответственности, сплоченности и чувства патриотизма.
Удовлетворенность организацией образовательного процесса.
Во втором классе, среди детей и родителей было проведено анкетирование «Твое отношение к школе и классу» и «Удовлетворенность родителей школьной жизнью». В 2 классе обучается 25 детей. Результаты анкетирования учащихся:
1. Нравится ли тебе учиться в нашей школе?
2. Любишь ли ты свой класс?
3. С удовольствием ли возвращаешься в школу после каникул?
4. Есть ли у тебя друзья в классе?
5. Ты с гордостью рассказываешь окружающим о своей школе?
6. Испытываешь ли ты удовольствие от учебы в своей школе?
7. Хотел бы ты перейти в другую школу?
8. Есть ли у Вас ощущение, что учителя в школе относятся к Вам хорошо не по должности, а по призванию, по требованию души?
Учащиеся моего класса посещают центры дополнительного образования, спортивные секции.
Таблица 5
Занятость учащихся
УДО (направления) | Количество человек, занятых дополнительным образованием | ||||
1 класс | 2 класс 2014-2015г.г. | ||||
Музыкальное | |||||
Художественное | |||||
Танцевальное | |||||
Спортивное | |||||
Интеллектуальное |
Знаю интересы каждого ребенка, помогаю выбрать занятия по душе, убеждаю заниматься в УДО.
Вовлекаю учеников своего класса в участие в конкурсах различного уровня. Все дети с большим интересом участвуют во внеклассных и внешкольных мероприятиях:
– Городской конкурс «Международный день защиты животных», 2010г. (2класс, грамота призёра III место);
– Муниципальный этап IX Областного экологического форума в конкурсе поделок из отходных материалов «Внеси космический декор в наш ежегодный экосбор!», 2011г. (2 класс, грамота победителя);
– Участники городской викторины «Мой город вчера, сегодня, завтра, посвящённый 310-летию города Каменска-Уральского», 2011 г (2 класс, диплом участника);
– Городской конкурс исследовательских работ «7 чудес родного края», 2011г. (2 класс, грамота победителя);
– Городской конкурс творческих работ «Недаром помнит вся Россия…»,2012г. (3 класс, грамота победителя);
– Городская заочная викторина «Веков связующая нить», 2012г. (3 класс, диплом победителя);
– Интеллектуально-творческая игра «Экоколобок», 2012г. (3 класс, диплом за III место);
– Городской фестиваль малых научных обществ «Исток».2012г. (3 класс, диплом участника);
– Городская краеведческая игра «Недаром помнит вся Россия…», 2012г. (3 класс, участие);
– Областной творческий конкурс «Недаром помнит вся Россия…», 2012г. (3 класс, грамота и свидетельство участника);
– Городской конкурс «Зелёный кабинет», 2012г. (4 класс, диплом II место);
– Городской конкурс «70 лет Уральскому Добровольческому танковому корпусу», 2013г. (4 класс, грамота за участие);
– Городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Юный техник», 2012г., 2013г. (3,4 классы, участие);
– Городской конкурс «Зелёный кабинет», 2013г. (1 класс, грамота II место);
– VIII Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси», 2014 год (2 класс, участники);
– Городская выставка декоративно-прикладного творчества «Зимняя мастерская Деда Мороза», 2013г., 2014г. (1,2 классы, участие);
– Городской конкурс информационных отчётов по деятельности в рамках акции «Каждой пичужке – наша кормушка», 2015г. (2 класс, диплом победителя);
– Городской конкурс газет, посвящённых птицам городского праздника «День птиц», 2015г. (2 класс, грамота за участие);
– Областной конкурс по православной культуре «Ручейки добра: нравственная и культурная красота Православия», 2015г. (2 класс, сертификаты за участие).
Технологии, которые я использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.