Назначение и устройство приспособления
Методические указания по выполнению
Курсового проекта по дисциплине
«Ремонт автомобилей»
Специальность 2-37 01 06
«Техническая эксплуатация автомобилей»
Гомель
Ремонт автомобилей
Методические указания по выполнению курсового проекта рассмотрены и утверждены на заседании циклового объединения
Разработал: преподаватель ГПТК машиностроения Савченко С.В.
· титульный лист, форма 2 гост 3.1105-84;
· операционная карта слесарных, слесарно-сборочных работ (0К), форма 1, 1а ГОСТ 3.1407-86;
· операционная карта технического контроля, форма 2, 2а ГОСТ 3.1502-85;
· карта технологического процесса сварки (наплавки), форма 5, 5а ГОСТ 3.1406-74;
· карта технологического процесса очистки форма 7 ГОСТ 3.1115-79;
· карта технологического процесса нанесения химических, электрохимических покрытий и химической обработки, форма 1, 1а ГОСТ 3.1408-85;
· карта технологического процесса термической обработки, форма 1, 1а ГОСТ 3.1405-86.
В эти карты сводятся все выбранное оборудование, технологическая оснастка, режимы обработки и нормы времени и т. д. Технологическая документация оформляется в соответствии с ГОСТ 3.1104-81 (СТ СЭВ 1802-79) и размещается в приложении пояснительной записки.
Маршрутная карта является основным документом, в котором указываются все операции в порядке их выполнения, выбранное оборудование, информация о детали, нормы времени и др. Эти данные берутся из ранее выполненных подразделов пояснительной записки. Информация вносится по всей длине строки, при необходимости переносится на следующие строки. Содержание вносимой информации в графы и строки МК приводятся в соответствии с рекомендациями приложения.
Операционная карта предназначена для описания операции с указанием переходов, информации о технологической оснастке и режимах обработки. Запись содержания переходов выполняется в соответствии с приложением, например, «Шлифовать поверхность, выдерживая размеры 1, 2, 3.» При предварительной обработке поверхности применяется дополнительная информация - «предварительно», например, «Расточить отверстия 1 и 2 предварительно».
Допускается не выполнять запись вспомогательных переходов при наличии карты эскизов, например, «Установить, выверить и закрепить деталь» и т. п.
При описании работы приспособления, следует указывать последовательность установки детали на приспособление, использование базовых поверхностей для достижения правильного положения детали при обработке, способы обеспечения надежного крепления детали и т. д. (пример 20)
Пример 20: «Чашку дифференциала устанавливают обработанной поверхностью фланца на четыре опоры (9). При этом два установочных пальца (7) должны войти в имеющиеся отверстия во фланце чашки дифференциала. Затем сверху устанавливают съемную кондукторную плиту (5) так, чтобы она двумя глухими отверстиями была посажена на выступающие концы установочных пальцев (7)... Приспособление устанавливают на столе сверлильного станка так, чтобы ось его шпинделя совпала с осью одной из кондукторных втулок. После чего приспособление крепят к столу станка. Просверлив первое отверстие, нажимают на рукоятку (14), в результате чего ...».
Затем указываются приемы для снятия детали.
Заключение
Этот раздел дается в конце пояснительной записки и в нем кратко указывается, что проделано в курсовом проекте, какой предложен рациональный способ восстановления детали, как усовершенствована конструкция приспособления.
Заключение должно отражать раскрытие темы курсового проекта.
Технологическая документация
Оформление технологических документов представляет собой заключительный этап разработки технологического процесса. При курсовом проектировании технологический процесс оформляется в виде следующих документов:
· маршрутная карта (МК), форма 1 и 1б ГОСТ 31118-82;
· операционная карта (ОК), форма 3 и 2а ГОСТ 3.1404-86;
· карта эскизов (КЭ), форма 7 и 7а ГОСТ 3.1105-84;
Общие положения
Курсовой проект имеет цель закрепить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении дисциплины "Ремонт автомобилей", развивать навыки учащихся в самостоятельной работе и научить их практически применять теоретические знания при решении вопросов капитального ремонта автомобилей.
