Термины И ИХ определения, сокращения

ВВЕДЕНИЕ

В настоящем курсовом проекте (далее – Проект) рассмотрены вопросы, связанные с разработкой технологического процесса изготовления носовой части отъемной части крыла (ОЧК) самолета АН-26.

Выбор самолета АН-26 (рисунок_1) обусловлен следующими обстоятельствами: данная модель самолета является дальнейшим развитием самолета АН-24, хорошо зарекомендовавшим себя в процессе длительной эксплуатации, и предназначен перевозки грузов, багажа и техники на воздушных линиях средних протяженности.

Это модель широко применяется как в гражданской так и военной авиации, постоянно модернизируется и усовершенствуется для решения новых задач диктуемыми требованиями современности.

Самолет разработан в период 1967 по 1969 годы, на базе АН-24Т. 21 мая 1969 г экипаж ОКБ в составе командира Ю.Н.Кетова, второго летчика В.А.Богданова, штурмана С.П.Кравченко, бортрадиста М.А.Тупчиенко, бортинженера П.Д.Игнатиенко и инженера-экспериментатора В.П. Лыновского впервые поднял Ан-26 в воздухг.

Термины И ИХ определения, сокращения - student2.ru

Рисунок 1. – Внешний вид самолета АН-26

Техническое описание конструкции ЛА представлено ниже.

Самолет АН-26 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом и однокилевым оперением с форкилем. Фюзеляж имеет скошенную хвостовую часть. Для улучшения ее обтекания потоком воздуха установлены два под фюзеляжных гребня, форма, размеры и расположения которых выбранных в целях получения минимального сопротивления на крейсерском режиме. Компоновка и высокие взлетно-посадочные характеристики позволяют круглый год эксплуатировать самолет на грунтовых аэродромах относительно малых размеров.

На шасси установлены колеса повышенной проходимости. Они значительно расширяют возможности использования самолета, допуская эксплуатацию с грунтовых аэродромов.

Самолет АН-26 (рисунок 2) обладает хорошей устойчивостью и управляемостью Конструкция пилотской кабины обеспечивает хороший обзор и необходимый для нормальных условий работы экипажа комфорт.

Экипаж самолета состоит из 3 чел. левого пилота (командир корабля), правого пилота и бортмеханика. В компоновке пилотской кабины предусмотрены также рабочие места для штурмана и радиста. Рабочее место штурмана, расположенное за креслом левого летчика, оборудовано блистером диаметром 700 мм, обеспечивающим хороший визуальный обзор.

Основной технологической особенностью конструкции самолета является широкое применение клеесварных соединений, крупных монолитных панелей и использование химического фрезерования легких сплавов при изготовлении элементов конструкции.

Клеесварные соединения применяться при изготовлении фюзеляжа, киля, стабилизатора рулей, гондол двигателя, капотов, панелей пола, люков, створок, а также ряда других узлов. Для доброкачественного выполнения клеесварных соединений и сварки силовых элементов конструкции проведено широкое панелирование агрегатов самолета.

На ряду с клеесварными соединениями в самолете применены крупногабаритные монолитные профили для панелей и лонжеронов центроплана. Несущая конструкция центроплана состоит из трех нижних цельнопрессованных панелей, выполненных за одно со стрингерами, и двух цельнопрессованных лонжеронов.

Силовые шпангоуты фюзеляжа изготовлены из штампованных заготовок. Широко применено прецизионное литье из стальных и цветных сплавов.

Применение химического фрезерования листовых деталей из алюминиевых сплавов обеспечивает значительное снижение массы отдельных деталей.

Основные тактико-технические данные самолета АН-26:

Год принятия на вооружение - 1968

Размах крыла - 29,2 м

Длина самолета - 23,8 м

Высота самолета - 8,58 м

Площадь крыла - 74,98 кв.м

Масса, кг:

- пустого самолета - 15020

- нормальная взлетная - 23000

- максимальная взлетная - 24000

Внутреннее топливо - 5500 кг.

