Выбор метода получения заготовки
Выбор заготовки производится на основании анализа конфигурации детали, марки материала и его технологических свойств, типа производства, технических требований, экономических и других факторов.
При решении этого вопроса надо стремиться к тому, чтобы форма и размеры заготовки максимально приближались к форме и размерам готовой детали, т.е. малоотходной или безотходной заготовке. Это увеличивает экономию металла, уменьшает объем последующей механической обработки и связанный с ним расход электроэнергии, инструмента и т.д., т.е. обеспечивает сбережение энерго- и материалоресурсов.
Разработка маршрутного технологического процесса
Эту работу необходимо вести так, чтобы разработанный маршрутный технологический процесс отвечал установленный типу производства.
При проектировании маршрутного технологического процесса необходимо ориентироваться на типовые технологические процессы, имеющиеся в настоящее время для деталей многих классов.
Можно воспользоваться заводскими технологическими процессами по обработке аналогичных деталей, а также общими положениями проектирования технологических процессов механической обработки деталей машин, рекомендуемыми курсом «Технология машиностроения».
Технологический процесс должен соответствовать современному уровню машиностроения. В нем должны быть применены прогрессивные методы обработки.
Пользуясь основными положениями технологии машиностроения, предусматривают в первую очередь операции обработки технологических базовых поверхностей, затем следует ряд черновых, чистовых и отделочных операций, причем в серийном и массовом производстве необходимо отделять черновые операции от чистовых, чистовые от отделочных и т.д.
При составлении маршрутной технологии следует проверить и убедиться:
а) в правильности выбора технологических баз и обосновать их выбор;
б) в правильности очередности механических операций и правильности включения в процесс термических, слесарных, контрольных и других операций;
в) в обеспечении принятым технологическим процессом получения требуемой точности и шероховатости обрабатываемых поверхностей в соответствии с требованиями чертежа;
г) в обеспечении принятым технологическим процессом выполнения технических требований, предъявляемых к изделию.
Выбор станков производят по каталогам и справочникам, исходя из содержания операций, типа производства, размеров детали.
При этом следует руководствоваться экономической точностью обработки на различных металлорежущих станках.
Данный этап работы завершается заполнением маршрутной карты в комплекте технологических документов.
Разработка заданной операции технологического процесса
Заданная операция разрабатывается на основе принятого маршрутно-технологического процесса.
Рекомендуется следующий порядок разработки операции:
- эскиз операции;
- структура операции;
- технологическая база (базы);
- выбор станка;
- выбор приспособления;
- выбор режущего инструмента;
- выбор средств измерения;
- расчет режимов резания и основного времени.
Данный этап работы завершается заполнением операционной карты механической обработки и карты эскизов.
Выполнение карт технологического процесса
В результате технологического процесса должны быть разработаны и выполнены маршрутная карта (МК) и одна операционная карта (ОК) механической обработки с соответствующей картой эскиза (КЭ), титульный лист комплекта документов
Маршрутная карта (МК) и операционная карта (ОК) являются основными документами.
При оформлении МК и ОК следует учитывать общие требования к выполнению графических и текстовых технологических документов в соответствии со стандартами ЕСТД.
МК и ОК оформляются в соответствии с ГОСТ 3.1118-82 и ГОСТ 3.1404-86 соответственно.
В МК и ОК должны быть заполнены все графы МК и ОК только черной тушью (чернилами, пастой) от руки, четко.
В ОК или на КЭ выполняется эскиз с размерами, получаемыми после выполнения операции, в соответствии с ГОСТ 3.1105-2011.
Обрабатываемые поверхности нумеруются арабскими цифрами и выделяют сплошной линией (в 2 раза толще сплошной линии по ГОСТ 2.303-68). Номер обрабатываемой поверхности проставляют в окружности 6…8 мм и соединяют выносной линией с изображением этой поверхности. Для обозначения баз и зажимных усилий пользуются условными знаками в соответствии с ГОСТ 3.1107-81. На эскизах указывают размеры, предельные отклонения, шероховатость по ГОСТ 2789-73 и ГОСТ 2.309-73, базы и другие данные, необходимые для выполнения операции. МК и ОК должны быть датированы и подписаны учащимися. (Приложение В).
Пример выполнения пояснительной записки
Тема: Спроектировать технологический процесс механической обработки вала-шестерни (рисунок 1). Подробно разработать операцию черновой обработки наружных поверхностей.
