В сопряжениях узлов трения

4.1. Предельные износы по условию прочности

Для ряда деталей узлов трения, где допустимы сравнительно большие износы, критерием предельного состояния может служить уменьшение прочности детали при её износе.

Простейшим случаем влияния на прочность будет уменьшение размеров детали в результате её износа.

Соединение винт-гайка

Например, если толщина витка гайки ав соединении винт-гайка из-за износа U уменьшилась и стала равной а1=а-U, то максимально допустимое значение износа [U]может быть подсчитано из условия расходования витком запаса прочности. При проектировании гайки был обеспечен запас прочности на срез n>1, так как допускаемые напряжения [ В сопряжениях узлов трения - student2.ru ]определялись по отношению к пределу прочности на срез В сопряжениях узлов трения - student2.ru ср как

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

Поскольку площадь среза равна S = al, где l – длина витка, можно записать, что

В сопряжениях узлов трения - student2.ru . (4.1)

Это условие означает, что при достижении износом значения U =[U]имеющийся запас прочности n>1 будет исчерпан. Из равенства (4.1) получим

В сопряжениях узлов трения - student2.ru . (4.2)

Пример 4.1. Определить допустимую величину износа витков гайки с резьбой УП440х48 нажимного механизма блюминга 1150, если запас прочности n=2.

Решение.

Определяем допустимую величину износа из зависимости (4.2)

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

Толщина витка гайки:

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

где S – шаг резьбы, мм.

Зубчатое зацепление

Используя аналогичный подход, определение значения максимально допустимой величины износа [U] для тихоходных зубчатых передач можно осуществить по зависимости:

В сопряжениях узлов трения - student2.ru ; (4.3)

В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.4)

где a – толщина зуба в основании;

sВ – предел прочности.

Для быстроходных зубчатых передач при определении [U] из условия прочности необходимо также учесть возрастание динамических нагрузок при увеличении зазора в зацеплении.

В этом случае зависимость (4.3) следует представить в виде

В сопряжениях узлов трения - student2.ru . (4.5)

Коэффициент динамичности находим из зависимости

В сопряжениях узлов трения - student2.ru , (4.6)

где С – жесткость наиболее податливого звена в линии привода;

Мс – статический момент сил сопротивления;

∆– зазор в сопряжении, равный:

В сопряжениях узлов трения - student2.ru , (4.7)

где [U] – допустимая величина износа зуба шестерни как наиболее изнашиваемой детали;

Uк – величина износа зуба колеса;

Uо – начальный зазор в сопряжении;

r – радиус основной окружности шестерни.

Величины Uк и [U] связаны зависимостью

В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.8)

где u – передаточное число передачи;

К=Икш – коэффициент, равный отношению износостойкости колеса и износостойкости шестерни.

Подставляя значения Кд (4.6), ∆(4.7), Uк (4.8) и произведя небольшие преобразования, получим зависимость для определения максимально допустимой величины износа наиболее изнашиваемой детали в сопряжении

В сопряжениях узлов трения - student2.ru . (4.9)

Значение [U] находят методом итерации, т.е. методом последовательных приближений, задаваясь начальным значением [U], добиваясь соблюдения равенства (4.9).

Пример 4.2. Определить допустимую величину износа шестерни реечного толкателя слябов. Модуль шестерни m=38, запас прочности n=1,2.

Решение.

Определяем допустимую величину износа шестерни из зависимости (4.4).

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

Толщина зуба в основании a=1,8m=1,8*38=68,4 (мм)

Пример 4.3. Определить предельно допустимую величину износа зуба зубчатой втулки шпинделя линии привода валков пятиклетевого стана 1200 холодной прокатки. Исходные данные: передаваемый крутящий момент Мkp=98 кН ·м, длина шпинделя l=2185 мм, диаметр начальной окружности зубчатой втулки d=368 мм, m=8 мм, начальный зазор Uо=0,1 мм, запас прочности зубьев n=2.

Решение.

Для расчета воспользуемся зависимостью (4.9).

