ЛЕКЦИЯ № 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Материал лекции заимствован из следующей литературы

1. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2002.

2. Инновационный менеджмент. / Под ред. Ильенковой С.Д. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

Вопрос №1 Основные понятия инновационного менеджмента

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального на­учно-технического прогресса в реальный, воплощаю­щийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследо­ваний НТП.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "иннова­ционная деятельность", "инновационный процесс", "ин­новационное решение" и т. п. Для уточнения понятия инновации познакомим читателей с различными взгля­дами на ее сущность.

В литературе насчитывается множество определе­ний. Например, по признаку содержания или внутрен­ней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цик­ла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), зако­номерности процесса внедрения и т. п.

Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В. Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпетер, Э. Роджерс и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего ис­следования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инно­вация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация — это такой общественно-технико-экономический процесс, ко­торый через практическое использование идей и изобре­тений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориенти­рована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. И. Шумпе­тер трактует инновацию как новую научно-органи­зационную комбинацию производственных факторов, мо­тивированную предпринимательским духом. Во внутрен­ней логике нововведений — новый момент динамизации экономического развития.

Анализ различных определений инновации приво­дит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять ти­пичных изменений:

1) использование новой техники, новых технологи­ческих процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля — продажа);

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его ма­териально-технического обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие ин­новации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рын­ков и форм организации в промышленности.

Иногда инновация рассматривается как про­цесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

Методология системного описания инноваций в усло­виях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Ор­ганизации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована Группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая разработала Ру­ководство Фраскати ("Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок"). Этот документ получил такое название в связи с тем, что первая версия рекомендаций была приня­та в г. Фраскати (Италия) в 1963 г.

Положения Руководства Фраскати периодически уточняются, что обусловлено изменениями в стратегии научно-технической политики на национальном и меж­дународном уровнях, в организации научных исследо­ваний и разработок. Последняя редакция Руководства Фраскати принята в 1993 г. В ней содержатся основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и раз­работкам; их состав и границы; методика измерения численности персонала, занятого исследованиями и разработками, и др.

Методика сбора данных о технологических иннова­циях базируется на рекомендациях, принятых в Осло в 1992 г. Она получила название "Руководство Осло".

В соответствии с международными стандартами ин­новация определяется как конечный результат инноваци­онной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рын­ке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновация может быть рассмотрена как в динами­ческом, так и в статическом аспекте. В последнем слу­чае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс свя­зан с созданием, освоением и распространением инноваций,.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направле­на на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новше­ство, которое будет признано уникальным в определен­ной области.

Научно-технические разработки и нововведения вы­ступают как промежуточный результат научно-производ­ственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конеч­ный результат. Научно-технические разработки и изобре­тения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инно­вации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реали­зации для удовлетворения определенных запросов потре­бителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная примени­мость.

Коммерческая реализуемость по отношению к ин­новации выступает как потенциальное свойство, для дос­тижения которого необходимы определенные усилия.

Из сказанного следует, что инновацию — результат — нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновации присущи в равной мере все три свойства: научно-техническая новизна, производствен­ная применимость, коммерческая реализуемость.

Коммерческий аспект определяет инновацию как эконо­мическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные вицы промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

На практике понятия "новшество", "новация", "но­вовведение" нередко отождествляется, хотя между ними есть и некоторые различия.

Новшеством может быть новый порядок, новый ме­тод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Следовательно, научно-технические инновации должны:

• обладать новизной;

• удовлетворять рыночному спросу;

• приносить прибыль производителю. Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса (ИП).

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширен­ный.

Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

При простом межорга­низационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновацион­ного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Расширенный инновационный процесс проявляется в соз­дании новых производителей нововведения, в наруше­нии монополии производителя-пионера, что способст­вует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В усло­виях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производи­тель (создатель) и потребитель (пользователь) нововве­дения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в од­ном хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс переходит в то­варный за две фазы: 1) создание новшества и его рас­пространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого про­изводства. На первой фазе еще не реализуется полез­ный эффект нововведения, а только создаются предпо­сылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между произво­дителями нововведения (НВ), а также между произво­дителями и потребителями.

Распространение инновации — это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощно­сти коммуникационных каналов, особенностей воспри­ятия информации хозяйствующими субъектами, их спо­собностей к практическому использованию этой ин­формации и т. п. Дело в том, что хозяйствующие субъ­екты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску иннова­ций и разную способность к их усвоению.

Диффузия инновации — процесс, посредством кото­рого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, техноло­гии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия — это распространение уже однажды освоенной и исполь­зованной инновации в новых условиях или местах при­менения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов определяет скорость и границы диффузии НВ в рыночной экономике.

