Максимально возможное количество баллов в данном примере – 24
Пример, показанный на рис. 4.1, является в некотором смысле «идеальным». Так, если бы в этом же примере нужно было отобрать не 50, а 52 человека (или например 47 человек), с установлением проходного балла возникли бы определенные трудности – при меньшем его значении (10 баллов) прошедших тестирование было бы больше, чем необходимо и наоборот. В этой ситуации может быть предложен такой выход: приемная комиссия устанавливает более высокий проходной балл, при котором число прошедших тест меньше необходимого. Недостающее количество людей комиссия добирает из числа тех, которые немного «не дотянули» до проходного балла. При этом предпочтение отдается тем, которые в наибольшей степени соответствуют требованиям (например, имеют стаж работы по выбранной специальности, льготы при поступлении, более высокий средний балл по документам о базовом образовании и т.п.). Этим же людям за дополнительную плату может быть предложено пройти подготовительные курсы и т.п.
При вступительном тестировании, помимо определения проходного балла, достаточно важен анализ структуры и профиля знаний (будет рассмотрен далее).
Текущий контроль (мониторинг). Тесты для текущего контроля и мониторинга создаются по тем же принципам, что и тесты иного назначения. Но основной целью тестирования в данном случае является отслеживание хода образовательного процесса, выявление пробелов в структуре знаний, искажений профиля знаний у каждого из испытуемых и выяснение возможных причин их появления.
Под структурой знанийв общем случае следует понимать такую степень полноты знаний и умений учащегося, которая равномерно охватывает все разделы дисциплины (или нескольких дисциплин) и позволяет испытуемым успешно выполнять задания теста вне зависимости от того, к какому разделу дисциплины они относятся.
Если испытуемый выполняет задания (в том числе, достаточно трудные), относящиеся к одному разделу дисциплины и не может выполнить задания по другому разделу (в т.ч. невысокой трудности), то это говорит о нарушении (пробелах) в структуре знаний. Вполне очевидно, что такие нарушения могут быть как индивидуальными, так и наблюдаться у достаточно большого числа испытуемых. В последнем случае необходимо проанализировать причины появления пробелов (неудачное изложение раздела или отдельной дисциплины, нехватка или отсутствие методического обеспечения и т.п.) и принять меры к их устранению.
Необходимым условием, обеспечивающим получение достоверной информации о структуре знаний, является репрезентативность заданий теста по отношению к объему знаний, который проверяется с его помощью. Другими словами – задания, включаемые в состав теста, должны достаточно полно и равномерно охватывать все разделы дисциплины, курса и т.п. При этом желательно, чтобы каждый раздел дисциплины был представлен несколькими заданиями различного уровня сложности.
Для удобства анализа структуры знаний тестовые результаты в матрице желательно располагать так, как показано в примере (табл. 4.2). В этом примере каждый раздел дисциплины представлен в тесте пятью заданиями различного уровня сложности. Результаты испытуемого №2, выполнявшего задания теста по варианту №7, показали практически полное отсутствие знаний раздела 2 дисциплины, в то время как с заданиями по разделу 1 он более-менее справился. В таких случаях говорят о пробелах в структуре знаний.
Термин профиль знаний, которым тестологи называют совокупность баллов в каждой строке таблицы тестовых результатов, можно проиллюстрировать на примере, приведенном в табл. 4.3 (фрагмент матрицы из табл. 3.4).
Таблица 4.2 – Анализ структуры знаний по матрице тестовых результатов
№ пп | №№ вариантов теста | Оценки за тестовые задания по разделам дисциплины (в пределах каждого раздела задания расположены в порядке возрастания их трудности) | |||||||||||
Раздел 1 | Раздел 2 | ||||||||||||
№1 | №6 | №11 | №17 | №23 | №2 | №7 | №12 | №18 | №24 | №3 | |||
Таблица 4.3 – Искаженный (строка №6) и неискаженные (строки №5 и №7) профили знаний
№ пп | №№ вариантов теста | Оценки за тестовые задания (задания расположены в порядке возрастания их трудности: №1 /самое легкое/ ® №10 /самое трудное/) | Суммарный балл по тесту | |||||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | |||
Как видно из примера, испытуемые, результаты которых находятся в строках 5 и 6, набрали одинаковое количество баллов по тесту, однако, испытуемый №5 справился с первыми 5-ю, наиболее легкими заданиями, не справившись с остальными. Результаты же испытуемого №6 несколько нелогичны – не справившись с относительно легкими заданиями в начале теста, он сумел выполнить более трудные задания. В таких случаях говорят об искаженном (инвертированном) профиле знаний.
