Материалы и приемы декорирования керамической плитки, эффективность их применения с позиции эстетической выразительности и долговечности
Глазурование.Глазурью принято называть тонкий стекловидный слой, покрывающий поверхность керамического изделия.
Глазури подобно стеклам температуры плавления не имеют; при нагревании они постепенно размягчаются и переходят в присущее расплавам текучее состояние; при быстром охлаждении они превращаются встекло, а при медленном могут частично или полностью закристаллизоваться.
В зависимости от температур, при которых глазурные составы превращаются в расплавленную массу, их делят на тугоплавкие и легкоплавкие.
Тугоплавкие глазури богаты кремнеземом и глиноземом и относительно бедны плавнями. Их используют в производстве твердого фаянса, фарфора и изделий из специальных масс.
Легкоплавкие глазури бедны кремнеземом и глиноземом. В составе легкоплавких глазурей преобладают плавни, а иногда и окислы свинца, которые тоже являются плавнями.
Многие из плавней, как, например, сода, поташ, бура, борная кислота и др., хорошо растворимы в воде. Чтобы превратить их в нерастворимое состояние, глазурные составы, содержащие эти материалы, предварительно фриттуют, т. е. сплавляют, получая таким образом стекловидную, нерастворимую в воде массу, называемую фриттой.
Фриттование глазурей производится и в том случае, когда в состав глазури вводятся ядовитые вещества, а также когда температура расплава и разлива глазурного состава несколько выше температуры полного обжига черепка.
Фриттование глазурей проводится в горшках или в ваннах, изготовленных из огнеупорного и стеклостойкого материала. По окончании фриттования расплав выливается в воду, гранулируется, размалывается и затем вводится в состав глазури.
Нефриттованные глазури в отличие от фриттованных называются сырыми.
В зависимости от степени прозрачности глазури делятся на прозрачные и на непрозрачные или глухие. Как те, так и другие могут быть бесцветными и окрашенными. Прозрачные глазури наносятся на красивый белый черепок, глухие обычно используются, когда черепок изделия имеет неприятный вид и его следует закрыть.
Состав глазурей определяется соответствующим расчетом.
При расчете состава глазури необходимо следить, чтобы коэффициенты термического расширения глазури и керамического черепка были строго согласованы между собой.
Сырьевые материалы для приготовления глазури должны быть чистыми. Дозируют их весовым путем. Тонкий помол сырья проводится в водной среде в шаровых мельницах, футерованных кварцевыми или фарфоровыми плитами и такими же мелющими телами (шарами). Тонкость помола должна быть такой, чтобы на сите 10 000 отв. на 1 см2 не было никакого остатка. Полученный таким образом глазурный состав представляет собой водную суспензию, которая для обезжелезивания пропускается через электромагнит и до употребления хранится при медленном перемешивании. Количественное соотношение между водой и остальными материалами, составляющими глазурную суспензию, характеризуется плотностью суспензии. Последняя составляет 1,35—1,40 г/см3.
Глазурный состав наносится на поверхность сухого или бисквитно обожженного полуфабриката путем поливания, окунания и пульверизации; в редких случаях безводный глазурный состав наносят припудриванием.
Изделие, покрытое глазурным составом, направляется в печь для политого обжига, во время которого состав расплавляется, разливается по поверхности изделия и при охлаждении превращается в глазурь.
Ангобирование.Ангоб — тонкий (толщиной 0,1—0,2 мм) ровный, спекшийся слой на поверхности керамического изделия, отличающийся от основной массы составом и окраской. Ангоб наносится на поверхность керамических изделий в том случае, когда необходимо закрыть поверхность изделия и придать ей красивый вид или когда коэффициенты термического расширения глазури и черепка не могут быть достаточно близко согласованы между собой. В последнем случае ангоб составляет промежуточный слой между глазурью и черепком, амортизирующей возникающие между ними напряжения при колебаниях температуры. Коэффициенты термического расширения ангоба и черепка должны быть согласованы.
Ангоб изготовляется из таких же материалов, что и глазури и керамические изделия, взятых несколько в иных количественных соотношениях. Подготовка сырьевых материалов и дозировка их производятся так же, как и при изготовлении керамических масс и глазурей. Тонкость помола ангобовых составов допускает 5% остатка на сите в 10 000 отв. на 1 см2. Плотность ангобовой суспензии составляет 1,6— 1,7 Г/см3. Подобно глазури ангобовая суспензия наносится на предварительно очищенную от пыли и грязи поверхность полуфабриката поливанием, окунанием, пульверизацией и припудриванием.
Спекание ангоба на поверхности изделия происходит во время обжига.
В состав керамических красок вводят некоторые металлы и окислы металлов, которые при высоких температурах химически взаимодействуют с силикатами, алюминатами, боратами и другими соединениями керамического черепка или глазури и окрашивают их в различные цвета и оттенки. Окраска зависит от свойств красителя, химического состава черепка или глазури, температуры обжига и от атмосферы печи, в которой производится закрепление красок на изделии.
Различают подглазурные и надглазурные краски.
Подглазурные краски наносятся на неглазурованную поверхность изделия; затем эта поверхность покрывается глазурным составом и обжигается. Во время обжига краситель, соединяясь с черепком изделия, экрашивает его в тот или иной цвет, а глазурный состав, расплавляясь разливаясь по поверхности изделия, покрывает окрашенные места Прозрачной глазурью.
Надглазурные или муфельные краски требуют более низкой температуры обжига. Они наносятся на глазурованную поверхность изделия; при последующем муфельном обжиге при 600—850° С они «вжигаются» в глазурь и придают ей соответствующую окраску.
Надглазурные краски состоят из пигмента — красителя и флюса или плавня. Назначение флюса состоит в том, чтобы закрепить — вплавить краситель в глазурованную поверхность изделия. К каждому пигменту должен быть подобран соответствующий флюс как по составу, так и по температуре расплавления.
Чтобы надглазурные краски до обжига хорошо держались на поверхности изделия, их предварительно растирают с терпентиновым, лавандовым, анисовым или маковым маслом. Краску наносят на чистую поверхность глазурованного изделия ручной раскраской, кистью по шаблону, аэрографом, штампиком, а также декалькоманией.
Последняя представляет собой род переводных картинок, отпечатанных керамическими красками на специальной бумаге литографским способом.
Нанесение рисунка на изделие производится следующим образом. Место, на которое должен быть нанесен рисунок, смазывается раствором канифоли в скипидаре (в соотношении 30 и 70%). На смазанное место накладывают предварительно намоченный в воде рисунок и обжимаю/г его губкой. Бумагу с гуммированной пленкой, на которую был нанесен рисунок, смазывают 0,5%-ным раствором аммиака; приклеенный к поверхности изделия рисунок просушивают и затем обжигают в муфельных печах при 600—800°. Во время обжига флюс плавится, химически реагирует с пигментом, образуя керамическую краску, которая вплавляется в глазурь и таким образом прочно закрепляется на поверхности изделия.