В реальных инновационных процессах скорость диффузии НВ зависит от различных факторов: а) фор­мы принятия решения; б) способа передачи информа­ции; в) свойств социальной системы, а также свойств самого НВ. Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными реше­ниями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.

Один из важных факторов распространения любой инновации состоит в ее взаимодействии с соответст­вующим социально-экономическим окружением, суще­ственным элементом которого являются конкурирую­щие технологии. Согласно теории нововведений И. Шумпетера, диффузия НВ — это процесс кумулятив­ного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Субъектов инновационного процесса можно разде­лить на следующие группы: новаторы; ранние реципи­енты; раннее большинство и отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-техни­ческих знаний. Это могут быть индивидуальные изобре­татели, исследовательские организации. Они заинтере­сованы в получении части дохода от использования изобретений.

В роли ранних реципиентов выступают предпринима­тели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили назва­ние "пионерских" организаций.

Раннее большинство представлено фирмами, первы­ми внедрившими новшество в производство, что обес­печивает им дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

И. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффузии НВ никто из хозяйствующих субъектов не име­ет достаточной информации об относительных преимуще­ствах конкурирующих НВ. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одно из альтернативных нововведе­ний под угрозой вытеснения с рынка.

Внедрение НВ — это всегда трудный и болезненный процесс для любой организации.

Во всех случаях для принятия решений каждым субъектом альтернативные технологии сравниваются с решениями, принятыми предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множе­ство реципиентов. Это обусловливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии НВ в рыноч­ной экономике. Другая причина неопределенности свя­зана с самими НВ. На ранних стадиях диффузии их по­тенциальная прибыльность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использования НВ неопределен­ность может быть устранена. Однако со снижением не­определенности и риска применения нововведения ис­черпывается потенциал его рыночного проникновения и снижается его прибыльность. Возможность извлече­ния дополнительной прибыли от использования любого нововведения временна и снижается по мере прибли­жения предела его распространения.

Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионер­ских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зави­сит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбо­ром всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет сильнее, чем последующих.

Оценить относительные преимущества НВ в ранней фазе их диффузии трудно, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значи­тельную роль в деле будущего технологического разви­тия играет выбор последователей. Дело в том, что каж­дый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает ее шанс на принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. По­сле накопления достаточного опыта, когда уже многими хозяйствующими субъектами освоены альтернативные технологии и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой при­быльности альтернативных технологий. В результате конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.

Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.

Инновационный процесс имеет циклический характер.

Деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные различающиеся между собой участки и мате­риализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях.

Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т. е. по­вышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, тем самым повыша­ется восприимчивость к инновациям.

В общем виде ИП можно записать так:

ФИ-ПИ-Р-Пр-С-ОС-ПП-М-Сб,

где ФИ т фундаментальное (теоретическое) исследова­ние;

ПИ — прикладные исследования;

Р — разработка;

Пр — проектирование;

С — строительство;

ОС — освоение;

ПП — промышленное производство;

М — маркетинг;

Сб — сбыт.

Для анализа этой модели следует абстрагироваться от факторов обратной связи между различными ее элемента­ми, учесть длительность цикла ФИ — ОС, который может продолжаться свыше 10 лет, и относительную самостоя­тельность каждой из фаз (ФИ — ПИ; Пр — С) и т. д.

Начальной стадией инновационного процесса явля­ется фундаментальное исследование (теоретическое), связанное с понятием научной деятельности. Разумеет­ся, и каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной деятельностью, свя­занной с ФИ.

Что же представляет собой научная работа, от раз­вития которой зависит появление новшеств? Научная работа — это исследовательская деятельность, направ­ленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

Характерно, что количество новых сведений и ин­формации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская дея­тельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.

Если говорить о конечном результате ФИ, то необ­ходимо выделить исследовательскую деятельность, на­правленную на получение и переработку новых, ориги-

ЛЕКЦИЯ № 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА - student2.ru

ЛЕКЦИЯ № 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА - student2.ru

На каждой стадии цикла решаются определенные задачи.

1. Планирование — составление плана реализации стратегии.

2. Определение условий и организация — определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотруд­никами, организация работы.

3. Исполнение — осуществление исследований и раз­работок, реализация плана.

4. Руководство — контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленче­ских решений, применения новшеств.

Вопрос № 2. Классификация инноваций.

Для успешного управления инновационной деятельно­стью необходимо тщательное изучение инноваций. Преж­де всего, необходимо уметь отличать инновации от несу­щественных видоизменений в продуктах и технологиче­ских процессах (например, эстетические изменения — цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизмен­ными конструктивное исполнение и не оказывающих дос­таточно заметного влияния на параметры, свойства, стои­мость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продук­тов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличе­ния доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологиче­ским параметрам, а также с рыночных позиций. С уче­том этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации произ­водства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организацион­ных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; но­вые для отрасли в стране; новые для данного предпри­ятия (группы предприятии).

