Практика командообразования
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М.
Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2004. 304 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................................9
Часть! ТЕОРИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
Глава 1
ОСНОВЫ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ......................................................................17
Эффект команды..............................................................................................................1 8
Принципы работы команды............................................................................................18
«Плюсы» организации команды..............................................................................19
«Минусы» организации команды............................................................................20
Численность команды................................................................................................20
Основные сферы деятельности................................................................................21
Оплата труда...............................................................................................................24
Формы управления....................................................................................................25
Эволюция команд в интеллектуальной сфере. Неформальные
интеллектуальные и управленческие команды................................................26
Требования к членам интеллектуальной команды......................................................28
Методический подход к формированию команд.................................................30
Диагностика жизнеспособности и распределение ролей в команде. Организация песочной терапии.......................................................................................33
Инструкция для создания песочной картины...................................................34
Наблюдение за совместной игрой....................................................................34
Характер взаимодействия участников игры между собой............................35
Распределение ролей...........................................................................................35
Стиль поведения каждого участника игры.......................................................35
Ценности, объединяющие участников игры.....................................................36
Обсуждение песочной картины.........................................................................37
Глава 2
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В КОМАНДЕ.......................................................................38
Организация и координация работы в команде, взаимодействие с другими
командами или внешними партнерами..................................................................38
Организация взаимодействия между командами или внешними
партнерами............................................................................................................39
Планирование деятельности команды.........................................................................41
Этапы планирования деятельности.........................................................................42
Целеполагание......................................................................................................
Определение направлений достижения намеченной цели (разработка
стратегии и тактики)........................................................................................43
Составление долгосрочного плана...................................................................44
Оперативное календарное планирование......................................................45
Плановая отчетность............................................................................................46
Ситуационный анализ.....................................................................................................48
Глава 3
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В КОМАНДЕ.....................................................................53
Непосредственная профессиональная деятельность................................................54
Взаимодействие команды с клиентами, партнерами, внешней средой.................55
Ситуации решения проблем...........................................................................................56
Метод «Шесть Шляп»................................................................................................58
Функции и исследовательские задачи каждой Шляпы..................................58
Процесс жизнедеятельности команды и динамика ее успешного развития.........60
Глава 4
ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ КОМАНДЫ: ДИНАМИКА ВНУТРИКОМАНДНЫХ
ПРОЦЕССОВ....................................................................................................................63
Динамика успешности развития команды...................................................................63
Этап становления.......................................................................................................65
Этап успешного развития.........................................................................................65
Этап поиска, или поисковый период......................................................................69
Особенности индивидуального развития членов команды......................................70
Ситуация первая — обновление состава команды..............................................72
Ситуация вторая — «выпадение из обоймы» отдельных членов команды.......74
Ситуация третья — неадекватный рост мотивационных запросов, изменение
личностных и духовных ориентиров..................................................................76
Ситуация четвертая — снижение авторитета, отсутствие опережающего
личностного роста лидера команды..................................................................77
Ситуация пятая — появление в команде альтернативного неформального
лидера.....................................................................................................................80
Глава 5
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМАНДЫ.....................................................83
Понятие мониторинга......................................................................................................83
Формы мониторинга........................................................................................................87
Профилактический мониторинг эффективности команды. Программа
мониторинга................................................................................................................88
Мониторинг личной эффективности лидера команды.........................................89
Мониторинг личной эффективности каждого члена команды...........................93
Методика проведения..........................................................................................95
