Несколько азбучных истин об использовании жестов

Чтобы каждый день выглядеть безупречно, надо уметь держать себя, следить за осанкой и позой. Этикет не рекомендует:

Ø Ø указывать пальцем на человека или на какой-либо предмет;

Ø Ø во время разговора хлопать собеседника по плечу, крутить пуговицы на его одежде, хватать его за рукав;

Ø Ø вертеть в руках различные предметы, барабанить пальцами по столу, хрустеть пальцами, почёсываться, рыться в карманах;

Ø Ø излишне жестикулировать, так как это выдаёт нервного, закомплексованного человека.

Резюме

Знание языка тела позволяет снизить возможности манипулирования человека человеком, а также раскрыть его внутреннее «Я».

«Язык» тела занимает важное место в создании первого впечатления о человеке. Поэтому важно и то, как нас воспринимают окружающие, и то, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения. Уделяя внимание овладению «немым языком» общения и «самоподачи», мы сознательно создаём яркий личностный образ.

Жесты и коды, выражающие позицию человека в общении

Жесты  
Неуверенность Грызёт ручку, руки к шее, рука притрагивается к ожерелью или цепочке.
Жест доверия «Купол» – пальцы соединены наподобие купола храма.
Жесты самоконтроля Руки сведены за спину, и там одна сильно сжимает запястье другой. Сидя в кресле, руками вцепиться в подлокотник кресла и скрестить лодыжки.
Жесты оценки «Рука у щеки» – о чём-то размышляет. Критическая оценка – подбородок опирается о ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные сведены вместе и располагаются под подбородком. Момент решения проблемы, сосредоточенность, захватывание носа в щепоть, подозрительность – касание носа или лёгкое его потирание, обычно указательным пальцем.
Жесты и позы Крепко сцепленные руки – жест подозрения, напряженности, недоверия. Плотно сжатые руки – поза человека, попавшего в переделку. Защитное поглаживание шеи – рука движется назад, как бы оттягиваясь от удара.
Поза  
Открытость Открытые и развернутые навстречу собеседнику руки, расстегнутый пиджак. Сидя, не скрещивая рук и ног. Сидя, сдвинувшись на краешек стула и наклонившись вперед, руки, прикладываемые к груди, к сердцу (честность).
Закрытость Скрещенные на груди руки, усиливающие защитную позицию, пальцы сжаты в кулак (если не сжаты в кулак, то означает озабоченность). Защитная поза руки скрещены на груди, сжимают одна другую. Посадка на стул верхом – спинка стула – щит, защита.
Готовность Стоящий держит руки на бедрах. Сидящий, наклонив туловище вперед, опирается одной ладонью о колени, другая рука (локтевая часть) лежит на коленях.
Авторитарная поза Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх.
Скука у слушателей Голова в руке, лежит на ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд – спит с открытыми глазами. Отсутствие движения глаз.


Практикум

Ø Ø Посмотрите фрагмент кинофильма сучастием Луи де Финеса. Определите, какую информацию несут жесты главного героя фильма в продемонстрированной ситуации? Обратите внимание на отличительные особенности жестов французов.

Ø Ø Прочтите отрывок из книги С. Цвейга «Двадцать четыре часа из жизни женщины». Представьте, как жестикулируют персонажи.

Ø Ø Выразите с помощью жеста одобрение, сомнение, сочувствие, несогласие.

Ø Ø Выразите языком вашего тела открытость, закрытость.

Ø Ø Выразите несогласие с собеседником.

Ø Ø Изобразите зрителя, слушающего выступление с неугасающим вниманием.

Ø Ø Проявите в позе и жестах ощущение неудобства и потерю самоконтроля.

Ø Ø Продемонстрируйте неуважение к собеседнику.

Ø Ø Оцените себя со стороны:

а). а). понаблюдайте за собой: насколько соответствуют ваши мимика и жесты переживаемым эмоциональным состояниям.

б). б). соответствует ли ваша внешняя экспрессия принятым культурным эталонам?

в). в). проследите за собой: достаточно ли естественны и гармоничны ваши мимика, позы, походка?

Вопросы для самопроверки

1. 1. Что такое жест?

2. 2. Какие жесты вы знаете?

3. 3. Назовите жесты позитивные, негативные и колебания. Какие жесты отражают позитивные, а какие негативные чувства?

