Тактические технологии: технологический подход к методам обучения
Тактическая образовательная технология – конкретная разновидность реализации организационного процесса в рамках одной стратегической технологии, направленная на достижение тактических целей образования и отличающаяся стилем, продолжительностью, типом коммуникации и другими параметрами
Критериями выбора тактических технологий являются:
– педагогическая квалификация педагогов
– специфика учебного материала
– индивидуальные особенности обучающихся
– материально-технические условия обучения
– особенности взаимоотношений между педагогами, между педагогами и руководителями кафедр, факультетов, других подразделений.
В современных условия большой интерес вызывают тактические технологии активного обучения. Остановимся на них подробнее.
Активное обучение – опора не только на восприятие, память и внимание, и, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление слушателя. Теоретический анализ многообразного опыта его использования показывает, что отличительными особенностями активного обучения по сравнению с традиционным являются:
– принудительная активизация мышления и поведения обучаемых, что предполагает со стороны преподавателя создание таких условий, в которых обучаемый пассивен;
– активность обучаемых (все ее виды) сопоставима с активностью преподавателя;
– взаимодействие обучаемых между собой и/или с преподавателем;
– повышенная степень мотивации, эмоциональности, творческий характер занятий;
– приобретение и/или развитие профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений в сжатые сроки;
– наличие предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения учебного материала.
В основу классификации положено два признака:
– наличие модели (предмета или процесса деятельности) и
– наличие ролей (характер общения обучаемых).
По признаку воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении все технологии активного обучения делятся на имитационные и неимитационные.
Неимитационные технологии не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятий, применения технических средств и обеспечения преподавателя и слушателей. К неимитационным технологиям относятся проблемные лекции, семинар-дискуссия с “мозговым штурмом” или без него, различные дидактические игры, выездное практическое занятие, программированное обучение, письменные работы различного типа, стажировка без выполнения должностной роли.
В основе имитационных технологий обучения лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, то есть воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе. Построение моделей и организация работы слушателей с ними дают возможность отразить в учебном процессе различные виды контекста и формировать опыт в условиях квазипрофессиональной деятельности.
Имитационные технологии делятся на игровые и неигровые. Неигровые технологии представлены большой группой конкретных ситуаций (КС), (кейс-стади) представляет собой изучение и принятие решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Этот метод развивает аналитическое мышление слушателей, позволяет выбирать критерии нахождения оптимального решения.
Различают четыре вида КС: ситуация-проблема, в которой обучаемые находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему; ситуация-оценка, в которой дается оценка принятым решениям; ситуация-иллюстрация, служащая примером при изучении курса, темы; ситуация-упражнение, в которой учатся решать задачи, используя метод аналогии.
По способу представления различаются следующие виды КС: классическая ситуация, «живая», инцидент, разбор служебной документации и действия по инструкции. Выбор вида конкретной ситуации зависит от характера целей изучения темы, уровня подготовки обучаемых, наличия иллюстративного материала, технических средств, компьютеров.
К игровым имитационным технологиям можно отнести:
· стажировка с выполнением должностной роли,
· имитационный тренинг с использованием тренажеров различного типа,
· разыгрывание ролей (инсценировки)
· игровое проектирование,
· деловые игры,
· инновационно-деловые игры
· инновационные игры.
Стажировка с выполнением должностной роли предполагает исполнение под контролем преподавателя определенных профессиональных действий в реальных условиях.
Имитационный тренинг направлен на отработку навыков по работе с различными техническими средствами и устройствами.
Разыгрывание ролей (инсценировка) представляет собой игровой способ анализа конкретной ситуации, в основе которой лежат проблемы взаимоотношений и поведения людей. Этот метод направлен на развитие поведенческих умений как социального, так и профессионального характера.
Игровое проектирование представляет собой разновидность процедуры, суть которой состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического и других видов проектов, базирующейся на сочетании индивидуальной и совместной работы обучаемых.
Наиболее сложной, синтетической формой активного обучения является деловая игра, представляющая собой имитационно-игровое моделирование функционирования социально-экономических систем и/или их элементов и деятельности занятых в них людей. Она происходит в форме ролевого взаимодействия по установленным правилам в условиях неопределенности или конфликта принятия решений, направленных на достижение желаемого состояния объекта управления.