Причины искажений профиля знаний могут быть самыми разными –некачественно составленный тест, индивидуальные психологические особенности тестируемого, низкое качество преподавания, отсутствие методического обеспечения и литературы и др. По мнению проф. В.С. Аванесова и других специалистов-тестологов, задача хорошего образования – порождать правильные (неискаженные) профили знаний.
Анализ структуры и профиля знаний при вступительном тестировании и текущем контроле (мониторинге) позволяет педагогам получить общее представление об уровне подготовленности испытуемых, своевременно выявить пробелы в знаниях, ошибки в методике преподавания и принять соответствующие меры. В учебных заведениях, внедряющих системы менеджмента качества, постоянный мониторинг процесса обучения с использованием тестовых технологий должен быть одним из основных инструментов постоянной корректировки (улучшения) образовательного процесса.
Дистанционное обучение. В существующих системах дистанционного обучения (СДО «Прометей», «Web-класс ХПИ», Lotus Learning Space и др.), как правило, предусмотрен текущий и итоговый контроль усвоения учебного материала. Контроль может осуществляться с помощью отдельной программы для тестирования или же модули (программы) для тестирования встраиваются непосредственно в дистанционные курсы.*[15] В последнем случае дистанционный курс может использоваться для самостоятельной работы, без участия преподавателя.
Системы дистанционного обучения или же собственно дистанционные курсы, должны снабжаться такими программами, которые «умеют» не только сохранять тестовые результаты каждого испытуемого, но и дают возможность преподавателю (тьютору) или разработчику курса с минимальными затратами времени производить их статистическую обработку с целью определения надежности педагогического измерения и валидности тестовых результатов. К сожалению, далеко не все из используемых систем дистанционного обучения предоставляют такую возможность.
К тестам, разрабатываемым для использования в дистанционном обучении, предъявляются те же требования, что и к тестам для текущего контроля (мониторинга).
Самостоятельная работа. Как отмечают специалисты, качественно разработанные тесты имеют высокий обучающий потенциал, позволяющий существенно повысить мотивацию к обучению и соответственно повысить его эффективность. В последнее время в учебном процессе все чаще используются такие средства обучения как обучающие курсы, мультимедийные учебники, электронные тренажеры и т.п., которые можно назвать обучающими электронными изданиями (ОЭИ). Основным их достоинством является возможность самостоятельного обучения с минимальным вмешательством преподавателя. ОЭИ обязательно должны снабжаться тестами для текущего и итогового контроля, и желательно такими, которые позволили бы обучаемому не только увидеть, что именно он не знает, но и «объясняли», почему тот или иной ответ является неправильным и «рекомендовали» вернуться к соответствующему разделу для повторного изучения.
Тесты для ОЭИ, также как и тесты другого назначения, должны быть репрезентативны по отношению к совокупности проверяемых знаний и навыков. Не менее важна и предварительная апробация заданий, включаемых в эти тесты, с целью определения их трудности и других характеристик. Имея информацию о трудности каждого задания, разработчик ОЭИ может сделать так, чтобы при тестировании программа «выдавала» их испытуемому по принципу «от наиболее легкого - к наиболее трудному». При этом желательно иметь достаточно большое количество параллельных заданий, чтобы при повторном тестировании испытуемому выдавались новые задания, которых он не выполнял ранее.
В мультимедийных учебниках и других ОЭИ, как правило, нет необходимости сохранять результаты тестирования и, тем более, производить их статистическую обработку. Основная задача тестов, используемых в ОЭИ - стимулирование познавательной деятельности обучаемого и корректировка его индивидуальной «траектории обучения».