Описание шкал и показателей...........................................................................96
Мониторинг эффективности команды в целом.................................................. 106
Методика проведения....................................................................................... 106
Описание шкал и показателей........................................................................107
ЧастьП
ПРАКТИКА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
Глава 1
ДИАЛОГИ О КОМАНДЕ............................................................................................113
Путь Монарха................................................................................................................1 1 3
Принцип колеса.............................................................................................................11 9
«Мода» на команду......................................................................................................121
Глава 2
ПУТИ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ...........................................................................1 24
Естественный путь командообразования ................................................................. 1 24
Целенаправленный путь командообразования ......................................................128
Глава 3
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КОМАНДЫ: 10 ШАГОВ К СВОЕЙ КОМАНДЕ.... 135
Шаг первый: определение осознанных и неосознанных целей........................... 1 35
Исследование неосознаваемых целей, путей их достижения
и индивидуальных особенностей.................................................................... 139
Карта внутренней страны.................................................................................1 39
Шаг второй: подбор и отбор кандидатов................................................................. 147
Схема анализа данных наблюдений при отборе кандидатов в команду..... 148
Шаг третий: работа членов команды над собственными осознаваемыми
и неосознаваемыми целями..................................................................................151
Шаг четвертый: исследование межличностных предпочтений ............................. 151
Социометрия.......................................................................................................152
Шаг пятый: целенаправленное формирование энергии единства.......................154
Технология создания общего терминологического поля..................................154
Формирование доверия в группе и энергии единства в команде..................155
Невидимая связь................................................................................................155
Чудесный ковер..................................................................................................157
Ожерелье благопожеланий.............................................................................158
Шаг шестой: формирование ценностей команды................................................... 159
Роскошь человеческого общения......................................................................... 1 60
Внимательный слушатель..................................................................................161
Желающий понять..............................................................................................1 61
Сокровища практической мудрости....................................................................163
Тексты для карточек...........................................................................................1 64
Ценность созидания................................................................................................1 68
Сотворение мира...............................................................................................169
Шаг седьмой: обучение команды технологиям работы.........................................1 72
Технологии ситуационного анализа..................................................................... 172
Технология «Восемь шагов»............................................................................. 173
Технология «Шесть шляп».................................................................................1 77
Технология оценки рисков................................................................................1 78
Технологии координации взаимодействия..........................................................179
Шаг восьмой: создание (или совершенствование) имиджа команды.................1 80
Определение (или уточнение) Миссии команды...............................................181
Исследование конъюнктуры социальных образов...........................................186
Требования к имиджу команды.............................................................................1 88
Задания членам команды.......................................................................................1 88
Создание герба команды.................................................................................1 89
Формирование конъюнктуры................................................................................1 89
Шаг девятый: усиление «командного духа».............................................................190
Шаг десятый: сопровождение деятельности команды............................................190
Глава 4
ПРОГРАММА КОРПОРАТИВНОГО ТРЕНИНГА
КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ......................................................................................191
Ощущение общности и доверия вместо одиночества и отчуждения...................192
Игры, иллюстрирующие идею «ощущение общности и доверия вместо
одиночества и отчуждения».............................................................................193
Плоды добрых деревьев (серия игр)...............................................................1 93
Таверна «Находка»............................................................................................202
Енотов круг..........................................................................................................205
Талисман команды.............................................................................................206
Сотрудничество вместо конкуренции........................................................................208
Игры, иллюстрирующие идею «сотрудничество вместо конкуренции»........210
Ладони (серия игр)............................................................................................210
Давайте говорить друг другу комплименты! .................................................214
Новое имя............................................................................................................21 8
Работа на общий результат вместо индивидуализма............................................21 9
Игры, иллюстрирующие идею «работа на общий результат вместо
индивидуализма»...............................................................................................220