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

Жесткость зубчатого шпинделя найдем по зависимости

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

Приняв u=1, к=1 и [U]=1 мм, получим

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

Принимаем [U]=0.2 мм.

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

Принимаем [U]=0.3 мм.

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

Окончательно предельно допустимая величина износа составит 0.3 мм.

4.2. Предельный износ в подшипниках скольжения

В подшипниках скольжения, работающих в режиме жидкостной смазки, предельно допустимая величина зазора [D] при эксплуатации определяется из условия перехода из режима жидкостной в режим полужидкостной смазки, характеризующийся резким возрастанием интенсивности изнашивания

В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.10)

где ht – вязкость смазочного материала при рабочей температуре, Па ·с.

В сопряжениях узлов трения - student2.ru – номинальное давление в подшипнике, Па;

w - частота вращения, с-1;

d - диаметр подшипника, м;

В сопряжениях узлов трения - student2.ru – длина подшипника, м.

Наряду с этим важно знать, в каких пределах возможно изменение скорости, нагрузки, вязкости смазочного материала в любой момент времени, обусловленный соответствующей величиной износа.

Такие возможности характеризуются коэффициентом надежности подшипника c.

Граничным условием является

В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.11)

где В сопряжениях узлов трения - student2.ru , В сопряжениях узлов трения - student2.ru кр - число Зоммерфельда и критическое значение числа Зоммерфельда соответственно.

В сопряжениях узлов трения - student2.ru кр находится из зависимостей (7.3), (7.4) для значения x=0,1.

Если, например, c=3, то подшипник может выдержать в 3 раза большую нагрузку или работать на пониженной в 3 раза скорости, возможно понижение вязкости смазочного материала в 3 раза.

В действительности эти соотношения несколько иные, так как, например, с ростом нагрузки будет расти тепловыделение, снижающее вязкость масла.

Пример 4.4. Определить предельное значение нагрузки, скорости, диаметрального зазора и вязкости смазочного материала, при которых будет обеспечена надежная работа подшипников скольжения шестеренной клети реверсивной клети кварто 800/1400х2800.

Исходные данные:

диаметр подшипника d=600 мм;

длина подшипника l=820 мм;

нагрузка на подшипник Р=1.5 МН;

смазочный материал МС-14;

частота вращения 6-12 с-1;

посадка подшипника Н7/е8.

Решение.

Находим предельно допустимый зазор из зависимости (4.10).

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

Находим вязкость масла МС-14 при рабочей температуре подшипника из зависимости.

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

Тогда

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

Следовательно, предельно допустимая величина зазора в подшипнике равна 590 мкм при номинальной нагрузке и скорости.

Найдем коэффициент надежности подшипника.

В сопряжениях узлов трения - student2.ru ;

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

Для посадки Н7/e8

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

Из зависимости (7.4) находим для ξ=0.1 и l/d=820/600=1.37.

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

Подшипник обладает большим запасом надежности. Но в процессе изнашивания его надежность снижается, и при увеличении зазора в 2 раза коэффициент надежности будет равен

В сопряжениях узлов трения - student2.ru ;

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

При возрастании нагрузки в 2 раза:

В сопряжениях узлов трения - student2.ru ;

В сопряжениях узлов трения - student2.ru В сопряжениях узлов трения - student2.ru ;

В сопряжениях узлов трения - student2.ru ;

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

Коэффициент надежности приближается к единице на изношенном подшипнике.

На изношенном же подшипнике перегрузки недопустимы при работе с частотой вращения В сопряжениях узлов трения - student2.ru = 6 с-1.

4.3. Предельные углы перекоса

в валковой системе клети кварто

В валковой системе клети кварто из-за износа контактирующих поверхностей рабочих валков и в результате случайного комплектования подушками рабочих валков при их сборке возможно возникновение в рабочей клети перекоса осей рабочего и опорного валков, что ведет к появлению осевой силы А, воздействующей на элементы линии привода (рис. 4.1).