4. 4. Как объяснить несовпадение или противоречие жестов, мимики и речи?

5. 5. Какую роль играют жесты в общении?

Рекомендуемая литература

Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. М., 1992.

Джеймс Дж. Эффективный самомаркетинг. М., 1998.

Шепель В.М. Имиджелогия секреты личного обаяния. М., 1997.

Часть 2

Умение выбирать и носить одежду (Масалкова Л.А.)

Тенденции современной моды (Масалкова Л.А.)

Эффект женских флюидов (Рассказова И.Н.)

Постановка голоса (Милованова Т.А.)

Очарование словом (Троянкина Л.Д.)

Упреждение конфликтов – мастерство общения (Баныкина С.В.)

Построение отношений с клиентом (Мартыненко О.В.)

Умение выбирать и носить одежду

Одежда в нашей жизни

«По одёжке встречают, по уму провожают» – в этом выражении очень тонко подмечена роль, которую играет одежда в социальной презентации человека. Одежда выступает как средство общения, как инструмент воздействия на поведение и отношение к ее обладателю других людей.

В нашей жизни с её стремительным темпом и кратковременными встречами бывают ситуации, когда нам просто некогда проявить свой ум, поэтому максимально благоприятное впечатление мы можем произвести с помощью одежды. При создании имиджа наибольшую роль играет умение носить одежду и правильно подавать все компоненты костюма.

В костюмологии (науке об одежде) существуют широкое и узкое понятия слова «костюм»; в узком смысле – это вид мужской или женской одежды. Например, мужской костюм – это пиджак и брюки, женский костюм – это жакет и юбка. В широком смысле: «Костюм – это образно решенный ансамбль, в центре внимания которого – человек; ансамбль объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары (от франц. accessuar – дополнения к костюму: головной убор, шарф, платок, галстук, перчатки, сумка, кошелек, пояс, зонт, чулки и т.п.) и несет определенную утилитарно-эстетическую функцию» (Шармон Ф.М. Композиция костюма. М.: Легпромбытиздат, 1985. С. 8).

В прикладной костюмологии изучаются проблемы, непосредственно связанные с созданием имиджа, одежда рассматривается не только с утилитарных позиций, но и с позиции самопрезентации личности и ее восприятия в процессе общения с другими людьми.

Не случайно среди специалистов стало популярным выражение: «Костюм – это Я-концепция, которую носят на себе». С помощью одежды можно достичь психологической самокоррекции. Одежда способна не только влиять на самочувствие и настроение, но и изменять манеры и даже характер своего носителя.

Мы не согласны с выражением «нет некрасивых женщин – есть женщины ленивые» нам ближе высказывание, приведенное сестрами Зориными в книге «Презентация внешности» (М.: Гном-пресс, 1998): «Нет некрасивых и непривлекательных женщин – есть женщины неумело одетые». Можно добавить: «и не умеющие носить одежду». Последнее качество начинается с умения выбрать одежду, а выбор связан с той ситуацией, для которой одежда предназначена: исполнением обязанностей, временем суток, возрастом, фигурой, настроением носителя.

Считается, что при выборе одежды должна быть видна сама женщина, и лишь затем – её «оформление», т.е. как она одета. Многие женщины находят неуместным комплимент: «Какое красивое на вас платье!» Им было бы гораздо приятнее услышать: «Как вы красивы в этом платье» или «Как вам к лицу этот костюм». Женщину сравнивают с бриллиантом, который нуждается в оформлении. Таким «оформлением», не затмевающим сверкания драгоценного камня, служат правильно подобранные одежда и аксессуары.

Женская элегантность подчиняется возрасту, фигуре и обстоятельствам. Соответствовать обстоятельствам – это значит, как говорили раньше, «быть ко двору». В XIX веке женщина должна была иметь много платьев, чтобы несколько раз переодеваться в течение дня: пеньюар для утреннего завтрака, платье для визитов, для приема гостей дома, для прогулок, для верховой езды, для театра, для бала, траурное платье...

