Оценка перспектив использования балльно-рейтинговой технологии
Цвет шляпы | Вопросы, на которые следует ответить | Ответы |
Белая | Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация? | |
Красная | Какие у меня по этому поводу возникают чувства? | |
Черная | Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки? | |
Желтая | Почему это стоит делать? Каковы преимущества? | |
Зеленая | Что нужно сделать, чтобы усовершенствовать технологию и оптимизировать ее ? | |
Синяя | Чего мы достигли? Что нужно делать дальше? |
ГЛОССАРИЙ
Академическая степень – квалификация высшего образования, присуждаемая по результатам освоения соответствующих основных образовательных программ по направлениям подготовки.
Алгоритм – точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в указанной последовательности операций (действий), приводящих к решению любой из задач, принадлежащих к некоторому классу.
Вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования.
Выпускная квалификационная работа – дипломная (бакалаврская или магистерская) работа (в естественно-научных и гуманитарно-социально-экономических направлениях ВПО) или дипломный проект (в направлениях ВПО в области техники и технологий) – представляет собой либо самостоятельное логически завершенное исследование, связанное с решением научной или научно-практической задачи, либо технический проект, посвященный решению проектно-конструкторской или технологической задачи в заданной области техники и технологии соответствующего направления подготовки.Деловая игра – технология обучения, воссоздающая предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики.
Дидактические принципы – система важнейших требований к процессу обучения, соблюдение которых обеспечивает его эффективность и качество.
Дифференциация обучения – (лат. differentia – разница), форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности студентов.
Зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы.
Знаково-контекстное (или контекстное) обучение – форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.
Имитационные игры – дидактические игры, связанные с имитацией – созданием образа, модели объекта или процесса, его искусственным воспроизведением в целях исследования, обучения, прогнозирования.
Имитационный тренинг– технология обучения, которая строится на отработке определенных специализированных навыков и умений обучающихся по работе с различными техническими средствами и устройствами.
Итоговая аттестация обучающихся – форма государственного контроля, проводимая с целью определения степени освоения выпускниками образовательной программы.
Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям, потребностям личности, общества
и государства.
Квалификация – характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций.
Коллоквиум(лат. colloquium – разговор, беседа)
Консультация – (лат. consultation – совещание) одна из важных форм учебной работы, являющаяся необходимой предпосылкой эффективности самостоятельной работы студентов.
Компетенция – готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений и навыков при решении задач, общих для многих видов деятельности.
Конспект(от лат. conspectus – обзор) – краткое письменное изложение или краткая запись содержания первичного текста
Кредит – унифицированная единица измерения объема трудоемкости учебной нагрузки обучающегося.
Курсовая работа – более сложный, чем реферат, вид самостоятельной письменной работы, направленный на творческое освоение общепрофессиональных и профильных профессиональных дисциплин (модулей) и выработку соответствующих компетенций.
Лабораторное занятия(от лат. labor – труд, работа, трудность; laboro – трудиться, стараться, заботиться, преодолевать затруднения) – вид учебного занятия, на котором студент под руководством преподавателя проводит натурные или имитационные эксперименты и исследования с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений, приобретает практические навыки работы с лабораторным оборудованием, вычислительной техникой, измерительной аппаратурой, овладевает методикой экспериментальных исследований в конкретной предметной области и обработки полученных результатов.
Лекция (от лат. lektiо – чтение вслух) – ведущая форма обучения в высшей школе, построенная на систематическом, последовательном изложении учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки.
Межпредметные связи в обучении – дидактический принцип и условие установления взаимосвязи между различными учебными предметами, которые изучаются студентом.
Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций) – технология контекстного обучения, использующая описание реальных профессионально-ориентированных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
Метод обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий преподавателя и обучаемых, обеспечивающих достижение образовательных целей и усвоение содержания образования.
Модуль – часть образовательной программы, учебного курса, предмета, дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к целям и планируемым результатам освоения образовательной программы.
Направление подготовки– совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области.
Направленность (профиль) образования – целевая ориентация образовательной программы, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности.
Образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами– образовательные стандарты и требования по образовательным программам высшего образования, самостоятельно устанавливаемые университетами, определенными федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.
Образовательные технологии– совокупность организационных форм, педагогических методов, средств, а также социально-психологических, материально-технических ресурсов образовательного процесса, создающих комфортную и адекватную целям воспитания и обучения образовательную среду, содействующую формированию всеми или подавляющим большинством студентов необходимых компетенций и достижению запланированных результатов образования.
Образовательный процесс – целенаправленный педагогически обоснованный процесс обучения и воспитания, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу.
Обучающийся – лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и осваивающее образовательную программу.
Обучение– целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, развитию способностей.
Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении.
Основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа) – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Основная образовательная программа магистратуры (магистерская программа) – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитание обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Педагогический тест – система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая качественно
оценить структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков.
Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения.
Практика– вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Практикум– система разработанных содержательно и методически обучающих занятий либо по отдельному научному вопросу, либо по целостному курсу прикладного характера, который исследует прикладную сторону профессии.
Проблемное обучение – это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность обучающихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Проблемная задача – учебная проблема, решаемая при заданных условиях или параметрах.
Проблемная ситуация – осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний и новых способов действий.
Примерная образовательная программа– учебно-методическая документация, определяющая содержание и объем образования, планируемые результаты их освоения и соответствующие требования к условиям образовательного процесса, структурированные по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям).
Проектно-исследовательская деятельность– деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Промежуточная (текущая) аттестация обучающихся – процедура оценки педагогическим работником качества освоения обучающимися отдельной части или всего объема одного учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед), 1) реалистичный замысел, план о желаемом будущем; 2) совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления; 3) метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении.
Профессионально-ориентированная технология обучения в структуре высшего педагогического образования – система психологических, общепедагогических, дидактических процедур взаимодействия педагогов и студентов с учетом их способностей и склонностей, направленного на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, будущей деятельности и профессионально важным качествам специалистов.
Профессиональный контекст – совокупность предметных задач, организационных, технологических форм и методов деятельности, ситуаций социально-психологического взаимодействия, характерных для определенной сферы профессионального труда.
Профиль – совокупность основных типичных черт профессии (направления подготовки, специальности, специализации), определяющих конкретную направленность образовательной программы.
Результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции.
Рейтинг – индивидуальный кумулятивный индекс студента, формируемый по результатам обучения. Слово «рейтинг» происходит от английского «to rate» (оценивать) и «rating» (оценка, оценивание). Рейтинговая технология оценивания результатов обучения студентов основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих учебных, научных работ и социальную активность.
Реферат – форма письменной работы, которую рекомендуется применять при освоении вариативных (профильных) дисциплин профессионального цикла.
Ролевая игра как технология обучения – разновидность деловой игры, имитирующая реальную ситуацию, в которой участники действуют в соответствии с выполняемой ролью.
Семинар - организационная форма обучения в вузе, в процессе которой студенты самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы.
Собеседование – специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т. п.
Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности преподавателя и обучаемых.
Технология когнитивного инструктирования – технология контекстного обучения, суть которой заключается в представлении обучаемому информации в знаково-символическом, наглядно-графическом виде (тексты книг, дидактические карточки, рисунки, схемы, чертежи, таблицы) для решения учебно-познавательной задачи, выполнения практико-ориентированного задания, а в отдельных случаях для усвоения нового учебного материала.
Технология модульного обучения – способ организации учебного процесса на основе модульного представления учебной информации.
Технологии обучения в сотрудничестве (Сooperative Learning) – группа технологий обучения, основанная на самостоятельной работе студентов в малых группах, построенной на принципах взаимозависимости, личностной ответственности и общей оценки работы группы.
Технология организации самостоятельной работы студентов – целенаправленный и личностно ориентированный процесс субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, в ходе которого преподаватель, используя различные виды и формы заданий для самостоятельной работы, через систему различных способов и приемов планирования, осуществления и контроля учебно-познавательной деятельности учитывает мотивационно-ценностные отношения, их академическое развитие и повышает уровень готовности студентов к самостоятельной работе.
