Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух

1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух бригадах рабочих за десять дней работы (табл. 1.6, за каждый день приведено среднее число изготовленных за час деталей на одного рабочего и число работавших в этот день рабочих в бригаде).

Таблица 1.6

Вариант 1                    
День
1-я бригада
Число работавших
2-я бригада
Число работавших
Вариант 2                    
День
1-я бригада
Число работавших
2-я бригада
Число работавших
Вариант 3                    
День
1-я бригада
Число работавших
2-я бригада
Число работавших
Вариант 4                    
День
1-я бригада
Число работавших
2-я бригада
Число работавших
Вариант 5                    
День
1-я бригада
Число работавших
2-я бригада
Число работавших
Вариант 6                    
День
1-я бригада
Число работавших
2-я бригада
Число работавших
Вариант 7                    
День
1-я бригада
Число работавших
2-я бригада
Число работавших
Вариант 8                    
День
1-я бригада
Число работавших
2-я бригада
Число работавших
Вариант 9                    
День
1-я бригада
Число работавших
2-я бригада
Число работавших
Вариант 10                    
День
1-я бригада
Число работавших
2-я бригада
Число работавших


2. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в трех бригадах рабочих-токарей за десять дней работы (табл. 1.7, за каждый день приведено среднее число изготовленных за час деталей на одного рабочего).

Таблица 1.7

Вариант 1                    
День
1-я бригада
2-я бригада
3-я бригада
Вариант 2                    
День
1-я бригада
2-я бригада
3-я бригада
Вариант 3                    
День
1-я бригада
2-я бригада
3-я бригада
Вариант 4                    
День
1-я бригада
2-я бригада
3-я бригада
Вариант 5                    
День
1-я бригада
2-я бригада
3-я бригада
Вариант 6                    
День
1-я бригада
2-я бригада
3-я бригада
Вариант 7                    
День
1-я бригада
2-я бригада
3-я бригада
Вариант 8                    
День
1-я бригада
2-я бригада
3-я бригада
Вариант 9                    
День
1-я бригада
2-я бригада
3-я бригада
Вариант 10                    
День
1-я бригада
2-я бригада
3-я бригада

3. При подготовке к соревнованиям двадцати спортсменов-многоборцев, имевших близкие спортивные результаты, применялись четыре рациона питания и четыре методики тренировок. В табл.1.8 приведены показатели в баллах, полученные спортсменами на соревнованиях. Влияют ли факторы (рацион питания и методика тренировок) на достижения спортсменов?

Таблица 1.8

Вариант 1        
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4
рацион А
рацион Б
рацион В
рацион Г
Вариант 2        
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4
рацион А
рацион Б
рацион В
рацион Г
Вариант 3        
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4
рацион А
рацион Б
рацион В
рацион Г
Вариант 4        
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4
рацион А
рацион Б
рацион В
рацион Г
Вариант 5        
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4
рацион А
рацион Б
рацион В
рацион Г
Вариант 6        
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4
рацион А
рацион Б
рацион В
рацион Г
Вариант 7        
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4
рацион А
рацион Б
рацион В
рацион Г
Вариант 8        
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4
рацион А
рацион Б
рацион В
рацион Г
Вариант 9        
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4
рацион А
рацион Б
рацион В
рацион Г
Вариант 10        
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4
рацион А
рацион Б
рацион В
рацион Г

4. При подготовке к соревнованиям спортсменов-многоборцев, имевших близкие спортивные результаты, применялись два рациона питания и пять методик тренировок, причем каждой паре (рацион питания, методика тренировок) соответствует четыре спортсмена. В табл.1.9 приведены показатели в баллах, полученные спортсменами на соревнованиях. Влияют ли факторы (рацион питания и методика тренировок) на достижения спортсменов?