Главные дела жизни...........................................................................................221
Сеть удачи...........................................................................................................222
Перевал...............................................................................................................223
Древо успехов....................................................................................................224
Творчество вместо стереотипных действий..............................................................226
Игры, иллюстрирующие идею «творчество вместо стереотипных действий»229 Семь испытаний царя (диагностика форм проявления творчества
членами команды)........................................................................................229
Пересечение пустыни .......................................................................................235
Творческая мастерская (задания для развития креативности)..................236
Конструктивная самореализация вместо борьбы за выживание.........................237
Игры, иллюстрирующие идею «конструктивная самореализация вместо
борьбы за выживание.......................................................................................238
Прохожий-посредник........................................................................................238
Мудрость внимания...........................................................................................240
Золотая рыбка....................................................................................................242
Дебаты.................................................................................................................245
Найти общее..................................................'.....................................................252
Игры, развивающие навыки ситуационного анализа......................................255
Шесть шляп, или Наследство старого Мастера...........................................256
Королевский двор..............................................................................................264
Олимпийский Совет Богов...............................................................................267
Совет Асов..........................................................................................................270
Глава 5
КОМАНДА НА ПЕРЕГОВОРАХ..................................................................................275
Подготовка к переговорам с использованием метода «Максимум-Максимум» .... 275 Восемь шагов обсуждения по методу «Минимум-Максимум».............................276
1. Определение собственных интересов в переговорах.................................276
2. Определение вопросов для обсуждения........................................................276
3. Определение последствий неуспешных или сорванных переговоров.....277
4. Определение финального предложения........................................................277
5. Определение предложения отступления........................................................277
6. Определение начального предложения.........................................................277
7. Определение альтернативных предложений.................................................278
8. Формулировка генеральной линии и стратегии переговоров...................278
Подготовка к переговорам с использованием метода «Шесть Шляп»...............278
Переговорная команда................................................................................................279
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................283
Приложение
100 СОВЕТОВ РУКОВОДИТЕЛЮ КАК СТИМУЛИРОВАТЬ ИНИЦИАТИВУ
ЧЛЕНОВ КОМАНДЫ...................................................................................................284
ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................................290
ВВЕДЕНИЕ
Командообразование на современном этапе.В современных условиях главным ресурсом эффективного хозяйствования является корпус специалистов. Резко возрастает роль личностей, осуществляющих процесс управления. От их квалификации, деловой активности, умения взаимодействовать между собой и достигать социально значимого результата зависят судьбы людей и перспективы развития фирмы, учреждения, экономического района.
Одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с профессионализмом, является способность специалиста действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат». Однако на практике психологический акцент нередко смещается с результатов деятельности на межличностную конкуренцию, что часто приводит к скрытой и явной конфронтации. А это, в свою очередь, ведет к деловому и экономическому спаду, формирует напряжение внутри коллектива, разрушительно воздействует на личность.
Цель этой книги — помочь руководителям коммерческих и некоммерческих, государственных и негосударственных организаций, психологам, менеджерам в процессе формирования эффективно работающих команд.
Собственно наличие команды является одним из признаков высокоэффективных организаций. Специалисты по управлению персоналом заметили, что сотрудники организаций, в которых большие объемы власти, информации, знаний и прав концентрируются в руках высшего звена, постепенно вырабатывают качества, полезные для продвижения вверх по служебной лестнице (навыки манипулирования, «борьбы за место под солнцем», индивидуализм и пр.). Интересно, что подобные личностные особенности сотрудников повышают конфликтный фон в организации и деструктивно влияют на ее развитие. Напротив, работа в команде формирует у сотрудников качества, которые способствуют поступательному росту организации (навыки сотрудничества, взаимной поддержки, увеличения потенциала каждого и пр.). Поэтому формирование навыков работы в команде становится одной из ключевых задач управления в высокоэффективных организациях.
Консультируя различные организации по работе с персоналом, мы увидели, что обычно руководители стермятся: □ отработать навыки конструктивного межличностного взаимодействия в коллективе;
□ отработать навыки эффективного решения проблем; G познакомить с приемами разрешения конфликтов;
□ отработать навыки ситуационного анализа; G отработать навыки оценки рисков;
□ создать ресурс положительных эмоций для эффективной работы.
Все эти вопросы могут быть решены в контексте командообразования. Мы условно разделили их на три большие группы.
1. Организационно-управленческие вопросы (принципы организации командной формы работ, организационный «эффект команды», основные сферы деятельности команды, формы управления в команде, виды, циклы жизнедеятельности, подходы к формированию, организация работы команды).
2. Психологические вопросы (взаимодействие в команде, бесконфликтное существование, саморегуляция).
3. Системно-аналитические вопросы (ситуационный анализ, оценка рисков, технологии решения проблем).
Эти вопросы определили структуру книги и позволили разработать соответствующие игры и упражнения.
