Матрица внешних факторов угроз (проведение ранжирования)

Вероятность возникновения угроз Разрушение Критическое состояние Тяжелое состояние «Легкие ушибы»
Высокая вероятность 1. 2. 3. …. 6 БАЛЛОВ 1. 2. 3. …. 5 БАЛЛОВ 1. 2. 3. …. 4 БАЛЛА 1. 2. 3. …. 3 БАЛЛА
Средняя вероятность 1. 2. 3. …. 5 БАЛЛОВ 1. 2. 3. …. 4 БАЛЛА 1. 2. 3. …. 3 БАЛЛА 1. 2. 3. …. 2 БАЛЛА
Низкая вероятность 1. 2. 3. …. 4 БАЛЛА 1. 2. 3. …. 3 БАЛЛА 1. 2. 3. …. 2 БАЛЛА 1. 2. 3. …. 1 БАЛЛ

Таблица 16

SWOT-анализ для выбора стратегии изменения традиционных технологий
обучения при реализации компетентностного подхода
(после ранжирования)

Сильные стороны: 1. 2. 3. Слабые стороны:  
Итого баллов – ……. Итого баллов – …….
Возможности : 1. 2. 3. Угрозы  
Итого баллов – ……. Итого баллов – …….

Занятие 2. Технологии игровой деятельности в системе
вузовского обучения

Цель занятия – обобщение знаний об игровых технологиях и методических условиях их использования в процессе вузовского обучения.

Форма организации занятия – групповая дискуссия.

Ход занятия. Группа делится на микрогруппы (5–7 человек). Преподавателем дается интродукция: «В течение 25–30 минут вам в микрогруппах необходимо обсудить дидактические возможности игровых технологий и уточнить основные методические требования к их использованию в практике вузовского обучения. После окончания группового обсуждения каждое из предложенных положений последовательно обсуждается, при этом заслушивается мнение,
выработанное в каждой микрогруппе».

Задание 1. Приведите примеры, когда дидактическая игра в процессе вузовского обучения используется:

а) в качестве самостоятельных технологий для освоения
понятия, темы, раздела учебной дисциплины;

б) как элемент более обширной технологии (например,
технологии проектной деятельности);

в) в качестве фрагмента занятия (объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

г) как технология внеаудиторной работы.

Задание 2.Приведите примеры формулировок следующих
целевых ориентаций игровых технологий:образовательных, воспитательных, развивающих, коррекционных, социализирующих.

Задание 3.Дополните и обоснуйте методические требования к организации дидактических игр:

1. Дидактическая игра должна выступать как логическое продолжение или завершение конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины.

2. Дидактической игре должна быть присуща максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям.

3. При организации деловых и имитационных игр необходима тщательная подготовка учебно-методической документации, наличие необходимого оборудования.

4. Четко сформулированные задачи, условия и правила игры являются важнейшими педагогическими условиями проведение любой дидактической игры.

5. Введение элемента соревнования переводит дидактическую задачу в игровую.

6. Успешное выполнение дидактического задания должно связываться с игровым результатом – выявлением вариантов
решения указанной проблемы.

7. …

8. …

Задание 4.Охарактеризуйте такие игровые технологии, какстажировка с выполнением должностной роли, имитационный тренинг, игровое проектирование, собственно дидактическая игра
(ролевая, имитационная) по плану:

1. Сущность технологии.

2. Условия применения.

3. Достоинства и недостатки.

4. Роль преподавателя.



Занятие 3. Технологический подход в современном
профессиональном образовании

Задачи занятия:

Ход занятия:

1. Обучающимся предлагается нарисовать таблицу.

Таблица 17

Лист самоконтроля знаний по теме «Технологический подход
в современном профессиональном образовании»

№ вопроса Я Группа Правильный ответ Балл
         

2. Обучающимся предъявляются вопросы и предлагается ответить на них в течение 30–40 минут индивидуально, заполняя столбик таблицы «Я». Ответы должны быть краткими, но каждый из ответов должен быть помечен знаком, определяющим степень уверенности студента в выбранном ответе: «+» – «уверен», «±» – «сомневаюсь», «–» – «не знаю».

Вопросы

1. Назовите наиболее древние и традиционные формы организации обучения в вузе.

2. Согласны ли Вы с утверждением, что любая форма занятий в системе вузовского обучения направлена на решение совокупности дидактических, развивающих и воспитательных задач?

3. Согласны ли вы с утверждением, что применение педагогических технологий существенно повышает управляемость образовательного процесса?

4. К какой группе технологий активного обучения относятся мозговой штурм, проблемная лекция, круглый стол?

5. Кто является автором технологии проектной деятельности?

6. Согласны ли Вы с утверждением, что игровые технологии не могут быть использованы в преподавании ряда вузовских дисциплин?

7. Как называется технология фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения?