Вовлечение женщин в производство и процесс эмансипации покончили в начале XX века с многочисленными переодеваниями в течение дня. Габриэль Шанель разработала стиль, благодаря которому женщина была со вкусом и элегантно одета в течение всего дня, не прибегая к частым и разорительным сменам гардероба. Стилю Шанель могли следовать не только самые молодые – она позволяла женщинам забыть об их возрасте. Выйдя утром на работу в костюме стиля «Шанель», его обладательница может посетить ресторан в обеденное время и выглядеть весьма элегантной вечером, добавив бижутерию или заменив аксессуары. У современной женщины зачастую не бывает времени, чтобы перед посещением театра заехать домой и переодеться, поэтому актуальной становится тема «с работы – в театр», «с работы – в гости», где предлагаются модели (платья, костюмы), которые после небольшой трансформации (добавление съёмных деталей, аксессуаров, бижутерии) превращаются если не в «большие вечерние туалеты», то, по крайней мере, в достаточно элегантные вещи. О таких моделях говорят: «И в пир, и в мир».

При выборе одежды многие начинают с журналов мод, забывая подчас об особенностях собственной фигуры. Мы бы посоветовали начать с зеркала: именно оно должно подсказать, на каком разделе журнала мод (модели для полных, гардероб для женщин невысокого роста и т.д.) следует остановить внимание. Ведь у большинства женщин фигуры отличаются от фигур манекенщиц или фотомоделей.

По данным антропологов, российские женщины лидируют среди женщин Европы по средним объемам талии и бёдер, а 40% жительниц Москвы и Московской области после 40 лет переходят в разряд полных.

Как часто, любуясь понравившимся нам фасоном из журнала мод и представляя эту модель на себе, мы поневоле забываем о недостатках собственной фигуры, которые этот фасон не способен скрыть, а лишь подчеркнёт. Чтобы избежать подобного, необходимо отчётливо осознавать, для какой обстановки предназначена эта вещь, и не забывать об особенностях собственной фигуры и цветового образа, ибо, как известно, одежда может как подчёркивать, так и сглаживать наши недостатки.

Неудачно подобранная одежда (искажённые пропорции или силуэт, неверная цветовая гамма и т.п.), противоречащая вашему типу внешности, почти всегда вызывает комплекс неполноценности, не говоря уже о дискомфорте. Идеально одетый человек – это человек без комплексов.

Итак, не поленитесь лишний раз встать перед большим зеркалом (лучше при дневном освещении) и постарайтесь посмотреть на себя со стороны без всяких придирок и излишней самовлюблённости. Поскольку некрасивых женщин не бывает, каждая наделена своим шармом, важно найти эту «изюминку» и научиться подавать себя с наилучшей стороны.

Инна Криксунова в книге «Создай свой имидж» (Спб.: Лань, 1997) предлагает оценить себя, все части тела по пятибалльной системе, выделив как «козыри» вашей внешности, так и проблемные зоны. Не обязательно сводить в специальную таблицу недостатки и достоинства своей фигуры, как предлагает этот автор, но всегда следует руководствоваться знанием особенностей своей внешности. При выборе одежды большое значение имеют так называемые зрительные иллюзии в костюме. Чтобы понять это, достаточно представить одну и ту же женщину, одетую в пушистую кофту из белого мохера или в полуприлегающее чёрное платье.

В технологии имиджирования большое значение имеет выбор цвета. В костюме важен цвет не только одежды, но и головного убора, обуви, аксессуаров. При работе над имиджем нельзя рассматривать цвет в отрыве от облика человека, функций костюма, его пропорций, масштаба, линий, формы, фактуры, материала, а в некоторых случаях и цвета окружающей среды (например, при выступлении на телевидении).

В последнее время издано много литературы, исследующей проблему цвета в создании имиджа. Получила популярность теория, согласно которой мужчин и женщин разделяют на группы по их цветовым предпочтениям: «светлый тип», «тёплый тип», «холодный тип», а также «зима», «весна», «лето» и «осень».

При формировании имиджа и подборе одежды важно учитывать, где мы проводим время: идём ли мы на работу или на прогулку, в театр или в гости, занимаемся спортом или работаем на дачном участке. Казалось бы, банальная тема, столько уже написано об этом, и всё же... Вот по телевизору показывают депутатов Госдумы, перепутавших, очевидно, зал заседаний с теннисным кортом и явившихся в одежде для week-end'a, вот студентка на утренних занятиях, одетая как на дискотеку, или по-спортивному одетые абитуриенты на вступительных экзаменах... Конечно, сейчас много говорят о демократичности моды и универсальности одежды, но одежда для дела и для потехи – совсем не одно и то же.

Наши рекомендации