В сопряжениях узлов трения - student2.ru В сопряжениях узлов трения - student2.ru

.Рис.4.1. Схема действия сил на площадке контакта при перекосе осей рабочего и опорного валков (а), и эпюра удельных сил трения вдоль оси опорного валка (б)

а
На рис. 4.1,б показана эпюра максимальных касательных напряжений на контакте рабочего и опорного валков. Ниже оси абсцисс показано изменение максимальной величины предварительного смещения по ширине площадки контакта 2а.

Площадь эпюры касательных напряжений характеризует величину осевой нагрузки в зависимости от угла перекоса валков В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

Значение удельной силы трения на участке предварительного смещения находим по зависимости из работы [13] .

В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.12)

где δ - текущее значение величины предварительного смещения;

Т, f – сила и коэффициент трения соответственно;

N - нагрузка;

В сопряжениях узлов трения - student2.ru - параметр шероховатости ( В сопряжениях узлов трения - student2.ru =2).

Преобразуя зависимость (4.12), найдем величину удельной силы трения:

В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.13)

где В сопряжениях узлов трения - student2.ru – контактное давление;

В сопряжениях узлов трения - student2.ru - угол перекоса осей валков;

В сопряжениях узлов трения - student2.ru – текущее значение ширины площади контакта.

При малых углах перекоса (до 1 ·10-3 рад) для упрощения расчетов заменим образующую ОВа/ прямой ОВС, проходящей через точку В, характеризующей величину удельных касательных напряжений на полуширине площадки контакта.

Тогда полное осевое усилие А найдем из уравнения

В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.14)

где L – длина бочки валков;

В сопряжениях узлов трения - student2.ru с – абсцисса точки С;

В сопряжениях узлов трения - student2.ru – величина удельной силы трения в точке С, определяемая из зависимости:

В сопряжениях узлов трения - student2.ru В сопряжениях узлов трения - student2.ru . (4.15)

Значение касательного напряжения в точке В находим из зависимости (4.13), принимая х=а.

Полуширина площадки контакта а и значение максимального давления pm находим по формулам Герца:

В сопряжениях узлов трения - student2.ru В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.16)

где θ1, θ 2 – упругая постоянная материала рабочего и опорного валков соответственно; θS= θ 1+ θ 2, θ =4.3 ·10-6 – для стальных валков, θ=6.3 ·10-6 – для чугунных валков, МПа-1; R – приведенный радиус валков.

Таблица 4.1

Радиусы кривизны вершин выступов

для поверхностей с различной обработкой

Вид обработки Класс шероховатости Радиус, мкм
поперечный rп продольный rпр
Шлифование Точение 6-7 8-9 5-6 7-8 4-10 10-40 20-40 40-120 100-300 100-300 400-500 -
Фрезерование 4-5 6-7 30-60 60-80 400-500 -

Таблица 4.2

Ориентировочные значения параметров шероховатости

для различных видов обработки стальных поверхностей

Вид обработки Класс шероховатости Rmax, мкм r, мкм b n D
Круглое шлифование 9.4 4.7 2.4 1.2 0.6 0.9 1.3 2.0 2.0 1.9 1.9 1.9 1.6.10-1 4.1.10-2 9.6.10-2 2.8.10-2
Точение 9.4 4.7 1.0 1.4 1.8 2.0 2.1 1.9 1.8 1.6 2.5.100 7.9.10-1 1.9.10-1 6.3.10-2

Таблица 4.3

Ориентировочные значения параметров шероховатости

для различных видов обработки чугунных поверхностей

Вид обработки Класс шероховатости Rmax, мкм r, мкм b n D
Круглое шлифование 7.2 3.5 1.8 0.70 1.20 1.25 1.55 1.9 1.9 1.8 1.7 2.72.10-1 6.5.10-2 2.0.10-2 7.5.10-3
Точение 7.4 1.10 1.20 1.45 1.50 1.9 1.8 1.7 1.6 1.85.10-1 5.4.10-1 1.54.10-1 4.4.10-2

В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.17)

R1,R2 – радиус рабочего и опорного валков соответственно.