Тип двигателя:

- основные - 2 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-24ВТ

- дополнительный - 1 ТРД МНПК Союз (Туманский) РУ-19А-300

Мощность:

- основные - 2 х 2820 л.с

- дополнительный - 7,85 кН (800 кгс)

Крейсерская скорость - 440 км/ч

Практическая дальность - 2550 км

Дальность действия - 1100 км

Практический потолок - 7500 м

Экипаж - 5 чел

Полезная нагрузка:

Термины И ИХ определения, сокращения - student2.ru - 40 десантников или 24 носилок с сопровождением или 5500 кг груза.

Рисунок 2. – Схема самолета АН-26

Информация, помещенная в соответствующих разделах Проекта, дает представление о процедурах выполнения и основных принятых технических решениях, связанных с разработкой технологического процесса сборки носовой части ОЧК самолета АН-26.

Термины И ИХ определения, сокращения

С целью полного и однозначного описания основных положений настоящего Проекта, в нем использованы известные, установленные действующими нормативными документами, а также другие термины и соответствующие им определения:

Базирование при сборке (базирование): обеспечение заданного положения СЧ относительно соответствующей сборочной базы при сборке СЕ.

Базовая поверхность:поверхность СЧ или элементов сборочной оснастки,используемая для базирования сопрягаемых с ней соответствующих СЧ или элементов оснастки.

Базовые отверстия (БО): отверстия в элементах сборочной оснастки и СЧ СЕ, используемые для их взаимной установки при базировании соответствующим способом.

Взаимозаменяемость геометрическая: в соответствии
с ОСТ 1.42064-80.

Геометрические параметры СЕ: геометрические размеры и форма соответствующих СЧ, входящих в конструкцию СЕ.

Действительный контур СЕ: аэродинамический контур СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека или агрегата, полученный в результате сборки СЕ.

Действительный обвод СЕ: аэродинамический контур СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека или агрегата, полученный в результате сборки СЕ.

Закрепление при сборке (закрепление): в соответствии
с ОСТ 1.42064-80.

Качественный критерий производственной технологичности: требование к основным элементам конструкции СЕ, определяющее обеспечение ее технологичности в целом.

Компонент ПЭО СЕ: составная часть ПЭО СЕ, позволяющая реализовать соответствующую функцию ПЭО СЕ.

Контроль сборочной оснастки для сборки СЕ: проверка соответствия размеров и форм базовых элементов сборочной оснастки заданным соответствующими компонентами ПЭО СЕ.

Контур СЕ: линия пересечения обвода СЕ вертикальной плоскостью, перпендикулярной ее наибольшей проекции.

Метод сборки: совокупность взаимосвязанных решений, регламентирующих способы базирования, виды сборочных баз, последовательность установки СЧ при сборке СЕ.

Метод увязки:метод согласования геометрических параметров базовых поверхностей СЧ и технологической оснастки для сборки СЕ.

Монтаж сборочной оснастки для сборки СЕ:установка, обеспечение взаимного расположения в пространстве и закрепление элементов сборочной оснастки в соответствии с конструкторской и технологической документацией на оснастку.

Обвод СЕ: поверхность СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека или агрегата, обтекаемая в полете воздушным потоком.

Опора: неподвижный фиксатор, предназначенный для базирования СЧ в процессе сборки СЕ.

Отклонение контура СЕ: отклонение действительного контура от теоретического контура СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека или агрегата.

Отработка конструкции СЕ на производственную технологичность:выработка комплекса конструкторских и технологических решений, направленных на обеспечение производственной технологичности конструкции СЕ, соответственно, на этапе ее сборки.

Оценивание производственной технологичности СЕ: проверка соответствия спроектированной СЕ условиям их технологичности, соответственно. Оценивание технологичности заканчивается ее оценкой.

Первоисточник информации: носитель значений геометрических параметров СЧ и технологической оснастки для монтажа и контроля соответствующей сборочной оснастки, применяемый для изготовления первоисточника увязки. Основные виды первоисточников информации: МПЭО, мастер-геометрия и пр.

Первоисточник увязки: первичный носитель увязанных значений геометрических параметров СЧ и технологической оснастки для монтажа и контроля соответствующей сборочной оснастки. Основные виды первоисточников увязки: чертеж, плаз, эталон, программа.

