Виды запорной арматуры
Выбор запорной арматуры выполняется в зависимости от конкретных условий и технологического процесса, свойств перекачиваемой среды, характера работы арматуры, вида нагрузок, температурного режима. Одним из основных свойств арматуры является ее герметичность. Наиболее герметичны вентили и шаровые краны с плавающей пробкой, в которых для уплотнения используется усилие от давления перекачиваемой среды.
В зависимости от характера перемещения запорных элементов запорная арматура делится на следующие типы:
-задвижки;
-краны;
-клапаны;
-затворы поворотные.
Задвижки— запорные устройства, перекрывающие проход перемещением затвора в направлении, перпендикулярном к движению потока транспортируемой среды. В сравнении с другими видами запорной арматуры задвижки обладают следующими преимуществами:
-незначительным гидравлическим сопротивлением при полностью открытом проходе;
-отсутствием поворотов потоков;
-возможность применения для перекрытия
-потоков среды большой вязкости;
-простотой обслуживания;
-возможностью подачи среды в любом направлении.
К недостаткам, общим для всех конструкций задвижек, относятся:
-невозможность использования для сред с кристаллическими включениями;
-небольшой допускаемый перепад давления на затворе (в сравнении с вентилями);
-невысокая скорость срабатывания затвора;
-возможность получения гидравлического удара в конце хода;
-большая высота;
-трудности ремонта изношенных уплотнительных поверхностей при эксплуатации;
-невозможность применения постоянной смазки уплотняющих поверхностей седла и затворов.
Краны— запорные устройства, в которых подвижная деталь затвора (пробка) имеет форму тела вращения с отверстием для пропуска потока и при перекрытии потока вращается вокруг своей оси.
В зависимости от формы уплотнительных поверхностей затвора краны подразделяются на три типа: конические, цилиндрические (для газового оборудования не применяются) и шаровые (со сферическим затвором
Конусность пробки (корпуса) конических кранов задается в зависимости от антифрикционных свойств применяемых материалов и равна 1:6 или 1:7. По способу создания удельного давления между корпусом и пробкой для обеспечения требуемой герметичности в затворе краны с коническим затвором подразделяются на следующие типы: натяжные, сальниковые со смазкой и с прижимом пробки.
В группу натяжных кранов входят широко распространенные муфтовые краны с резьбовой затяжкой, простые по конструкции и удобные в регулировке усилия затяжки.
Шаровые краны, обладают всеми преимуществами конических (простотой конструкции, прямоточностью и низким гидравлическим сопротивлением, постоянством взаимного контакта уплотнительных поверхностей), при этом характеризуются
меньшими габаритами;
повышенной прочностью и жесткостью;
повышенным уровнем герметичности, обусловленным конструкцией (поверхность контакта уплотнительных поверхностей корпуса и пробки полностью окружает проход и герметизирует затвор крана);
меньшей трудоемкостью изготовления (отсутствие трудоемкой механической обработки и притирки уплотнительных поверхностей корпуса и пробки).
Клапаны — запорная трубопроводная арматура с поступательным перемещением затвора в направлении, совпадающем с направлением потока транспортируемой среды.
По сравнению с другими видами запорной арматуры клапаны обладают следующими преимуществами:
возможностью работы при высоких перепадах давлений на золотнике и при больших рабочих давлениях;
-простотой конструкции, обслуживания и ремонта;
-малым ходом золотника (по сравнению с задвижками), необходимым для перекрытия прохода (обычно не более 1/4Dу);
-небольшими габаритными размерами и массой;
-герметичностью перекрытия прохода;
-возможностью использования в качестве регулирующего органа и установки на трубопроводе в любом положении (вертикальном/горизонтальном);
-безопасностью относительно возникновения гидравлического удара.
К общим недостаткам клапанов относятся:
-высокое гидравлическое сопротивление;
-невозможность их применения на потоках сильнозагрязненных сред;
-большая строительная длина (по сравнению с задвижками и дисковыми затворами);
-подача среды только в одном направлении, заданном конструкцией вентиля;
-сравнительно высокая стоимость.
Регулирующая арматура
Регуляторы давления газа предназначены для регулирования и автоматического поддержания выходного давления природного и других неагрессивных газов независимо от изменения расхода и входного давления в газорегуляторных пунктах, газорегуляторных установках и других системах газоснабжения.
В зависимости от направления подачи газа, регулятор изготавливается для низкого выходного давления и высокого выходного давления. Установленная в корпусе пружина, настраивает регулятор на заданное выходное давление.
Регуляторы давления газа бывают:
-регуляторы давления прямоточные;
-газовые регуляторы высокого давления;
-регуляторы давления с предохранительно-запорным клапаном;
Регуляторы давления прямого действия являются автоматически действующей арматурой, обеспечивающей поддержание постоянного давления на участке системы до или после регулятора путем изменения расхода среды.