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

• инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

• инновации на выходе предприятия (изделия, ус­луги, технологии, информация и др.);

• инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

• радикальные (базовые);

• улучшающие;

• модификационные (частные).

В Научно-исследовательском институте системных ис­следований (РНИИСИ) разработана расширенная класси­фикация инноваций с учетом сфер деятель­ности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:

• технологические;

• производственные;

• экономические;

• торговые;

• социальные;

• в области управления.

Достаточно полную классификацию инноваций пред­ложил российский ученый А. И. Пригожин :

1. По распространенности:

• единичные,

• диффузные.

2. По месту в производствен­ном цикле:

• сырьевые,

• обеспечивающие (связывающие),

• продуктовые.

3. По преемственности:

• замещающие,

• отменяющие,

• возвратные,

• открывающие,

• ретровведения.

4. По охвату ожидаемой доли рынка:

• локальные,

• системные,

• стратегические.

5. По инновационному потен­циалу и степени новизны:

• радикальные,

• комбинаторные,

• совершенствующие.

Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интен­сивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные ха­рактеристики инноваций и имеют значение для эконо­мической оценки их последствий и обоснования управ­ленческих решений.

Оригинальное инновационное наблюдение было сделано известным российским ученым Н. Д. Конд­ратьевым в 1920-х годах.

Н. Д. Кондратьев — автор теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры. Он обосновал идею мно­жественности циклов и разработал модели циклических короткие (продолжительность 3 — 3,5 года), торгово-промышленные (средние) циклы (7 - 11 лет), большие циклы (48 - 55 лет). Концепция больших циклов НД. Кондратьева состоит из следующих основных час­тей: эмпирическое доказательство "большой модели цикла", некоторые эмпирически установленные зако­номерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, их теоретическое объяснение, или тео­рия больших циклов конъюнктуры.

Для обоснования больших циклов Н. Д. Кондратьев проанализировал обширный фактический материал. Были проанализированы статистические данные по че­тырем ведущим капиталистическим странам — Англии, Франции, Германии, США. Была исследована динами­ка цен, процента на капитал, заработной платы, объема внешней торговли, а также производства основных ви­дов продукции промышленности. Динамика производ­ства угля и чугуна учитывалась Н. Д. Кондратьевым по индексам общемирового производства.

Проведенные исследования выявили, наличие цикличе­ских волн продолжительностью 48 — 55 лет. Анализ был проведен по данным, охватывавшим период 140 лет.

По оценке Н. Д. Кондратьева, периоды больших циклов с конца XVIII в. оказались следующие:

1. Повышательная волна: с конца 80-х — начала 90-х гг. до 1810 - 1817 гг.

2. Понижательная волна: с 1810 - 1817 гг. до 1844 - 1851 гг.

1. Повышательная волна: с 1844 — 1851 гг. до 1870 - 1875 гг.

2. Понижательная волна: с 1870 — 1875 гг. до 1890 — 1896 гг.

1. Повышательная волна: с 1890 — 1896 гг. III I до 1914 - 1920 гг.

2. Вероятная понижательная волна: с 1914 - 1920 гг.

Н. Д. Кондратьев выявил эмпирические закономер­ности, сопровождающие длительные колебания эконо­мической конъюнктуры. Он считал, что перед началом и в начале повышательной волны каждого большого цикла происходят глубокие изменения в экономической жизни общества, которые выражаются в значительных изменениях техники (чему предшествуют технические открытия и изобретения). Главную роль он отводил на­учно-техническим новациям. В развитии первой повы­шательной волны (конец XVIII в.) решающую роль сыграли изобретения и сдвиги в текстильной промыш­ленности и производстве чугуна. Рост в период второй волны (середина XIX в.) был обусловлен, прежде всего, строительством железных дорог, развитием морского транспорта. Третья повышательная волна (конец XIX — начало XX в.) была связана с изобретениями в сфере электроники и массовым внедрением электричества, радио и других новшеств.

Инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижательной на повышательную тенденцию, вызывая волнообразование.

Н. Д. Кондратьев показал, что нововведения рас­пределяются по времени неравномерно, появляясь группами, или, говоря современным языком, кластера­ми. Таким образом, в исследованиях Н. Д. Кондратьева впервые просматриваются основы так называемого кла­стерного подхода. Рекомендации Н. Д. Кондратьева могут быть использованы при выработке инновацион­ной стратегии.

Наши рекомендации