Подсборка СЕ, подсборка: СЧ, собираемая отдельно и выделенная технологом искусственно с целью сокращения цикла сборки СЕ в целом.

Производственная технологичность конструкции СЕ: совокупность предусматриваемых в процессе проектирования свойств конструкции, обеспечивающих минимальные трудовые и материальные затраты на освоение сборочного производства, изготовление в установленные сроки и в заданном количестве СЕ, в условиях соответствующего (-их) предприятия (-ий).

Сборка СЕ: комплекс работ по базированию, закреплению и выполнению соединений СЧ при сборке СЕ.

Сборная часть: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.

Сборочная база: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.

Сборочная единица (СЕ): объект Проекта, представляющая собой узел, панель, секцию, отсек, агрегат или систему как объект сборки.

Сборочная оснастка: часть СТО – технологическая оснастка, предназначенная для установки СЧ при сборке СЕ.

Сборочное приспособление для сборки СЕ (СП для сборки СЕ): сборочная оснастка, состоящая из фундаментных, каркасных, базирующих и базовых элементов и предназначенная для установки СЧ СЕ по соответствующему методу сборки.

Сборочные отверстия (СО): отверстия в сопрягаемых СЧ, используемые для их взаимной установки при базировании соответствующим способом и без применения сборочной оснастки.

Собираемость: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.

Соединение при сборке СЕ (соединение): в соответствии с
ОСТ 1.42064-80.

Составная часть СЕ (СЧ СЕ): элемент конструкции СЕ, представляющий собой деталь или сборную часть.

Способ базирования: базирование деталей и СЕ в процессе сборки СЕ, характеризуемое определенным составом сборочных баз.

Средства технологического оснащения для сборки СЕ (СТО сборки СЕ): совокупность оборудования, механизированного и режущего инструмента, технологической оснастки, применяемых при сборке СЕ.

Средство увязки: средство переноса увязанных значений геометрических параметров СЧ с первоисточника увязки на технологическую оснастку для монтажа и контроля сборочной оснастки. Основные виды средств увязки: инструментальные средства, шаблоны, макеты.

Схема сборки и увязки СЕ: графическое изображение (в виде условных обозначений) последовательности установки СЧ при сборке СЕ, с указанием первоисточников, средств увязки и увязываемых геометрических параметров базовых поверхностей СЧ, входящих в констркцию СЕ.

Теоретический контур СЕ: контур, заданный ПЭО СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека, агрегата.

Теоретический обвод СЕ: обвод, заданный ПЭО СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека, агрегата.

Технологическая оснастка для монтажа и контроля: СТО, предназначенные для монтажа и контроля точности геометрических параметров сборочной оснастки для сборки СЕ.

Точность геометрических параметров СЕ: степень отклонения геометрических параметров СЕ от соответствующих заданных номинальных (теоретических) значений.

Точность увязки: степень соответствия величины отклонений фактического аэродинамического контура СЕ (представленной в виде панели. секции, отсека. агрегата), который получается при использовании соответствующего метод увязки, от теоретического.

Увязка: согласование геометрических параметров базовых поверхностей СЧ и сборочной оснастки.

Упор: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.

Условие производственной технологичности конструкции СЕ: соответствие максимально возможного количества геометрических и негеометрических атрибутов СЕ соответствующим качественным критериям технологичности ее конструкции.

Установка при сборке (установка): базирование и закрепление детали или СЕ при сборке.

Фиксатор: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.

Электронная модель детали (ЭМД): МПЭО детали.

Электронная модель СЕ (ЭМСЕ): МПЭО СЕ.

Чертеж электронный (ЧЭ): оформленная надлежащим образом в установленном порядке и зафиксированная на машинном носителе техническая информация, состоящая из:

- реквизитной части, включающей идентифицирующие атрибуты (данные об авторе, время и место создания и т.д.) и электронную цифровую подпись;

- содержательной части, включающей совместно обрабатываемые графические, текстовые и числовые данные.

CAD-система: система, обеспечивающая компьютерное проектирование СЧ ЛА, с последующим автоматизированным формированием комплекта конструкторской документации (КД).