Характеристика детали
Конструкторскую характеристику вала-шестерни определяем по классификатору ЕСКД.
В соответствии с классификатором заданная деталь относится к классу 72 – детали типа «тела вращения» с элементами зубчатого зацепления; подкласс – 721000 – с элементами зубчатого зацепления, цилиндрические; группа - 721300 – одновенцовые с наружными прямыми зубьями с модулем свыше 1,0 мм; подгруппа 721320 – вал-шестерня с неконсольным зубчатым венцом; вид 721322 – с модулем 4 мм без шлицев на наружной поверхности.
Технологическая характеристика вала шестерни определяется по технологическому классификатору деталей машиностроения и приборостроения.
По основным технологическим признакам:
- размерная характеристика:
1) наибольший наружный диаметр – 80 мм код – 9;
2) длина – 280 мм код – И;
3) диаметр центрального отверстия – 0 мм код 0.
- группа материала – сталь 40Х код – 12.
- вид детали по:
1) технологическому методу изготовления, обрабатываемые резанием – код – 4.
По технологической классификации деталей, обрабатываемых резанием:
- вид исходной заготовки – объемная штамповка код – 24.
- квалитет:
1) наружной поверхности – 6, код – 4;
2) внутренней поверхности – 0, код – 0.
- параметр шероховатости Ra1,25, код – 4.
Рисунок 1 – Чертеж детали
- степень точности – допуск радиального биения по 7-ой степени точности, код – 4.
- вид дополнительной обработки – без дополнительной обработки, код – 0.
- характеристика массы, 4,85 кг, код – Г.
Таким образом, конструкторско-технологический код детали, используемый в САПР – 721322 9И012 42440 440 Г.
Чертеж вала-шестерни содержит все необходимые сведения о детали.
Рассмотрим все обрабатываемые поверхности вала-шестерни с целью установления метода обработки.
С двух сторон вала имеются две опорные шейки Ø40к6, предназначенные для установки подшипников. Заодно с валом выполнена прямозубая шестерня, m=4.
На поверхности Ø45js6 имеются закрытый шпоночный паз (в = 14JS9 ( 0,021)).
Поверхности Ø40к 6, Ø45js6 выполнены по 6 квалитету, шероховатость Ra1,25; поверхность Ø80h8 выполнена по 8 квалитету, шероховатость Ra5. Остальные поверхности выполнены по 14 квалитету, шероховатость Ra10.
Допуск радиального биения Ø80h8 относительно поверхности А – 0,04 мм; Ø40к6 – 0,06 мм.
Это требование необходимо для обеспечения точности установки вала-шестрени в корпусе, а затем для обеспечения кинематической точности зубчатого зацепления.
Допуск симметричности оси шпоночного паза относительно Ø45js6 – 0,02 мм. Это требование поставлено с целью обеспечить качественную посадку на валу по шпонке шестерни.
Все технические требования сводим в таблицу 1.
Таблица 1–Методы и средства обеспечения технических требований
Содержание технических требований | Методы и средства выполнения требований | Средства контроля технических требований |
1 Допуск радиального биения поверхности Ø80h8, относительно поверхностей В и Г 0,04мм; Ø45js6- 0,06мм | Чистовое шлифованием с использованием единых технологических баз (центровых отверстий) | На контрольных центрах с помощью индикатора |
2 Допуск симметричности шпоночного паза относительно поверхности В 0,1 мм | Фрезерование в специальном приспособлении | В специальном приспособлении с помощью индикатора, комплексным калибром |
Далее производим анализ технологичности конструкции детали. По чертежу детали устанавливаем:
– диаметральные размеры шеек вала убывают к концу вала;
– заменить закрытый шпоночный паз на Ø45js6 открытым – возможности нет, т.к. слева расположена точная поверхность Ø40к6, предназначенная для посадки подшипника, которая может быть повреждена при обработке открытого паза;
– вал жесткий, т.к. = =5,3, т.е. менее 10.
Следовательно, в серийном производстве, вал-шестерню можно обрабатывать на станках с ПУ и применять стандартные режущие и измерительные инструменты. Вал-шестерня изготавливается из легированной стали марки 40Х ГОСТ 4543-71 (207НВ, в=700 МПа).
На основании проведенного анализа можно заключить, что конструкция детали вал-шестерня технологична и не вызывает трудностей в производстве.