Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Цель

Главная цель Фонда - оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;

Опыт и масштаб применения

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСМП) имеет более чем 10-летний опыт работы, располагает представительствами в 25 регионах России. Представительства ФСМП в регионах информируют общественность о деятельности Фонда, содействуют предприятиям в подготовке заявок, предоставляют Фонду информацию о предприятиях-заявителях, осуществляют контроль за ходом выполнения проектов.

Законодательная база

Фонд образован Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 65 в форме государственной некоммерческой организации. По существу своей деятельности и в соответствии с федеральным законом "О государственной научно-технической политике" Фонд, как один из трех государственных научных фондов, является государственным научным учреждением.

Особенности подхода

ФСМП работает по следующим основным базовым принципам, сформулированным в самом начале деятельности Фонда, которые остаются практически неизменными:

- Фонд осуществляет поддержку только юридических лиц в форме малых инновационных компаний[22];

- экспертиза заявок осуществляется внешними экспертами, причём не только по их научно-техническому содержанию, но и по вопросам финансового, экономического, производственного характера, проработке платёжеспособного рынка. Аппарат Фонда проводит только формальную экспертизу заявок на наличие в них всех необходимых документов;

- решение о финансовой поддержке проектов принимается на основе рейтингового голосования конкурсной комиссии Фонда, в составе которой по согласованию с наблюдательным советом представлены специалисты различного профиля;

- экспертиза заявок должна быть бесплатной. Компенсация затрат Фонда на организацию экспертизы должна осуществляться за счёт уже принятых проектов и быть минимальной;

- деятельность Фонда должна быть максимально скоординирована с аналогичными/дополняющими программами федеральных и региональных органов исполнительной власти

- поддержка проектов за счёт средств федерального бюджета может осуществляться как на безвозвратной (в форме грантов), так и на возвратной основе. В последнем случае предприятия не должны предоставлять Фонду гарантии и залоги в обеспечение возврата заёмных средств, проценты по займам не должны превышать половины учётной ставки Центрального Банка, а сроки возврата средств должны быть достаточными для коммерческой окупаемости проекта;

- не более половины средств Фонда должна использоваться на поддержку проектов заявителей из московского региона;

- заявки от предприятий из регионов России должны поступать непосредственно в Фонд, но в наиболее наукоёмких регионах России Фонд должен иметь свои представительства для информирования общественности о деятельности Фонда, содействия предприятиям в подготовке заявок, предоставления Фонду информации о предприятии-заявителе, контроля за ходом выполнения проекта;

- при рассмотрении заявок предпочтение отдавать проектам с паритетным участием в финансировании работы наряду со средствами федерального бюджета и других источников финансирования. Доля средств Фонда в проекте НИОКР не должна превышать 50%.

Специфика деятельности Фонда обуславливает необходимость эффективной координации с аналогичными/дополняющими программами федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Объект поддержки

Малые инновационные компании.

Основные позитивные эффекты

ФСМП рассматривается как инструмент проведения государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере, включающий оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности, а также как инструмент создания и развития инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

Основные показатели – количество полученных и профинансированных от малых предприятий проектов, количество созданных инновационно-технологических центров, освоение поддерживаемыми фирмами в своем производстве новых технологий, объем выпущенной ими продукции, объем налоговых отчислений этих фирм.

Необходимые затраты

Правительством Российской Федерации установлено, что в ФСМП ежегодно направляется фиксированный процент средств федерального бюджета на гражданскую науку. При образовании ФСМП эта величина составляла 0,5%. По мере развития деятельности Фонда, признания её научно-технической общественностью, рассмотрения итогов деятельности в Правительстве Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации эта величина возрастала и в настоящее время составляет 1,5%.

Наши рекомендации