8. Согласны ли Вы с утверждением, что одним из условий
планирования и организации самостоятельной работы является
ограниченный бюджет времени студента?

9. Согласны ли Вы с утверждением, что одним из условий мотивации познавательной деятельности студента является принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания?

10. Признаки какой технологии описывает «правило пяти «П»?

11. На решение каких дидактических задач направлено построение студентами блок-схем, кластеров, интеллектуальных карт?

12. Чем в процессе осуществления проектной деятельности
являются модель, макет, реферат, статья, коллекция, созданные
студентами?

13. Назовите классификационные параметры курсового проекта.

14. Что является первичным в процессе реализации технологии проблемного обучения: проблемная ситуация или проблемная
задача?

15. Какой из типов проектов – групповой или индивидуальный – предоставляет большие возможности для проявления ситуативного лидерства и вариативности решения проблемной ситуации?

16. Как называется методологический подход к организации современного профессионального образования, основным требованием реализации которого является максимальный учет особенностей профессиональной сферы будущих выпускников?

17. Как иначе называется технология изучения конкретных случаев, связанных с будущей профессиональной деятельности студентов?

18. Назовите два недостатка технологии проблемного обучения.

19. Согласны ли Вы с утверждением, что важными факторами мотивации познавательной деятельности являются дифференцированный подход в организации познавательной деятельности студентов и создание проблемных ситуаций?

20. Согласны ли Вы с утверждением, что разнообразие педагогических технологий не является решающим фактором в формировании профессиональных компетентностей?

3. Обучающиеся объединяются в группы по 5-7 человек и обсуждают те же вопросы, заполняя столбик таблицы «Группа». Цель групповой работы – найти верный, по мнению большинства членов группы, ответ. У всех членов группы в данном столбике должны быть одинаковые ответы. Если мнение члена группы не совпадает с мнением большинства, он должен записать групповой ответ и отметить значком «–», выразив тем самым свое несогласие с группой. Кроме того, можно использовать значки «+» – «уверен», «±» – «сомневаюсь». На работу в группе отводится 20–30 минут.

4. Столбик «Правильный ответ» заполняется совместно с преподавателем. При этом каждая группа имеет право высказать свое мнение и обосновать его.

5. Проводится подведение итогов и подсчет баллов по схеме, представленной в таблице 18. Условные обозначения: «А» – правильный ответ, «В» – любой неправильный ответ, «–» – отсутствие ответа.

Таблица 18

Варианты ответов и итоговый балл

Варианты ответов Я Группа Правильный ответ Балл
А (+) А (+) А
А(+) В(‑) А
А (±) В (+) А
В (+) А(‑) А
В(±) А(+) А
А(+) А 0,5
В (+) А
В(+) В(+) А
В(±) А(±) А

Полученные по каждому заданию баллы суммируются и переводятся в оценку. Мы предлагаем следующую шкалу перевода баллов в оценку: менее 10 баллов – «2», 10,5–14,5 баллов – «3», 15–18,5 баллов – «4», 19–20 баллов – «5».



Занятие 4.Технология Э. Боне «Шесть шляп»
для оценки применения технологии применения балльно-рейтингового контроля в вузе

Цель занятия – определение возможностей использования балльно-рейтинговой технологии в оценке качества знаний студентов.

Интродукция для студентов.Технология «Шесть шляп мышления» создана Эдвардом де Боно, крупнейшим специалистом в области творческого и концептуального мышления, доктором медицины и психологии, руководителем Центра по изучению мышления Оксфордского университета. Технология применяется как один из инструментов развития творческого мышления, как удобный способ управлять мышлением и переключать его при проведении любой дискуссии. Цель технологии – научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Шесть шляп мышления – простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа».
Такое деление позволяет использовать каждый режим намного
эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

Правила использования шляп:

1. Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на
которую эта шляпа указывает.

2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.

3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на
высказываемые мысли, а просим об изменении.

4. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

Почему шляпы?

Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.

Белая шляпа.Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы – вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?

Красная шляпа. Красный цвет символизирует эмоции, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества?

Черная шляпа. Черный цвет мрачный, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?

Зеленая шляпа. Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.

Синяя шляпа. Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?

Ход занятия.После ознакомления с сущностью технологии Э. де Боно,студентам предлагается высказать свое мнение о необходимости и возможностях применения балльно-рейтинговой оценки в системе современного контроля качества вузовской подготовки. При этом каждое высказывание должно начинаться фразой «Я надеваю _____ шляпу, поскольку…» и содержать аргументирование своей позиции. Участие в неизбежно возникающей дискуссии на следующем этапе технологии также должно отражать выбранную шляпу. Итогом занятия может стать попытка каждого из участников оценить балльно-рейтинговую технологию и возможности ее использования в современном вузе с позиций каждой из шляп, заполнив таблицу 19.

Таблица 19

Наши рекомендации