Технология web-квест – специальным образом организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности, для выполнения которой студенты осуществляют поиск информации в сети по указанным адресам.
Традиционные образовательные технологии – технологии, ориентированные, прежде всего, на передачу информации и описание способов действий, передаваемых студентам в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения. К данной группе технологий могут быть отнесены лекции,
семинары, лабораторные работы репродуктивного типа и т. д.
Уровень образования – формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности, основные характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом.
Учебная дисциплина (предмет) – система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/ или деятельности, и осваиваемая в рамках образовательной программы.
Учебная проблема – это проблемная ситуация, принятая субъектом к решению на основе имеющихся у него средств (знаний, умений, опыта поиска).
Учебный план – документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, предусмотренных образовательной программой, временные затраты (трудоемкость) на их освоение, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт – технический нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня.
Форма получения образования (обучения) – способ организации образовательного процесса по освоению образовательных программ.
Эссе – сочинение-рассуждение относительно небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту
и исчерпывающую трактовку предмета.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий / В. С. Аванесов. – М.: Центр тестирования, 2002. – 239 с.
2. Аванесов, В. С. Форма тестовых заданий / В. С. Аванесов. – М.: Центр тестирования, 2005. – 153 с.
3. Алханов, А. Самостоятельная работа студентов / А. Алханов // Высшее образование в России. – 2005. – № 11. – С. 86–89.
4. Анисимов, О. С. Методология: сущность и события / О. С. Анисимов. – М., 2007. – 502 с.
5. Байденко, В. И. Выявление компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения / В. И. Байденко. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
6. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
7. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / М. В. Буланова-Топоркова.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 544 с.
8. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие / А. А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.
9. Вербицкий, А. А. Категория «контекст» в психологии и педагогике:
монография / А. А. Вербицкий, А. Г. Калашников. – М.: Логос, 2010. – 300 с.
10. Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное
обучение: моногр. / А. А. Вербицкий. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. – 75 с.
11. Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное
обучение: монография / А. А. Вербицкий. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. – 75 с.
12. Вербицкий, А. А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения / А. А. Вербицкий // Игровое моделирование: Методология и практика / под ред. С. Ладенко. – Новосибирск:
Наука, 1987. – С. 78–99.
13. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. – М.: Логос, 2009. – 334 с.
14. Виленский, М. Я. Технологии профессионально-ориентированного
обучения в высшей школе / М. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман. – М., 2005. – 192 с.
15. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6.
16. Гинзбург, Я. С. Социально-психологическое сопровождение деловых игр / Я. С. Гинзбург, Н. М. Коряк // Игровое моделирование: Методология и практика. – Новосибирск: Наука, 1987. – С. 61–77.
17. Гладышева, М. М. Формирование исследовательских компетенций студентов в процессе самостоятельной учебной работы в техническом вузе / М. М. Гладышева, В. Д. Тутарова, А. В. Польщиков // Высшее образование
сегодня. – 2010. – № 3. – С. 24–26.
18. Горбачева, Т. В. Функции и виды контроля качества самостоятельной работы студентов / Т. В. Горбачева // Образовательная политика. – 2009. – № 4. – С. 32–37.
19. Городецкая, Е. Я. К проблеме технологического подхода в системе высшего образования / Е. Я. Городецкая // Электронное периодическое издание «Вестник Дальневосточного государственного технического университета». – 2009. – № 1 (1).
20. Граничина, О. А. Контроль качества образовательного процесса в вузах России и за рубежом / О. А. Граничина. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.
21. Григорян, В. Г. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов / В. Г. Григорян, П. Г. Химич // Высшее образование в России. – 2009. – № 11. – С. 108–114.
22. Губарева, А. Е. Современные формы организации самостоятельной работы и контроля знаний студентов вузов / А. Е. Губарева // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 10. – С. 59–62.
23. Гузеев, В. В. Технология проблемного семинара: синтез «мозгового штурма» и «творческой дискуссии» / В. В. Гузеев // Школьные технологии. – 1998. – № 1. – С. 51–56.