Решая уравнение (4.14) совместно с (4.15), получим

В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.18)

где

В сопряжениях узлов трения - student2.ru . (4.19)

Величину [δ] находим по зависимости из работы [9] для условий насыщенного пластического контакта .

В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.20)

где r – радиус микронеровностей, мкм;

Rmax – максимальная высота микронеровностей (из табл. 4.1), мкм;

HB – твердость более мягкого из валков, МПа;

pс – контурное давление, МПа.

Условие реализации насыщенного пластического контакта

рC>0.062 HB. (4.21)

Для ненасыщенного пластического контакта

рC<0.062 HB (4.22)

величина [δ] находится из зависимости (4.20)

В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.23)

где D - комплексная характеристика шероховатости (из табл.4.2, 4.3).

При малых углах перекоса осей валков (до 5 ·10-4 рад) можно пользоваться упрощенной зависимостью

В сопряжениях узлов трения - student2.ru . (4.24)

Пример 4.5. Определить величину осевого усилия со стороны рабочих валков при неравномерном износе подушек рабочих валков.

Исходные данные:

перекос осей рабочего и опорного валка 1 ·10-4 рад;

давление металла на валки 20 МН;

диаметры валков: рабочего 0.6 м, опорного 1.4 м;

материал рабочих валков – чугун, опорных – сталь;

расстояние между подушками рабочего валка l = 3 м;

твердость валка 3000 МПа;

характеристики шероховатости валка: r =20 мкм,Rvax =18 мкм;

коэффициент трения f =0,15.

Решение.

Величину осевого усилия находим из зависимости (4.24)

В сопряжениях узлов трения - student2.ru ;

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

Величину К находим из зависимости (4.15)

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

Полуплощадку контакта "а" находим из выражения

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

Установим вид контакта

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

В сопряжениях узлов трения - student2.ru ,

что соответствует пластическому насыщенному контакту.

Тогда

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

Если величина А =0.69 МН является предельно допустимой из условия прочности элементов её воспринимающих, то разность в величине износа подушек

D=φ ·LI =1 ·10-4 ·3000=0.3 мм,

где LI– расстояние между подушками валков, мм.

4.4. Предельный износ ролика транспортного рольганга

Транспортные рольганги широко используются в прокатных цехах для транспортировки металла между технологическими операциями. Причинами отказа роликов являются износ их поверхности вследствие абразивного изнашивания при соприкосновении с поверхностью транспортируемого металла, разрушение подшипников, износ полумуфты.

Вынужденная или плановая замена отдельных узлов роликов при эксплуатации приводит к тому, что в линии транспортного рольганга находятся ролики с разными диаметрами бочек. С тем, чтобы обеспечить один уровень транспортировки, под подушки роликов с меньшим диаметром бочек устанавливают прокладки.

Однако это не приводит к равенству окружных скоростей точек роликов, контактирующих с поверхностью транспортируемого металла, имеющего какую-то скорость Vм. Следовательно, ролики, имеющие больший диаметр бочки, будут стремиться проскальзывать относительно транспортируемого металла, а ролики, имеющие меньший диаметр, будут работать в тормозном режиме.

Как в первом, так и во втором случае при определенном соотношении диаметров наступает относительное скольжение поверхности роликов относительно транспортируемого металла и транспортируемого металла относительно поверхности роликов, что неизбежно ведет как к интенсивному изнашиванию, так и к повышенным потерям энергии на трение.

Поэтому необходимо знать, при какой величине в разнице износов бочек роликов начинается относительное скольжение поверхности бочки ролика и транспортируемого металла.

На рис.4.2 представлена схема к расчету допустимой величины разности износов бочек роликов.

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

Рис.4.2. Расчетная схема к определению допустимой величины

износа бочки ролика:

а - условие начала скольжения контактных точек поверхности бочки ролика по полосе; б - условие начала скольжения поверхности бочки

ролика по полосе

Обозначим через R радиус бочки ролика, определенного из соотношения:

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

где Vм – скорость транспортируемого металла;

ω – угловая скорость роликов.

