Дополнительной образовательной программы

Раздел Прог- раммы Содержание структурных компонентов программы Требования к содержанию раздела
1. Титульный лист § Наименование образовательного учреждения. § Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа. § Название дополнительной образовательной программы. § Возраст детей, на который рассчитана дополнительная образовательная программа. § Срок реализации дополнительной образовательной программы. § Ф.И.О, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы. § Название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа.
  • Год разработки дополнительной образовательной программы
 
2. Пояснительная записка 1. Направленность дополнительной образовательной программы (научно-техническая, спортивно-техническая, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, военно-патриотическая, социально-педагогическая, социально-экономическая, естественнонаучная). 2. Новизна введение изучения новых образовательных областей, новых технологий, видов деятельности (для программ, претендующих называться авторскими). 3. Актуальность программы (ориентация на решение наиболее значимых проблем дополнительного образования). 4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих. 5. Педагогическая целесообразность (история предмета, педагогическое кредо, принципы программы, основополагающие идеи рода практической или научной деятельности и т.д. по усмотрению педагога) 6. Цель и задачи дополнительной образовательной программы. Цель формулируется для полного курса программы. Задачи формируются для каждого года обучения последовательно по мере усложнения. ЦЕЛЬ – предполагаемый результат образовательного процесса. Цель и задачи должны соответствовать целям и задачам учреждения. 1) Образовательный процесс общеразвивающей направленности: Цель может быть: А) создать условия для формирования здорового образа жизни посредством … деятельности (для программ спортивно-оздоровительного направления);   В данном разделе необходимо указать место данной предметной области в системе образования и связь данной программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами, а также отличительные особенности программы от уже существующих в данной области. Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности обучаемого: знать и уметь, иметь представления и научиться.
      Б) содействовать развитию индивидуальный способностей детей в … (например, художественно-эстетической деятельности) (для программ, развивающих художественную одаренность); В) содействовать удовлетворению образовательных потребностей детей в …, деятельности (для познавательных программ).   2)Образовательный процесс досугового типа: Цель может быть: Содействовать организации содержательного досуга детей. 3) Образовательный процесс обучающей направленности: Цель может быть: Способствовать приобретению знаний и навыков в … деятельности. 4)Образовательный процесс специализированного типа: Цель может быть: Создавать условия для оказания психолого-педагогической, социально-психологической, специальной помощи детям, посредством … деятельности.   Задачи образовательных программ: Обучающие: · развитие познавательного интереса к чему-либо · включение в познавательную деятельность · приобретение определенных ЗУНов · развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д. Развивающие: · развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность и т.д.; · формирование потребностей в самопознании, саморазвитии.   При этом описание должно проводится в соответствующих данной деятельности терминах. Цель должна быть реальна, достижима, измеряема.     Цель формулируется для полного курса программы. Задачи формируются для каждого года обучения последовательно по мере усложнения.   В определении задач должны быть конкретизированы цель, ступени ее достижения, способ решения на каждом этапе реализации цели.
    Воспитательные: · формирование у воспитанника социальной активности, гражданской позиции; · культуры общения и поведения в социуме · навыков здорового образа жизни и т.д. Формулирование задач не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.     7. Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы - состав группы (постоянный, переменный; мальчики, девочки и т.д.) - особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный) - базовые знания 8.Сроки реализации дополнительной образовательной программы: продолжительность образовательного процесса, этапы А) одноступенчатый образовательный процесс (с указанием периода времени); Б) многоступенчатый (указать): - наименование ступеней и период времени каждого из них; - признаки, отличающие одну ступень от другой.   Сформулировать задачу – значит указать направленность усилий педагога на получение заданного результата к фиксированному моменту времени. Цель – это общая стратегия действий, задач - тактика деятельности.   Здесь отмечаются основные возрастные особенности детей, которым адресована программа.   В этом разделе можно также выделить определенные этапы обучения, объяснять чем они отличаются по содержанию и организации.  
    9. Формы и режим занятий. Форма детского образовательного объединения (кружок, студия, школа, лаборатория, мастерская, секция, ансамбль и др.) Характеризуя режим организации занятий, необходимо указать: - общее кол-во часов в год, - кол-во часов и занятий в неделю, - периодичность занятий.   10. Ожидаемые результаты и способы их проверки:
  • ЗУНы (что воспитанник должен знать и уметь);
  • качества личности (которые могут развиваться в ходе занятий);
  • система отслеживания и оценивания результатов обучения.
В этом разделе необходимо дать характеристики знаний, умений, навыков по данному курсу, знание определяется в соответствии с теоретическими пунктами программы, умение – с практическими. Если программа рассчитана более чем на год, то необходимо для каждого года обучения определить критерии оценки результатов. Кроме перечня знаний и умений учащихся, результатами могут быть изменения в познавательных интересах (мышление, воображение и т.д.), в практических умениях и навыках – в изменении соотношения репродуктивной и продуктивной сферой, в появлении стремления к творчеству.  
  В процессе работы над этим разделом следует учитывать требование о соответствии поставленным в программе целям предполагаемому результату реализации программы. Необходимо при определении результата отразить также достижение основных целей: обучения, развития, воспитания. Обязательное требование - разработка системы проверки результативности
    11. Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестиваль, соревнования, конференции).   Контроль может проводиться в разных формах: - творческие задания, тесты, анкеты; - диагностика личностного роста; - участие в конкурсах.  
3. Учебно-тематический план

1. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса:

- перечень разделов тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические часы.