Возможность работать в команде дает каждому человеку серьезную поддержку и перспективы роста как личности. Однако существуют и ложные команды, в работу которых руководитель вкладывает негативный смысл глагола «командовать». Команда — это не группа людей, которой можно командовать. Команда — это группа специалистов, заинтересованных в достижении общего результата. Команда ни в коей мере не подавляет индивидуальность отдельного человека. Наоборот, каждый занимает в команде место, соответствующее его способностям и возможностям. В команде каждый ее член ощущает себя значимым и незаменимым, а это, как известно, является важнейшим условием удовлетворенности профессиональной деятельностью.
Сегодня жизнь учит человека работать в команде. Многочисленные чрезвычайные ситуации, природные катаклизмы предполагают наличие команд спасателей. Как показывают спортивные соревнования, отсутствие командного духа приводит к поражению в любой игре. Энергия команды позволяет начинающим фирмам вырываться вперед, занимая достойное место на рынке. В государственных образовательных и социальных учреждениях команды администраторов и специалистов различных служб достигают результатов в процессе социализации воспитанников. Автор этой книги вспоминает команду администраторов Шекснинской специальной общеобразовательной школы, которая добивается прекрасных результатов в процессе реабилитации «трудных» подростков. К пониманию ценности работы в команде приходят руководители и специалисты муниципальных образований Ленинградской области.
Все это говорит о том, что работа в команде имеет большие организационные ресурсы как в коммерческой, так и некоммерческой сферах.
Особенности командообразования в России.Возможно, популярность темы командообразования во многом связана с изменением базовой парадигмы бизнеса нового тысячелетия. Среди менеджеров высшего звена наблюдается тенденция к переходу от технократической философии бизнеса к гуманистической, в основе которой лежит идея о приоритете самореализации человека. Разумеется, не в ущерб делу и получению достойной прибыли.
Есть люди, которые могут самореализоваться «в одиночку», однако наиболее эффективна самореализация в команде единомышленников. Поэтому тенденция к целенаправленному командообразованию в сфере управленческо-производствен-ной и коммерческой деятельности становится все более актуальной.
Более того, нельзя не отметить тот факт, что сегодня «работа в команде» становится модной. Многие руководители объявляют свои фирмы «командой», а сотрудников — ее членами. В некоторых случаях это соответствует действительности, но чаще всего декларация «мы все — одна команда» оказывается не более чем красивой метафорой.
Нередко «командой» называют рабочую группу, функционирующую под руководством «начальника», которому подчиняется каждый член рабочей группы. Можно ли говорить о команде в данной ситуации? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно располагать информацией о качестве взаимоотношений в рабочей группе и внутренней позиции руководителя. Если в коллективе нет особого командного духа, а начальник внутренне уверен, что каждый сотрудник является «винтиком» в системе и должен правильно выполнять приказы, — в этом случае корректнее говорить о «рабочей группе».
Если коллектив свободен от деструктивных конфликтов, в нем ощущается особый дух единства, высокая мотивация и конструктивная активность сотрудников; руководитель внимателен к способностям и возможностям каждого подчиненного и старается сделать так, чтобы в процессе работы реализовались потенциалы, сильные стороны каждого, — в этом случае можно говорить либо о команде, либо о том, что коллектив активно трансформируется в команду.
Говоря о команде, важно понимать ее специфику в нашей стране. Как известно, отличительная особенность русского человека — неосознанная потребность поставить во главу угла качество человеческих взаимоотношений. «Западные» (американские, европейские) команды ставят в качестве основы «закон» или «правила игры», с которыми согласны все члены коллектива. В «восточных» командах базу составляют традиция и глубоко переживаемый и осознаваемый всеми членами закон иерархии. Русский менталитет занимает промежуточное положение. Поэтому, как ни пытаются многие руководители установить четкие правила игры (должностные инструкции, модели взаимодействия), что-то нередко выходит из строя. Проблема заключается в том, что игра по правилам хоть и дает ощущение стабильности, для русского менталитета в определенный момент становится скучной, и возникает сначала неосознанная, а потом и осознанная потребность обойти или изменить эти правила.
