Анализ внешней среды предприятия
Понятие «внешняя среда» включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, законодательство, конкурирующие организации, общественные взгляды, технику и технологию, другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на всё, что происходит внутри организации. Различают внешнюю среду прямого и косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые влияют на деятельность организации. К ним относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей и конкурентов.
Главными разновидностями входов являются материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опасным усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.
Поставщики ОАО «МЛЗ» представлены на рисунке 4.
ОАО «Мценский литейный завод» |
«Festo AG & Co. KG» | АО Гайский завод по обработке цветных металлов «Сплав»; | «Кировский завод» ОЦМ | «Московский завод по обработке цветных металлов» | «Каменск-Уральский завод ОЦМ» |
Рисунок 4- Поставщики ОАО «МЛЗ»
Конкуренты – организации и лица, соперничающие в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать то же положение на рынке.
Конкуренты ОАО «МЛЗ» представлены на рисунке 5.
ОАО «Мценский литейный завод» |
ЗАО «Смоленский Автоагрегатный» завод АМО ЗИЛ» | ЗАО «Петровский завод автозапчастей»; | ЗАО «Рязанский завод Автоагрегатов» | ЗАО «Пензенский завод «Автозапчасть» |
Рисунок 5- Конкуренты ОАО «МЛЗ»
Потребители – лица и организации, приобретающие продукцию организации или использующие информацию о ней.
В общей сложности ОАО «МЛЗ» осуществляет поставки продукции уже более пятидесяти компаниям в России, СНГ и дальнем зарубежье.
Трудовые ресурсы – часть трудоспособного населения страны, которая в силу своих личных и профессиональных качеств необходима организации. На исследуемом предприятии трудятся высококвалифицированные кадры, которые составляют основную ценность предприятия.
Также предприятие тесно сотрудничает с органами местного самоуправления, участвует в общественной жизни города и района. Параллельно со своей промышленной деятельностью заводами велось большое жилищное и социально-культурное строительство. На северо-восточной окраине Мценска вырос целый микрорайон, большая часть домов которого была построена МЗАЛом и Вторцветметом. Были созданы: дворец культуры, оздоровительная база, пионерский лагерь в районе усадьбы Фета. Заводами строились и содержались на свои средства детские сады, подростковые клубы, имелись сильные спортивные команды.
Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
Можно выделить следующие факторы внешней среды, влияющие на предприятие.
1 Политические:
- неблагоприятные изменения в торговой политике иностранных государств ведут к возможному уменьшению потребителей, так как их достаточно много за рубежом;
- увеличение таможенных пошлин также увеличит издержки предприятия.
2 Экономические:
- возможный спад в российской промышленности и замедление роста рынка ведет к снижению внутренней активности;
- неблагоприятные изменения в обменных курсах валют могут привести к финансовым потерям.
3 Технология:
- рост количества "суррогатов" продукции на рынке может привести к снижению спроса на продукцию, но так как предприятие производит высококачественную продукцию, влияние этого фактора не велико.
4 Рыночное окружение:
- применяемые российскими производителями-конкурентами формы неденежной оплаты, трудновыполнимые для компании;
- возможность проникновения на рынок западных компаний в случае изменения их ценовой политики;
- существующие на данном рынке неэкономические методы конкуренции.
Заключительной фазой анализа внешней среды ОАО «МЛЗ» является проведение SWOT - анализа деятельности предприятия.
Таблица 6 – SWOT - анализ деятельности ОАО «Мценский литейный завод»
Угрозы | Балл | Возможности | Балл |
Захват рынка сторонними производителями | Разработка и освоение новых видов продукции | ||
Снижение доходности продукции | Совершенствование системы ценообразования на основе принципа «гибкости» | ||
Совершенствование технического потенциала конкурентов | Оптимизация ассортимента для удовлетворения потребностей различных сегментов рынка | ||
Рост объемов производства конкурентов за счет возможности изготовления технически сложного литья | Привлечение зарубежных покупателей | ||
Итого | Итого | ||
Недостатки | Балл | Преимущества | Балл |
Отсутствие единой концепции ресурсосбережения | Использование современных технологий | ||
Большая длительность подготовки производства | Продукция предприятия хорошо известна из-за высокого качества | ||
Отношение работников предприятия к возложенным на них обязанностям | Завод располагает хорошей инфраструктурой для сбыта своей продукции | ||
Слабый менеджмент | Повышенное социальное внимание, создание оптимальных условий труда | ||
Отсутствие единой концепции продаж | Итого | ||
Большой срок проработки коммерческих предложений | |||
Итого |
SWOT - анализ деятельности ОАО «МЛЗ» показал, что недостатки занимают лидирующее положение. Данное явление является негативным моментом в развитии предприятия, так как происходит снижение привлекательности продукции ОАО «МЛЗ» и снижается интерес со стороны потребителей данной продукции.
Таким образом, проведенный анализ внешней среды в целом показал, что ОАО «МЛЗ» имеет ряд преимуществ перед конкурентами на рынке, но и отмеченные негативные стороны дают менеджменту предприятия пищу для размышления и показывают направления для дальнейшего развития.