Учебно-тематический план включает распределение часов по разделам и темам в пределах установленного времени (САНПиН).

Вводное занятие включает знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей предмета.

В учебный план целесообразно включить часы, затраченные на контрольные формы работы, на коллективные дела, на выезды, экскурсии и т.д.

Наименование разделов и тем Количество часов
всего теория практика
1. Вводное занятие      
2. Техника безопасности      
I.   1.1   Название разделов Название темы ………………..      
3. Итоговое занятие      
  Итого часов      
Учебно-тематический план должен быть представлен в виде таблицы. Раздел должен содержать перечень тем, распределенных по этапам обучения, с указанием количества часов по каждой теме с разбивкой на теоретические, практические и другие виды занятий.
4. Содержание изучаемого курса Содержание изучаемого курса раскрывается через краткое описание разделов и тем: название темы из учебного плана с раскладкой на теоретическое освоение темы с указанием количества часов и практические упражнения или задания с указанием часов. Кратко описать темы означает: - указать ее название, - перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы, - указать в каких формах организуется образовательный процесс. Обычно первой темой программ является введение в изучаемый предмет вводное занятие). Содержание бесед можно провести в виде тезисов. В практической части указываются названия практических работ и формы их проведения. Если по теме планируется экскурсия, желательно указать, где она проводится и по возможности ее содержание. Для 2-го, 3-го и более года обучения следует продумать темы проектов и других форм самостоятельной работы (в том числе исследовательской) для сообщений на общем занятии с целью их защиты или обсуждения. Тем в содержании курса должно быть столько же, сколько в учебном плане. В тему могут не входить теоретические или практические часы в зависимости от содержания и видов деятельности.   Этот раздел подробно раскрывает содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. В каждой теме указываются формы практической работы, методика их проведения и фиксация результатов. Возможно раскрытие формы организации учебных занятий (учебные, практические, лабораторные, полевая практика и т.д.). Если педагог организует индивидуаль ные занятия, то необходимо указать это. Изложение содержания программы ведется в именительном падеже.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу (игры, беседа, поход, экскурсии, конкурс, конференции) - аудиторное занятие; - внеаудиторное занятие; - досуговая форма; 2. Приемы и методы организации УВП Педагогические способы взаимодействия с детьми (способы передачи и основания знаний, умений, разнообразие, комплексность, соответствие содержанию, возрасту учащихся): - объяснительно-иллюстративные; - практические (опыт, упражнения, выполнение заданий, основные технологий); - гностические (организация мыслительных операций – проблемно-поисковые, проблемные ситуации и др.); - методы исследования (эксперимент, экспедиция, проблемный анализ и др.). методы стимулирования и мотивации. Эмоциональные методы: - поощрение; - порицание; - учебно-познавательная игра; - создание ярких наглядных образных представлений; - создание ситуации успеха; - свободный выбор заданий. Познавательные методы: - опора на жизненный опыт; - создание проблемной ситуации; - выполнение творческих заданий. Социальные методы: - создание ситуации взаимопомощи; - поиск контактов и сотрудничества; - заинтересованность в результатах; - взаимопроверка; - рецензирование.   В разделе необходимо подробно остановиться на методике учебной работы с детьми, представить как излагается теория предмета, какие технологии и методики (разноуровневого обучения, интенсивного, развивающего обучения и т.д.) используются в обучении. учитывая необходимость достижения трех основных целей любых образовательных программ (обучения, развития, воспитания), необходимо подробно рассмотреть методы воспитательного процесса и формы взаимодействия с семьей.  
    3. Дидактический материал. 4.Техническое оснащение занятий. В разделе должны быть указаны все необходимые условия реализации: - сведения о помещении, в котором должны проводиться занятия; - перечень оборудования и материалов, необходимых для занятия; - сведения о методическом обеспечении (наглядные пособия, аудио-, видеосредства, раздаточные материалы, эскизы, схемы); - возможно указание предполагае мых расходов.
6. Список литературы Библиография - список литературы для педагогов; - список литературы для детей; - список литературы для родителей. ОБРАЗЕЦ ОПИСАНИЯ КНИГ 1. Программы лауреатов Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования. Номинация художественная. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. 2. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 3. Буйлова Л.Н. «Оценка результатов деятельности в центре детского и юношеского творчества «Бибирево». – ж. Дополнительное образование: № 2, 2003. Как правило, автор программы приводит перечень использованной им литературы, а также рекомендуемой воспитанникам. Перечни необходимо оформить в соответствии с библиографическими требованиями в алфавитном порядке.

Наши рекомендации