На наш взгляд, в этом удивительном феномене заключается ответ на вопрос, который нам часто задают руководители: «Почему плохо работают должностные инструкции?» С другой стороны, многие руководители замечали, что если между
ними и подчиненными существуют хорошие человеческие взаимоотношения, то и надобность в четких должностных инструкциях нередко отпадает.
Поэтому главная особенность русской команды состоит в том, что ее основу составляет некое иррациональное переживание единства, то, что принято называть командным духом. А правила игры в русской команде задают не инструкции, а ЦЕННОСТИ КОМАНДЫ.
Проводя тренинговую работу, направленную на командообразование, мы задаем членам будущей команды вопрос: «Какие, на ваш взгляд, ценности должны быть положены в основу работы команды?» Чаще всего они называют честность, сотрудничество, открытость, доверие, искренность, внимательное отношение к другому... Легко заметить, что это ни что иное, как КОММУНИКАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ, то есть показатели, характеризующие КАЧЕСТВО межличностного взаимодействия. Далее члены группы называют и работу на общий результат, и творчество... но во главу угла ставят именно коммуникативные ценности. Данное наблюдение позволяет лишний раз убедиться в том, что в нашей стране основу команд составляет именно особый уровень взаимодействия друг с другом, командный дух.
Получается, что если в рабочей группе с помощью специальных тренинговых мероприятий удается сформировать этот «дух», она приобретает силу команды, даже если в данном коллективе, как в армии, действует принцип пирамиды.
Итак, основную силу русских команд составляют коммуникативные ценности. Однако в этом заключается и основная слабость «наших» команд. Если «западную» или «восточную» команду надежно скрепляют работа на общий результат, уровень оплаты, заданные правила игры, и возникающие коммуникативные проблемы можно решить с помощью этих инструментов, то в русской команде гораздо меньше определенности. Главная забота лидера русской команды — забота о духе. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», — невольно вспоминаются известные строки.
Таким образом, уже созданные и успешно работающие команды нуждаются в постоянной «подпитке» командного духа. Многие руководители используют для этого так называемые корпоративные мероприятия. Это прекрасно, но недостаточно.
Сложный организм команды нуждается в постоянных профилактических мероприятиях, которые может проводить:
О лидер команды;
□ члены команды;
□ приглашенные специалисты, внешние консультанты.
Неслучайно работа в команде предполагает выделение 10-15% рабочего времени в неделю (4 часа в последний день рабочей недели, например) на общекомандные мероприятия:
LJ обучение новым технологиям;
Q тренинг;
□ игровые упражнения под руководством внешнего тренера.
Кроме того, работа в команде предполагает изменение подхода к определенным видам деятельности, например, к технике решения проблем. В традиционной
административно-командной системе, где действует принцип пирамиды, начальник дает подчиненному определенное задание и назначает срок исполнения, а сотрудник так или иначе справляется с ним. В команде вся группа принимает участие в анализе проблемы, поиске решения, и только после разработки сценария решения проблемы внутри команды распределяются «зоны ответственности» (кто за что отвечает) и обозначаются конкретные сроки. Таким образом каждый член команды проходит «полный цикл» решения проблемы, благодаря чему расширяется и углубляется его понимание собственных действий и формируется осознанная ответственность за них.
Другой пример — подготовка к переговорам. Ведение переговоров командой создает дополнительные ресурсы для достижения успеха. Грамотное распределение ролей в команде, создание четкого сценария переговоров позволяют противостоять манипуляции со стороны партнера и оказывать цивилизованное воздействие на него.
Итак, жизнь убеждает нас в том, что за работой в команде — будущее. В этой книге пойдет речь о теории и практике создания команд.
Первая часть книги посвящена теоретическим аспектам командообразования: принципам создания команды, организации работы, обсуждению жизненных циклов и программы мониторинга эффективности деятельности команды.