CAD/CAM-система: система, обеспечивающая интегрированное решение задач разработки КД и формирования УП для изготовления СЧ ЛА на оборудовании с ЧПУ.

CAE-система: система, обеспечивающая поддержку инженерных расчетов (система инженерного анализа).

CAM-система: система, обеспечивающая автоматизированное формирование, на основе имеющейся ЭМ ЛА, управляющих программ (УП) для изготовления СЧ на оборудовании с ЧПУ (система ТПП).

CAD/CAM/CAE/PDM-система: целостная интегрированная система, обеспечивающая создание и поддержку ПЭО ЛА.

EDM-система: система управления инженерными данными.

PDM-система: часть РLM-системы ЛА, обеспечивающая, в том числе:

- управление информацией о ЛА;

- доступ к проектной информации и управляющим процессам проектирования;

- интегрирование информации разных форматов и типов;

- совместную работу EDM-, PIM-, TDM-, TIM-систем.

PIM-система: система управления документацией (информацией о ЛА).

PLM-система: система управления жизненным циклом (ЖЦ) ЛА, функционирующая, в том числе, на основе ПЭО ЛА.

TDM-система: система управления техническими данными.

TIM-система: система управления технологической информацией.

В настоящем Проекте использованы следующие сокращения:

БО – базовое отверстие

КД – конструкторская документация

КТД – конструкторско-технологическая документация

КИМ – контрольно-измерительная машина

ЛА – летательный аппарат

ЛЦИС – лазерные центрирующие измерительные системы

ММ– металлический материал

МПЭО – модель ПЭО

НД – нормативные документы

ОСБ– отверстие под стыковой болт

ОЧК –отъёмная часть крыла

ПРШМ – программно-шаблонный метод

ПШМ – плазово-шаблонный метод

СЕ – сборочная единица

СО – сборочное отверстие

СП – сборочное приспособление

СТО – средства технологического оснащения

СЧ – составная часть

ТП – технологический процесс

ТПП – технологическая подготовка производства

УП – управляющая программа

ЧПУ – числовое программное управление

ЧШМ– чертежно-шаблонный метод

ЭИМ – эталонно-инструментальный метод

ЭМ – электронная модель

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем Проекте использованы положения следующих нормативных документов:

ОСТ 1.41708-2003 Технологическое обеспечение разработки и постановки на производство летательных аппаратов. Порядок отработки конструкции изделия на производственную технологичность.
ОСТ 1.42064-80 Сборка самолетов. Термины и определения.
ОСТ 1.42106-81 Контроль обводов аэродинамических линейчатых поверхностей агрегатов в сборочном приспособлении. Типовой технологический процесс.
ОСТ 1.42113-83 Монтаж и контроль сборочной оснастки с помощью лазерных измерительных систем. Типовой технологический процесс.
ОСТ 1.42296-85 Система увязки геометрических параметров и обеспечения взаимозаменяемости узлов и агрегатов летательных аппаратов.
ОСТ 1.42390-95 Технологическое обеспечение разработки и постановки на производство летательных аппаратов. Порядок разработки и содержание директивных технологических материалов.
ОСТ 1.42298-88 Технологический контроль конструкторской документации изделий основного производства.
ОСТ 1.51732-81 Приспособление для сборки изделий. Изготовление и монтаж. Технические требования.
ТР 1342-76 Повышение точности увязки элементов обводообразующей оснастки.
ТР 1.4.099-76 Контроль обводообразующих элементов заготовительно-штамповочной и стапельно-сборочной оснастки, изготовляемой на оборудовании с ЧПУ.
ТР 1.4.1219-83 Увязка геометрических параметров и обеспечение взаимозаменяемости обводов узлов и агрегатов летательных аппаратов.
ТР 1.4.1791-87 Выбор оптимальных методов и средств обеспечения взаимозаменяемости узлов и агрегатов.
ММ 1.4.1652-86 Анализ и классификация сборочных единиц, деталей и технологического оснащения, выходящих на теоретический обвод агрегатов планера.

КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ

Наши рекомендации