Значения правильного хранения товаров

Товарные потери при хранении и пути их сокращения

Товарные потери - это потери, вызванные частичной или полной утратой качественных и количественных характеристик товара в натуральном выражении.

В процессе хранения товаров на складе, подготовки их к отпуску и выполнении других складских операций возникают товарные потери. Следует различать допустимые товарные потери (естественную убыль) и недопустимые.

Количественные потери - это естественная убыль и предреализационные.

Естественную убыль составляют товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение количества товаров. Изменение количества товара может произойти за счет утечки, распыла, дыхания и т.д. На возмещение этих потерь на отпускаемые по фактической массе стандартные непродовольственные товары установлены нормы естественной убыли.

В нормы естественной убыли не включаются потери, образующиеся вследствие порчи товаров, повреждения тары, а также разницы между фактической массой тары и массой по трафарету (завес тары).

В соответствии с действующими нормативными документами нормы естественной убыли не применяются по товарам, которые учтены в общем обороте склада, но фактически на складе не хранились (транзитные операции); по товарам, списанным вследствие лома, порчи, боя, снижения качества товаров, завеса и повреждения тары.

Нормы естественной убыли применяются к товарам, отпущенным со склада за период между двумя инвентаризациями с учетом срока хранения.

Списание естественной убыли товаров может производиться только после инвентаризации товаров на основе соответствующего расчета, составленного и утвержденного в установленном порядке. Размер естественной убыли определяется по каждому товары в отдельности в соответствии с фактическим сроком хранения.

Средний срок хранения исчисляется в полных днях оборота. Если при делении получается дробное число, производится округление до целого числа. При этом доли до 0,5 отбрасываются, а 0,5 и более округляются до единицы. К недопустимым относят потери, возникающие в результате порчи, боя, лома товаров или неудовлетворительных условий их хранения.

Предреализационные потери: ликвидные (лом и бой); неликвидные (скрепки, шпагат).

Качественные потери - это потери, которые образуются при нарушении правил хранения. Списываются на основании актов.

Качественные и количественные потери можно предотвратить выбором правильного метода хранения. В зависимости от характера и направленности технологических операций различают методы хранения: методы, основанные на регулировании показателей климатического режима хранения: температуры, влажности, воздухообмена, газовой среды; методы, основанные на разных способах размещения: бестарный и тарный; методы ухода за товарами, основанные на разных видах и способах обработки: санитарно-гигиеническая, защитная и специальная.

Сохранение качества зависит от соблюдения сроков хранения и правил размещения.

58. Требования к устройству и планировке магазина

Супермаркет оказывает дополнительные услуги населению (услуги общественного питания, доставка товаров, наличие стоянки для автотранспорта, наличие уголков отдыха для покупателей).

Устоявшимися атрибутами супермаркетов считаются:

•оригинальность светового и художественного оформления экстерьера и интерьера здания;

•гармоничность и стилевое единство оформления витрин и торгового зала;

•создание максимальной комфортности и удобства для покупателей;

•использование современного торгового оборудования и мебели;

•сочетание самообслуживания с современными формами организации торговли;

•применение тематической выкладки товаров;

Как отмечалось ранее, супермаркет может создаваться на базе существующего универсального магазина, что влечет за собой реконструкцию и расширение существующих площадей; размещаться во вновь строящихся многофункциональных зданиях или возводиться как отдельно стоящее здание.

Супермаркет может занимать один этаж, если его площадь менее 1500 кв. м, два этажа, если площадь превышает 1500 кв. м. При выборе местоположения:

•определяется потребность населения в различных видах товаров повседневного спроса (80 кв. мторговой площади на 1000 человек);

•выявляются состав и мощность конкурентов;

•определяются перечень номенклатуры товаров и необходимая вместимость супермаркета.

Ширина проходов для посетителей в торговый зал должна составлять 2–2,5м; между параллельно расположенными островными горками – 1,5–2,0м; между островными горками и пристенным оборудованием– 1,8–2, 0м; между кабинами контролеров-кассиров – 0,6м; между прилавками – 2,5–3м; между прилавками и стеной – 1,5м. Высота торговых залов должна быть не менее 3м от пола до потолка; вподсобных и служебных помещениях – 2,5м.

Все помещения должны располагаться с учетом отсутствия встречных потоков сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров; персонала и покупателей.

Следует также соблюдать некоторые условия при продаже продовольственных и непродовольственных товаров:

•непродовольственные товары реализуются в промышленной упаковке;

•складские помещения для продовольственных и непродовольственных товаров оборудуются отдельно;

•в торговом зале должны быть разграничены места для продовольственных и непродовольственных товаров.

Для отделки помещений должны использоваться материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих средств.

Помещения для приема, хранения, подготовки товаров к продаже и торговые помещения оборудуются технологической связью между собой. Двери, соединяющие разгрузочную платформу с помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, должны быть шириной 1,6–2,2м и высотой 2,3м, а двери помещений для приема и хранения товаров и подсобных помещений должны быть двойными, шириной не менее 1,3м и высотой не менее 2,3м. Для приема овощей и хлеба могут предусматриваться отдельные двери или люки непосредственно в помещении для хранения товаров.

Ширина коридоров в подсобных помещениях должна быть не менее 2м.

Системы вентиляции должны применяться раздельно для торговых залов и подсобных помещений, особенно для хранения овощей и фруктов. Помещения, имеющие естественное освещение, могут проветриваться через фрамуги и форточки.

Освещение должно обеспечивать зрительный комфорт, предупреждать появление зрительного и общего утомления, профессиональные заболевания глаз. При искусственном освещении должна применяться система общего и комбинированного освещения.

В зависимости от системы расстановки оборудования используют различные виды планировки торгового зала: линейная (решетка); боксовая (петля); смешанная и выставочная.

Планировку торгового зала следует выполнять с учетом следующих рекомендаций:

•предусматривать входы и выходы через тамбуры, оборудованные кондиционерами;

•на каждом этаже размещать единый централизованный узел.

При оформлении интерьера торгового зала следует исходить из создания оптимальных условий для демонстрации товара. Для лучшей ориентации покупателей в торговом зале устанавливаются информационные указатели о размещении отдельных товарных групп.


Наши рекомендации