24. Гулидов, И. Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учеб. пособие / И. Н. Гулидов. – М.: Форум, 2005. – 240 с.
25. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: метод. пособие / под ред. С. А. Гончарова. – СПб: Изд во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 159 с.
26. Денисенко, С. И. Рейтинг как комплексное средство контроля учебной деятельности студентов / С. И. Денисенко // Инновации в образовании. – 2002. – № 1. – С. 86–95.
27. Дмитриенко, Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы / Т. А. Дмитриенко // Педагогика. – 2004. – № 2. – С. 54–59.
28. Звонников, В. И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – М.: Логос, 2009. – 272 с.
29. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // Интернет журнал «Эйдос». http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
30. Ильин, Г. Л. Проективное образование и реформация науки / Г. Л. Ильин. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.
31. Ильина, Т. А. Формирование концепции педагогической технологии в современной дидактике за рубежом / Т. А. Ильина. – М.: Знание, 1984.
32. Калужская, М. В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? / М. В. Калужская, О. С. Уколова, И. Г. Каменских. – М.: Чистые пруды, 2006. – 244 с.
33. Кирилова, Г. И. Исследовательская компетентность специалиста
информационного общества / Г. И. Кирилова // Educational Technology and Society. – 2008. – № 11(4); http://ifets.ieee.org/russian/depository/v11_i4/html/9.htm
34. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998. – 175 с.
35. Кларин, М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели / М. В. Кларин. – М.: Наука, 1997. – 223 с.
36. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. – М: Изд. центр «Академия», 2005. – 288 с.
37. Конышева, А. В. Модульное обучение как средство управления самостоятельной работой студентов / А. В. Конышева // Высшее образование в России. – 2009. – № 11. – С. 18–25.
38. Лаврентьева, Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г. В. Лаврентьева, Н. Б. Лаврентьева. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. – 156 с.
39. Лагунова, М. Н. Бригадная форма взаимодействия как условие творческого саморазвития студентов / М. Н. Лагунова, М. Н. Рыскулова // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 2. – С. 83–87.
40. Лобова, Г. Н. Основы подготовки студентов к исследовательской
деятельности / Г. Н. Лобова. – М.: Б.и., 2002. – 196 с.
41. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования / А. Н. Майоров. – М: Интеллект-Центр, 2002. – 296 с.
42. Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании / А. Н. Майоров. – М.:
Интеллект-центр, 2005. – 432 с.
43. Максимов, Н. И. Анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта создания рейтинговых систем оценки качества образования: учеб.-метод. пособие / Н. И. Максимов, Г. П. Савельева. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. – 41 с.
44. Масленников, А. С. Организация учебного процесса на основе модульно-рейтинговой технологии / А. С. Масленников, В. Е. Шебашев // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 2 – С. 68–70.
45. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Е. Н. Ковтун и др. – М.: Изд-во МГУ, 2007 . – 148 с.
46. Михайлычев, Е. А. Дидактическая тестология / Е. А. Михайлычев. – М.: Народное образование, 2001. – 432 с.
47. Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов / под ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной. – СПб.: Союз, 2002. – 249 с.
48. Монахов, В. М. Введение в теорию педагогических технологий:
моногр. / В. М. Монахов. – Волгоград: Перемена, 2006. – 319 с.
49. Нечаев, Н. Н. Проектное моделирование как творческая деятельность (психологические основы высшего архитектурного образования): автореф. дис. ... д-ра псх. наук / Н. Н. Нечаев. – М.: МГУ, 1987. – 37 с.
50. Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений среднего профессионального образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.
51. Новиков, А. М. Методология игровой деятельности / А. М. Новиков. – М.: Эгвес, 2006. – 48 с.
52. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 272 с.
53. Нохрина, Н. Н. Система тестового контроля / Н. Н. Нохрина // Высшее образование в России. – 2002. – № 1. – С. 106–107.
54. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М: Изд. центр «Академия», 2009. – 356 с.
55. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. специальностей / под ред. В. С. Кукушкина. – Ростов-на-Дону: Март, 2002. – 320 с.
56. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе: практико-ориентированная моногр. / под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. – М.; Тюмень, 1994.
57. Петров, А. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории / А. Петров // Alma mater. – 2005. – № 2. – С. 54–58.
58. Платов, В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учеб. / В. Я. Платов. – М.: Профиздат, 1991. – 156 с.
59. Портных, В. О воспитании самостоятельности студентов / В. Портных // Высшее образование в России. – 2006. – № 7. – С. 155–157.
60. Проблема оценивания результатов обучения при компетентностном задании требований к выпускнику вуза / Д. В. Пузанков, Н. Н. Кузьмин, А. А. Шехонин. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 37 с.
61. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения: учеб.-метод. пособие / под ред. П. И. Образцова. – Орел: ОГУ, 2003. – 94 с.
62. Прохорова, О. Н. Современные информационные технологии как условие организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза / О. Н. Прохорова // Информатика и образование. – 2010. – № 2. – С. 113–114.
63. Реализация компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании: кол. моногр. / под ред. С. Ю. Астаниной, Н. В. Шестак. – М.:
Изд-во СГУ, 2009. – 172 с.
64. Росина, Н. Организация СРС в контексте инновационного образования / Н. Росина // Высшее образование в России. – 2006. – № 7. – С. 109–114.
65. Рубаник, А. Самостоятельная работа студентов / А. Рубаник, Г. Большаков, Н. Тельных // Высшее образование в России. – 2005. – № 6. – С. 120–124.
66. Савельев, А. Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования / А. Я. Савельев // Высшее образование в России. – 1994. – № 2. – С. 29–37.
67. Сафина, А. Ф. Реальность и ожидания студентов в отношении организации самостоятельной учебной работы / А. Ф. Сафина, С. Н. Горбушина // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 6. – С. 66–67.
68. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
69. Селевко, Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с.
70. Сенашенко, В. Самостоятельная работа студентов, актуальные проблемы / В. Сенашенко, Н. Жалнина // Высшее образование в России. – 2006. – № 7. – С. 103–109.
71. Сластенин, В. А. Доминанта деятельности / В. А. Сластенин // Народное образование. – 1997. – № 9. – С. 40–42.
72. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с.
73. Технология игры в обучении и развитии: учеб. пособие / П. И. Пидкасистый; автор Ж. С. Хайдаров. – М.: Рос. пед. агентство, 1996. – 270 с.
74. Уваров, П. Ю. У истоков университетской корпорации / П. Ю. Уваров. – Режим доступа: http://www.polit.ru/lectures/2010/02/04/university.html
75. Уман, А. И. Технологический подход к обучению: теоретические основы / А. И. Уман. – М.; Орел, 1997. – 208 с.
76. Хруцкий, Е. А. Организация проведения деловых игр: учеб. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений / Е. А. Хруцкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 320 с.
77. Цыганова, Л. В. Стратегии самостоятельной учебной работы как основа ее эффективной организации / Л. В. Цыганова // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 12. – С. 69–71
78. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов / М. Б. Челышкова. – М.: Логос, 2002. – 431 с.
79. Черная, А. В. Организация самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам: учеб. пособие / А. В. Черная, Е. А. Чекунова, Е. И. Погорелова. – Ростов-на-Дону, 2010. – 200 с.
80. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.
81. Чикнаверова, К. Г. Педагогические условия развития самостоятельности студентов / К. Г. Чикнаверова // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 3. – С. 64–66.
82. Шапоринский, С. А. Обучение и научное познание / С. А. Шапоринский. – М.: Педагогика, 1981. – 208 с.
83. Шестак, Н. В. Научно-исследовательская деятельность в вузе (Основные понятия, этапы, требования) / Н. В. Шестак, Е. В. Чмыхова. – М.: Изд-во СГУ, 2007. – 179 с.
84. Щербаков, Ю. И. Теория и практика развития высшей школы в условиях современной России / Ю. И. Щербаков. – М., 2001. – 180 с.
85. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. – Каунас: Швиеса, 1989. – 286 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1