Вопрос 2. Субъекты товароведной деятельности
Вопрос 1. Объект товароведной деятельности. Основные понятия: потребность, товар, товарная природа.
Объектами товароведной и коммерческой деятельности являются товары. Товароведная деятельность как составная часть коммерческой деятельности направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже и т.п.). При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительские, но и промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты и т.п.).
Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики:
· Ассортиментную - это совокупность отличительных групповых и видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого;
· Качественную — совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности. Качественная характеристика отличается от ассортиментной большей полнотой потребительских свойств, среди которых важное место занимают безопасность и экологичность;
· Количественную (совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения);
· Стоимостную.
Функции товара:
· Потребительская – способность соответствовать запросам потребителей;
· Маркетинговая - способность удовлетворять разные виды и разновидности потребностей;
· Коммерческая - обеспечивается путем управления технологическим циклом товародвижения, включая доставку, хранение, приемку, товарную обработку и реализацию товаров;
· Правовая - заключается в том, что, с одной стороны, он выступает как объект договорных отношений, с другой стороны, он должен соответствовать требованиям нормативных документов (федеральных законов, стандартов, ТУ и т. п.), а также положениям договоров;
· Финансовая – любой товар должен приносить прибыль.
Потребность – это нужда (чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком) в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы и общества в целом.
Товар – это материальная продукция, предназначенная для купли-продажи, то есть под товаром подразумевается продукт человеческого/природного пруда, предназначенный для обмена.
Товарная природа – это НИГДЕ НЕТУ!!!
Вопрос 2. Субъекты товароведной деятельности.
Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы:
1. В первую группу входят товароведы — специалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей. На долю этой категории специалистов приходится 25—30% всех руководителей и специалистов в торговле.
Товароведы — специалисты, обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной характеристик товара, а также запросов потребителей.
Должностные обязанности товароведов определяются целями и задачами структурного подразделения, в котором они работают. Можно выделить три основных направления товароведной деятельности:
· Технологическое, обеспечивающее технологию товародвижения (товароведы-технологи);
· Организационно-управленческое, нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров (товароведы-менеджеры);
· Маркетинговое, предназначенное для выявления потребностей и товаров как средств их удовлетворения (товароведы-маркетологи).
Требования к профессиональной компетентности товароведа регламентируются:
· ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу»;
· Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. № 32;
· Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37.
Существует 3 категории товароведов:
· Товаровед I категории - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности товароведа II категории не менее трех лет;
· Товаровед II категории - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности товароведа не менее трех лет;
· Товаровед - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее трех лет.
2. Вторая группа субъектов, на которых направлена товароведная деятельность, представлена потребителями. Следует отметить, что потребители с их потребностями и запросами находятся в центре внимания всех специалистов организаций-изготовителей и продавцов, а также транспортных, складских и иных организаций. Однако профессиональная деятельность товароведов и маркетологов должна быть ориентирована в первую очередь на потребителя.
Определение термина «потребитель» дано в ФЗ РФ «О защите прав потребителей»: «Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли».
Товароведы редко взаимодействуют непосредственно с потребителем. Чаще всего это взаимодействие носит косвенный характер. Это взаимодействие заключается в том, что товаровед, опираясь на интерес потребителей, должен не только сформировать товарную номенклатуру с учетом реального или прогнозируемого спроса, но и принять участие в стимулировании сбыта путем позиционирования товаров для показа их достоинств в сравнении с другими товарами-аналогами.