В процессе курсового проектирования учащиеся должны научиться разрабатывать технологические процессы восстановления деталей, рассчитывать технические нормы времени, конструировать несложные приспособления или совершенствовать их и пользоваться технической и справочной литературой.
Для выполнения курсового проекта требуется значительное количество справочного материала. Поэтому основной целью методических указаний является ознакомление учащихся с требованиями, предъявляемыми, к содержанию, объему разделов курсового проекта, методике их выполнения, и направление к основному справочному материалу, необходимому для качественного выполнения курсового проекта.
Индивидуальные задания на курсовое проектирование включают pазpаботку технологического процесса восстановления детали.
Курсовой проект состоит из пояснительной записки объемом 20…25 страниц формата А4 и графической части в объеме 1…2 листа фоpмата А2. Пояснительная записка содержит общий, технологический и констpуктоpский разделы и оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам». Графическая часть содержит лист 1 - «Сборочный чертеж приспособления». Технологическая и конструкторская документация оформляется в соответствии с требованиями ЕСТД и ЕСКД.
Содержание курсового проекта
Курсовой проект должен отличаться единством содержания, строгой логической последовательностью изложения и состоять из пояснительной записки и графической части (приложение 1).
Пояснительная записка должна содержать пояснения и основные расчеты, связанные с разработкой технологического процесса восстановления детали и (или) проектированием производственного участка, и состоять из следующих элементов:
1. титульный лист;
2. задание на курсовое проектирование;
3. содержание;
4. введение;
5. исходные данные для разработки технологического процесса;
6. технологическая часть;
7. конструкторская часть;
8. заключение;
9. список использованных источников;
10. приложения.
Во введении отражаются современное состояние и важнейшие направления развития в области автомобильного транспорта и капитального ремонта автомобилей, основные цели и мероприятия по усилению режима экономии, повышению технического уровня производства, механизации производственных процессов, по разработке и совершенствованию существующих технологических процессов восстановления деталей с внедрением энергосберегающих технологий, повышению производительности труда, улучшению качества продукции и увеличению ресурса работы изделий.
Введение должно быть логически связано с темой курсового проекта, т.е. с централизованным восстановлением деталей на специализированных предприятиях. Необходимо отразить цель курсового проекта, значение и технико-экономическую целесообразность восстановления деталей (пример 1).
Пример 1. «Цель курсового проекта - разработать технологический процесс восстановления детали – кольцо сальника
При конструировании приспособления следует придерживаться следующей последовательности:
Начертить контур детали, узла в необходимом количестве видов на таком расстоянии, чтобы осталось достаточно места для вычерчивания проекций всех элементов приспособления (установочных, зажимных и т. д.);
Начертить установочные (центрирующие) или опорные элементы - опоры, призмы, оправки и пр.;
Начертить зажимные и вспомогательные элементы приспособлений;
Начертить корпус, выполнить все необходимые разрезы и сечения;
Проставить габаритные, контрольные, справочные размеры.
Графическая часть выполняется на листе формата А2 и должна отвечать всем требованиям ЕСКД. К сборочному чертежу прилагается спецификация приспособления.
Назначение и устройство приспособления
По проектируемому приспособлению дается конкретное описание его назначения. Например: «Приспособление предназначено для сверления отверстий под стяжные болты в чашке дифференциала автомобиля ЗИЛ-130».
При описании устройства приспособления делается ссылка на лист общего вида, причем нельзя ограничиваться перечислением деталей. Необходимо разъяснить их взаимосвязь и расположение (пример 19).
Пример 19: «Приспособление состоит из корпуса 1, на котором установлен поворотный круг 2 с закрепленными на нем установочными элементами, кондукторной плиты 5 и зажимающего устройства. В корпусе 1 установлена шестерня 11 и реечный фиксатор 12, соединенный с рукояткой 14...».
К этому времени должен быть окончательно выполнен чертеж общего вида приспособления.