Материалы и приемы декорирования керамической плитки, эффективность их применения с позиции эстетической выразительности и долговечности

Глазурование.Глазурью принято называть тонкий стекловидный слой, покрывающий поверхность керамического изделия.

Глазури подобно стеклам температуры плавления не имеют; при нагревании они постепенно размягчаются и переходят в присущее расплавам текучее состояние; при быстром охлаждении они превращаются встекло, а при медленном могут частично или полностью закристаллизоваться.

В зависимости от температур, при которых глазурные составы прев­ращаются в расплавленную массу, их делят на тугоплавкие и легко­плавкие.

Тугоплавкие глазури богаты кремнеземом и глиноземом и отно­сительно бедны плавнями. Их используют в производстве твердого фаянса, фарфора и изделий из специальных масс.

Легкоплавкие глазури бедны кремнеземом и глиноземом. В составе легкоплавких глазурей преобладают плавни, а иногда и окислы свинца, которые тоже являются плавнями.

Многие из плавней, как, например, сода, поташ, бура, борная ки­слота и др., хорошо растворимы в воде. Чтобы превратить их в нераст­воримое состояние, глазурные составы, содержащие эти материалы, предварительно фриттуют, т. е. сплавляют, получая таким образом стекловидную, нерастворимую в воде массу, называемую фриттой.

Фриттование глазурей производится и в том случае, когда в состав глазури вводятся ядовитые вещества, а также когда температура рас­плава и разлива глазурного состава несколько выше температуры пол­ного обжига черепка.

Фриттование глазурей проводится в горшках или в ваннах, изго­товленных из огнеупорного и стеклостойкого материала. По окончании фриттования расплав выливается в воду, гранулируется, размалыва­ется и затем вводится в состав глазури.

Нефриттованные глазури в отличие от фриттованных называются сырыми.

В зависимости от степени прозрачности глазури делятся на про­зрачные и на непрозрачные или глухие. Как те, так и другие могут быть бесцветными и окрашенными. Прозрачные глазури наносятся на красивый белый черепок, глухие обычно используются, когда черепок изделия имеет неприятный вид и его следует закрыть.

Состав глазурей определяется соответствующим расчетом.

При расчете состава глазури необходимо следить, чтобы коэффи­циенты термического расширения глазури и керамического черепка были строго согласованы между собой.

Сырьевые материалы для приготовления глазури должны быть чи­стыми. Дозируют их весовым путем. Тонкий помол сырья проводится в водной среде в шаровых мельницах, футерованных кварцевыми или фарфоровыми плитами и такими же мелющими телами (шарами). Тон­кость помола должна быть такой, чтобы на сите 10 000 отв. на 1 см2 не было никакого остатка. Полученный таким образом глазурный состав представляет собой водную суспензию, которая для обезжелезивания пропускается через электромагнит и до употребления хранится при медленном перемешивании. Количественное соотношение между водой и остальными материалами, составляющими глазурную суспен­зию, характеризуется плотностью суспензии. Последняя составляет 1,35—1,40 г/см3.

Глазурный состав наносится на поверхность сухого или бисквитно обожженного полуфабриката путем поливания, окунания и пульве­ризации; в редких случаях безводный глазурный состав наносят при­пудриванием.

Изделие, покрытое глазурным составом, направляется в печь для политого обжига, во время которого состав расплавляется, разливает­ся по поверхности изделия и при охлаждении превращается в глазурь.

Ангобирование.Ангоб — тонкий (толщиной 0,1—0,2 мм) ровный, спекшийся слой на поверхности керамического изделия, отличающийся от основной массы составом и окраской. Ангоб наносится на поверхность керами­ческих изделий в том случае, когда необходимо закрыть поверхность изделия и придать ей красивый вид или когда коэффициенты термиче­ского расширения глазури и черепка не могут быть достаточно близко согласованы между собой. В последнем случае ангоб составляет про­межуточный слой между глазурью и черепком, амортизирующей воз­никающие между ними напряжения при колебаниях температуры. Ко­эффициенты термического расширения ангоба и черепка должны быть согласованы.

Ангоб изготовляется из таких же материалов, что и глазури и ке­рамические изделия, взятых несколько в иных количественных соот­ношениях. Подготовка сырьевых материалов и дозировка их произ­водятся так же, как и при изготовлении керамических масс и глазурей. Тонкость помола ангобовых составов допускает 5% остатка на сите в 10 000 отв. на 1 см2. Плотность ангобовой суспензии составляет 1,6— 1,7 Г/см3. Подобно глазури ангобовая суспензия наносится на пред­варительно очищенную от пыли и грязи поверхность полуфабриката поливанием, окунанием, пульверизацией и припудриванием.

Спекание ангоба на поверхности изделия происходит во время об­жига.

В состав керамических красок вводят некоторые металлы и окислы металлов, которые при высоких температурах химически взаимодей­ствуют с силикатами, алюминатами, боратами и другими соединениями керамического черепка или глазури и окрашивают их в различные цвета и оттенки. Окраска зависит от свойств красителя, химического состава черепка или глазури, температуры обжига и от атмосферы печи, в которой производится закрепление красок на изделии.

Различают подглазурные и надглазурные краски.

Подглазурные краски наносятся на неглазурованную поверхность изделия; затем эта поверхность покрывается глазурным составом и обжигается. Во время обжига краситель, соединяясь с черепком изделия, экрашивает его в тот или иной цвет, а глазурный состав, расплавляясь разливаясь по поверхности изделия, покрывает окрашенные места Прозрачной глазурью.

Надглазурные или муфельные краски требуют более низкой температуры обжига. Они наносятся на глазурованную поверхность изделия; при последующем муфельном обжиге при 600—850° С они «вжигаются» в глазурь и придают ей соответствующую окраску.

Надглазурные краски состоят из пигмента — красителя и флюса или плавня. Назначение флюса состоит в том, чтобы закрепить — впла­вить краситель в глазурованную поверхность изделия. К каждому пигменту должен быть подобран соответствующий флюс как по сос­таву, так и по температуре расплавления.

Чтобы надглазурные краски до обжига хорошо держались на по­верхности изделия, их предварительно растирают с терпентиновым, лавандовым, анисовым или маковым маслом. Краску наносят на чистую поверхность глазурованного изделия ручной раскраской, кистью по шаблону, аэрографом, штампиком, а также декалькоманией.

Последняя представляет собой род переводных картинок, отпеча­танных керамическими красками на специальной бумаге литографским способом.

Нанесение рисунка на изделие производится следующим образом. Место, на которое должен быть нанесен рисунок, смазывается раство­ром канифоли в скипидаре (в соотношении 30 и 70%). На смазанное место накладывают предварительно намоченный в воде рисунок и об­жимаю/г его губкой. Бумагу с гуммированной пленкой, на которую был нанесен рисунок, смазывают 0,5%-ным раствором аммиака; приклеен­ный к поверхности изделия рисунок просушивают и затем обжигают в муфельных печах при 600—800°. Во время обжига флюс плавится, химически реагирует с пигментом, образуя керамическую краску, которая вплавляется в глазурь и таким образом прочно закрепляется на поверхности изделия.

Наши рекомендации