Во второй части книги мы вступаем в диалог с читателем — руководителем, стремящимся создать свою команду или использовать элементы командообразования в собственной работе. Мы отвечаем на самые распространенные вопросы: что такое команда? как создать свою команду? как поддержать командный дух? какова программа корпоративного тренинга командообразования? Кроме того, мы обсуждаем создание имиджа команды, технологии ситуационного анализа и координации взаимодействия в команде, общекомандные ценности и методы их формирования и многие другие темы.
Эта книга отражает авторский подход к технологии создания команды, основанный на многолетнем опыте управления, системного анализа и проведения разнообразных семинаров и тренингов. Поэтому некоторые известные идеи приобрели новые акценты, а игры — новое содержание. В книге также приведено множество авторских игр и упражнений.
Надеемся, что предложенный здесь подход поможет читателю сделать практические шаги к созданию команды и оптимизировать процесс управления в целом.
Глава 1
Основы
КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
Под командной формой организации работ, в общем случае, понимается объединение определенной группы профессиональных работников в автономный самоуправляемый коллектив с целью решения поставленной задачи (производственной или интеллектуальной) более оперативно, эффективно и качественно, чем при традиционной организации работ. При этом поставленная задача может иметь различный временной характер в зависимости от специфики и условий основной сферы деятельности организации, фирмы, предприятия, учреждения.
Она может носить разовый, эпизодический характер (различного рода авральные, аварийные и аккордные работы). Это может быть постоянная работа с автономным функционально и технологически законченным циклом операций от исходного состояния до конечного результата, например, водолазные работы, буровые бригады и т. д. Наконец, деятельность команды может быть постоянно направлена на решение различных задач в экстремальных условиях (например, бригады МЧС, разведгруппы, команды каскадеров и т. д.).
Обычные формы организации работ на предприятии, в фирме, учреждении определяются традиционной вертикальной централизованной структурой организационного управления. Основная форма оплаты работ — заработная плата, размер которой установлен штатным расписанием организации.
Командная форма организации работ используется в случае непредвиденного нарушения привычного технологического ритма работ (резкое сокращение сроков, проявление неожиданных препятствий, новых явлений и т. п.). Использование командной формы организации работ требует дополнительных материальных ресурсов для сверхнормативного поощрения членов команды и связано с определенным риском руководства, в случае если команда не справится с поставленной задачей.
Команда— это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи.
Основные признаки команды:
□ эффективное конструктивное межличностное взаимодействие; LJ профессионализм каждого сотрудника;
□ положительное мышление, а следовательно — ориентация на общий успех;
□ способность согласованно работать на общий результат;
□ нефиксированное, гибкое и мобильное распределение функций между членами команды.
ЭФФЕКТ КОМАНДЫ
Хорошо сработанная команда чрезвычайно эффективна и практически непобедима. Эффект команды достигается за счет следующих факторов:
□ самостоятельное регулирование интенсификации труда: для членов команды не существует нормированного рабочего дня; команда самостоятельно нормирует свой рабочий день в зависимости от сроков достижения намеченной цели;
□ сокращение потерь рабочего времени путем достижения высокой степени организации труда внутри команды: взаимозаменяемость, активная личная инициатива, конструктивная коммуникация, рациональное распределение ролей, работа на опережение;
□ использование корпоративных форм принятия решений.
Наличие указанных факторов повышает мотивацию и самоотдачу всех членов команды.
Таким образом, эффект команды основан на высокой мотивации ее членов работать вместе на общий результат.
Уровень мотивационного фонадолжен:
□ «перекрывать» повышенные требования к исполнительской дисциплине и к переходу на «ненормированные» работы;
□ «перекрывать» ожидаемые внешние и внутренние риски замедления хода работ;
□ стимулировать личную инициативу и самоотдачу всех членов команды.
Высокий мотивационный фон обеспечивают:
□ нестандартные формы стимулирования, а именно: более высокая оплата, туристические поездки, интересные командировки; перспективы карьеры, имиджа, общественного признания и др.;
□ исключение традиционных форм административного управления; переход на внутрикомандное управление.