Таблица 1.9

Вариант 1          
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4 методика 5
рацион А
 
 
 
рацион Б
 
 
 
Вариант 2          
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4 методика 5
рацион А
 
 
 
рацион Б
 
 
 
Вариант 3          
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4 методика 5
рацион А
 
 
 
рацион Б
 
 
 
Вариант 1          
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4 методика 5
рацион А
 
 
 
рацион Б
 
 
 
Вариант 4          
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4 методика 5
рацион А
 
 
 
рацион Б
 
 
 
Вариант 5          
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4 методика 5
рацион А
 
 
 
рацион Б
 
 
 
Вариант 6          
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4 методика 5
рацион А
 
 
 
рацион Б
 
 
 
Вариант 7          
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4 методика 5
рацион А
 
 
 
рацион Б
 
 
 
Вариант 8          
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4 методика 5
рацион А
 
 
 
рацион Б
 
 
 
Вариант 9          
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4 методика 5
рацион А
 
 
 
рацион Б
 
 
 
Вариант 10          
  методика 1 методика 2 методика 3 методика 4 методика 5
рацион А
 
 
 
рацион Б
 
 
 

Корреляционный анализ

Корреляционный анализ позволяет определить наличие связей между случайными величинами, вычислив коэффициент корреляции, и оценить силу связи.

Пусть рассматриваются две случайные величины X и Y.

Если каждому значению случайной величины X соответствует единственное значение случайной величины Y, то связь между X и Y называется функциональной зависимостью.

Если каждому значению случайной величины X соответствует закон распределения вероятностей случайной величины Y, то связь между X и Y называется вероятностной (стохастической) зависимостью.

Случайные величины X и Y называются независимыми, если закон распределения вероятностей случайной величины Y не зависит от того, какое значение приняла случайная величина X. В противном случае величины X и Y называются зависимыми.

Если математическое ожидание M(Y)случайной величины Y зависит от того, какое значение x приняла случайная величина X, то такая зависимость называется корреляционной. В этом случае говорят об условном математическом ожидании Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru .

Уравнением регрессии Y по X называется функция Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru , выражающая зависимость математического ожидания случайной величины Y от значения случайной величины X. График этой функции называется линией регрессии Y по X.

Линейное уравнение регрессии Y по X имеет вид Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru .

Основной задачей корреляционного анализа является выявление корреляционной связи между случайными переменными X и Y.

Числовой характеристикой линейной корреляционной связи между случайными величинами X и Y является коэффициент корреляции

Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru ,

где Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru , Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru — математические ожидания, а σx, σy — среднеквадратические отклонения случайных величин X и Y.

Свойства коэффициента корреляции:

1) |ρ| ≤ 1.

Если ρ < 0, то при возрастании одной из случайных величин, условное математическое ожидание другой убывает.

Если ρ > 0, то возрастание одной из случайных величин ведет к возрастанию условного математического ожидания другой.

2) Если случайные величины X и Y независимы, то ρ = 0. (Обратное утверждение неверно).

3) Если |ρ| = 1, то между X и Y существует линейная зависимость

Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru .

Справедливо и обратное утверждение: если между X и Y существует линейная зависимость, то |ρ| = 1.

Для выявления нелинейной корреляционной зависимости между X и Y используются корреляционные отношения.

Корреляционное отношение Y по X определяется формулой:

Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru .

Корреляционное отношение X по Y определяется аналогично:

Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru .

Свойства корреляционного отношения:

1) Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru .Корреляционное отношение не симметрично.

2) Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru

3) Если случайные величины X и Y независимы, то Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru . Обратное утверждение неверно.

Если Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru , то Y некоррелирована с X, но при этом может быть X коррелирована с Y: Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru . Возможны случаи, когда Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru и Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru .

4) Условие Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru равносильно существованию функциональной связи между X и Y.

Если Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru , то между X и Y существует линейная функциональная зависимость.

Если Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru , то между X и Y существует нелинейная функциональная зависимость.

Условие Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru равносильно существованию линейной корреляционной зависимости между X и Y.

Если корреляция между X и Y нелинейна, то Задания для самостоятельной работы. 1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух - student2.ru .

Наши рекомендации