Охрана окружающей среды в России. Веские причины для внедрения системы экологической сертификации
Устойчивое развитие РФ, ее национальная безопасность, высокий уровень жизни и здоровья россиян могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Основной причиной развития экологического кризиса в России, как впрочем и во многих странах мира, является прежде всего низкая эффективность используемых в промышленности механизмов охраны окружающей среды. Как показала практика, применение только административных методов управления оказалось недостаточно эффективным. Это и предопределило в 80-х годах необходимость сочетания административных методов управления с методами экологического регулирования. Однако упор на экономические методы также не позволяет изменить ситуацию в экологической сфере в лучшую сторону.
Состояние планетарных экологических систем вызывает все большую озабоченность мирового сообщества. Эрозия почв, необратимое нарушение водного баланса и антропогенное загрязнение атмосферы сопровождаются нехваткой пресной воды, изменением климата, исчезновением лесов и многих тысяч биологических видов. В этих условиях особое значение приобретают огромные природные пространства нашей страны, которая пока может рассматриваться как один из немногих остающихся в мире «экологических доноров». Россия, в частности до сих пор имеет резерв по выбросам парниковых газов, угрожающих потеплением атмосферы.
Реальным доказательством готовности России поддерживать планетарное экологическое равновесие является ее присоединение к Киотскому протоколу, обязывающему страны либо ограничивать загрязнение атмосферы, либо заимствовать «право на загрязнение» у стран, не исчерпавших свои лимиты по выбросам. Указанный протокол вступил в силу 16 февраля 2005 г., и, возможно, в ближайшие годы мы будем свидетелями развития международного рынка принципиально нового типа– рынка по торговле квотами на загрязнение атмосферы. Увидим, даст ли это ощутимый эффект.
Вместе с тем экологические проблемы России в целом далеки от разрешения. Экологическая напряженность в стране обусловлена природозатратным уклоном национальной экономики, ориентированной на материально-энергоемкие технологии добычи и переработки полезных ископаемых. Такая экономика оказывает повышенное давление на окружающую среду, вследствие чего вопросы эффективного управления природопользованием и корректного экологического сопровождения хозяйственной деятельности в нашей стране весьма актуальны.
Как известно, ФЗ «О техническом регулировании» рассматривает охрану окружающей среды как приоритетную задачу обеспечения национальной безопасности. Поэтому в Программе разработки технических регламентов на 2004-2006 гг., утвержденной распоряжением правительства, среди семи общетехнических регламентов обозначается документ «Об экологической безопасности». Требования по охране окружающей среды войдут в десятки других специальных технических регламентов, регулирующих безопасность строительства, транспорта и т.д.
Среди международных документов, устанавливающих принципы обеспечения такого рода безопасности, важную роль играют стандарты ИСО сери 14000 «Системы управления окружающей средой», в основном принятые в России в качестве национальных стандартов в 1998 г., когда были введены первые основополагающие стандарты этой серии – ГОСТ Р ИСО 14001-98 и ГОСТ Р ИСО 14004-98.
Их использование в организациях считается весомым доказательством надлежащей практики ведения бизнеса, а сертификация СУОС организацией на соответствие этим документам является способом достижения преимуществ в конкуренции.
Хотя российские и международные стандарты ИСО серии 14000 носят добровольный характер, создание и внедрение СУОС по этим стандартам в организациях и на предприятиях РФ способствует обеспечению перехода России к устойчивому развитию благодаря повышению эффективности природоохранной деятельности предприятий и организаций и рационального использования ими природных ресурсов.
Веские причины для внедрения системы экологической сертификации. Причины различны. Назовем наиболее типичные:
– улучшение имиджа фирмы в области выполнения природоохранных требований;
– удовлетворение требований инвесторов и, как следствие, доступ к капиталу;
– снижение затрат на страхование;
– укрепление позиций на рынке;
– совершенствование контроля за издержками;
– экономия энергии и ресурсов за счет более рационального и эффективного их использования;
– стремление завоевать рынки «экологической» («зеленой») продукции;
– заинтересованность в привлечении высококвалифицированных кадров;
– улучшение отношений с правительственными органами и общественностью.
К настоящему времени СУОС внедрены на десятках предприятий в различных регионах России.
Как показывает опыт, внедрение СУОС на российских предприятиях в качестве элемента общей системы административного управления позволит в значительной мере повысить эффективность природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов.
Метрология