Проверка на самоторможение

Под самоторможением понимается обеспечение невозможности самопроизвольного движения винта под действием рабочей нагрузки (самопроизвольное раскручивание).

Для обеспечения самоторможения механизма должно выполняться условие:

Проверка на самоторможение - student2.ru ,

где Проверка на самоторможение - student2.ru – приведенный угол трения;

Проверка на самоторможение - student2.ru – угол подъема винтовой линии;

Проверка на самоторможение - student2.ru – коэффициент запаса самоторможения: для самотормозящихся механизмов Проверка на самоторможение - student2.ru ³ 1,3; для механизмов, к которым не предъявляются жесткие требования в отношении самоторможения Проверка на самоторможение - student2.ru = 1…1,3.

Угол подъема винтовой линии Проверка на самоторможение - student2.ru :

Проверка на самоторможение - student2.ru ,

где Проверка на самоторможение - student2.ru – шаг резьбы;

Проверка на самоторможение - student2.ru – число заходов резьбы;

Проверка на самоторможение - student2.ru – средний диаметр резьбы.

Приведенный угол трения Проверка на самоторможение - student2.ru :

Проверка на самоторможение - student2.ru ,

где Проверка на самоторможение - student2.ru – коэффициент трения, зависящий от шероховатостей рабочих поверхностей витков и материала гайки, выбирается по таблице 3.1.

Таблица 3.1

Класс точности Параметры шероховатости, мкм Коэффициент трения Проверка на самоторможение - student2.ru при материале гайки
винта гайки Бронза оловянная Бронза безоловянная Чугун Сталь
Ra = 1,25 Ra = 1,25 0,07 0,08 0,09 0,10
Ra = 2,5 Ra = 2,5 0,08 0,09 0,10 0,12
Ra = 2,5 Rz = 20 0,09 0,10 0,12 0,15

Проверка на самоторможение - student2.ru – угол наклона рабочей грани витка к торцевой плоскости винта: для упорной резьбы – Проверка на самоторможение - student2.ru =3°, для трапецеидальной резьбы – Проверка на самоторможение - student2.ru =15°, для метрической резьбы – Проверка на самоторможение - student2.ru =30°;

3.4.3 Выбор конструкции пяты

В качестве примера рассмотрим конструкцию пяты винтового домкрата. Под пятой подразумеваем опорную поверхность, к которой прикладывается осевое усилие Q со стороны чашки домкрата (для других конструкций – со стороны других деталей). При вращении винта чашка домкрата остается неподвижной, поэтому на опорной поверхности пяты возникает трение, для уменьшения которого применяют смазку. Наиболее простой по конструкции и по способу установки будет кольцевая пята (рис. 3.4а), но из-за относительно большой величины момента трения ее можно рекомендовать только для домкратов небольшой грузоподъемности (до 2 тонн). Кроме того, в некоторых механизмах, где по конструкции требуется хвостовик винта для крепления маховичка, кольцевая пята будет единственно возможным вариантом.

Момент трения на кольцевой пяте будет равен:

Проверка на самоторможение - student2.ru ,

где Проверка на самоторможение - student2.ru = 0,08…0,12 – коэффициент трения стальной чашки о стальной винт.

Диаметр d3 можно принять Проверка на самоторможение - student2.ru , где d – наружный диаметр винта.

Диаметр d4 находится из условия износостойкости трущихся деталей:

Проверка на самоторможение - student2.ru ,

где Проверка на самоторможение - student2.ru = 25…40 МПа – допускаемое давление на поверхности пяты.

Проверка на самоторможение - student2.ru
Рис. 3.4. Варианты крепления чашки домкрата на винте

Проверка на самоторможение - student2.ru Проверка на самоторможение - student2.ru Если диаметр d4 превышает внутренний диаметр резьбы d1 в конструкции винта необходимо предусмотреть поясок для увеличения площади пяты (рис. 3.5). При этом следует предусмотреть канавку между пояском и резьбой для выхода режущего инструмента. Необходимо помнить, что поясок не позволит при сборке накрутить гайку на винт, поэтому конструкция второго конца винта должна позволять свободный проход гайки до резьбовой части винта.

Сплошная пята (рис. 3.4б,в) позволяет снизить момент трения на пяте:

Проверка на самоторможение - student2.ru .

Диаметр d5 должен таким, чтобы давление на поверхности трения, как и на кольцевой пяте, не превышало Проверка на самоторможение - student2.ru , т.е.:

Проверка на самоторможение - student2.ru .

Для уменьшения износа, и, следовательно, увеличения срока службы опорную поверхность пяты целесообразно подвергнуть поверхностной или объемной закалке до твердости HRC 40-56, или запрессовать в чашку закаленный вкладыш – подпятник 1 (рис. 3.4б,в). Шлифование опорных поверхностей пяты и подпятника позволит снизить коэффициент трения до величины Проверка на самоторможение - student2.ru = 0,08. Сопряжение по диаметру d5 осуществляется по посадке с гарантированным зазором.

Сферическая пята (рис. 3.4г) обеспечивает еще меньший момент трения за счет значительно меньшей площади трения. Рабочая поверхность пяты и подпятника должны иметь твердость HRC 40-56. Радиус сферы R находится из условия контактной прочности рабочих поверхностей:

Проверка на самоторможение - student2.ru ,

где Проверка на самоторможение - student2.ru – приведенный модуль продольной упругости: для стальных деталей Проверка на самоторможение - student2.ru = 2,1×105 МПа;

допускаемое контактное напряжение: Проверка на самоторможение - student2.ru ,

где Проверка на самоторможение - student2.ru – предел контактной выносливости, соответствующий базовому числу циклов;

Проверка на самоторможение - student2.ru – коэффициент долговечности: для рассматриваемых деталей, отличающихся небольшим числом циклов нагружения за весь срок службы Проверка на самоторможение - student2.ru = 2,4;

Проверка на самоторможение - student2.ru – коэффициент запаса контактной прочности.

Величина Проверка на самоторможение - student2.ru зависит от твердости Проверка на самоторможение - student2.ru менее твердой поверхности:

в случае объемной закалки деталей (HRC 40-56):

Проверка на самоторможение - student2.ru (МПа); Проверка на самоторможение - student2.ru =1,1;

при поверхностной закалке (HRC 40-56):

Проверка на самоторможение - student2.ru (МПа); Проверка на самоторможение - student2.ru =1,2.

Диаметр круговой площадки контакта, получающийся в результате деформации сжимаемых тел определяется по формуле:

Проверка на самоторможение - student2.ru .

Момент трения в сферической пяте:

Проверка на самоторможение - student2.ru .

Проверка на самоторможение - student2.ru
Рис. 3.6. Крепление чашки домкрата

Еще одним достоинством данной конструкции пяты является центральное нагружение винта даже при неперпендикулярности опорной поверхности подпятника относительно оси винта.

На рисунке 3.4б и 3.4в показаны два варианта крепления чашки домкрата: с помощью установочного винта 2 (по ГОСТ 1478-93, ГОСТ 1482-93) или запорного кольца 3 (по МН 470-61). Возможны другие способы крепления, например, с помощью стопорной планки 1 (рис. 3.6а). Стопорная планка может быть с прорезью (рис. 3.6б) или состоять из двух полуколец (рис. 3.6в).

Наши рекомендации