Обозначим через Rи радиус изношенной бочки валков

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

где [U] – допустимая величина износа поверхности бочки ролика, при которой начинается её скольжение относительно транспортируемого металла.

Тогда из рис. 4.2

В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.25)

где V[δ] – скорость относительного смещения контактирующих точек поверхностей на выходе, при которой величина предварительного смещения достигает максимальной величины [δ].

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.26)

где a- полуширина площадки контакта, определяемая по формуле Герца:

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

где qS=q1 + q2

В сопряжениях узлов трения - student2.ru - упругая постоянная контактирующих поверхностей;

m1,2 - коэффициенты Пуассона;

Е1,2 - модули упругости;

N - нагрузка;

l - ширина контактирующей поверхности бочки по длине ролика.

Uм – Uр = В сопряжениях узлов трения - student2.ru (R – Rи) = В сопряжениях узлов трения - student2.ru [ U ] . (4.27)

Подставляя зависимости (4.26) и (4.27) в выражение (4.25), получим формулу для подсчета предельно допустимой величины износа:

[ U ] = [ В сопряжениях узлов трения - student2.ru ] ·R / a. (4.28)

Максимальная величина предварительного смещения находится из зависимостей (4.23), (4.26).Учитывая,что

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

принимая НВ=1000 МПа, f = 0,3 для условий транспортировки горячекатаного металла при температуре 600 - 700°С, и подставляя в уравнение (4.28), найдем допустимую величину износа в случае ненасыщенного пластического контакта.

В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.29)

где В сопряжениях узлов трения - student2.ru и R - длина контакта и радиус бочки ролика, м;

В сопряжениях узлов трения - student2.ru - В сопряжениях узлов трения - student2.ru упругая постоянная, МПа-1;

В сопряжениях узлов трения - student2.ru - радиус микронеровностей, мм;

N - нагрузка на ролик, МН;

В сопряжениях узлов трения - student2.ru - комплексная характеристика шероховатости поверхности бочки роликов.

Величину сил трения при частичном проскальзывании роликов по полосе можно найти из зависимости:

В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.30)

где N - нагрузка на ролик;

f - коэффициент трения;

k – коэффициент;

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

,
, (4.31)

где U – величина износа бочки ролика.

При достижении износа бочки ролика предельно допустимой величины U =[U] величина силы трения будет равна

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

Тогда как при отсутствии проскальзывания роликов по полосе величина силы трения при транспортировке металла равна: В сопряжениях узлов трения - student2.ru

Таким образом, разница в диаметрах роликов ведет как к интенсивному их изнашиванию, так и к повышенному расходу энергии.

Пример 4.6. Определить предельно допустимую величину износа бочки ролика транспортного рольганга стана 2500 горячей прокатки.

Исходные данные:

диаметр бочки ролика D = 300 мм;

нагрузка на ролик N = 1 кН;

ширина полосы 1,5 м;

модуль упругости транспортируемого металла при

t = 600 В сопряжениях узлов трения - student2.ru C, В сопряжениях узлов трения - student2.ru = В сопряжениях узлов трения - student2.ru МПа;

твердость горячего металла НВ = 1000 МПа;

поверхность бочки ролика обработана по 6-му классу чистоты обработки;

скорость транспортировки 10 м/с.

Решение.

Допустимую величину износа находим из зависимости (4.25).

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

Определяем значение упругой постоянной В сопряжениях узлов трения - student2.ru :

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

Значение радиуса микронеровностей r и комплексной характеристики шероховатости находим из табл. 4.2.

r = 20 мкм, В сопряжениях узлов трения - student2.ru

То есть при диаметре бочки ролика транспортного рольганга, превышающем средний диаметр роликов, находящихся в контакте с транспортируемым металлом, более чем на 6 мм, происходит проскальзывание поверхности роликов относительно транспортируемого металла.

В этом случае достигается максимальный расход энергии на преодоление сил трения, величину которых найдем из зависимости

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

Тогда необходимая мощность на преодоление трения одним роликом

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

А суточные затраты в рублях при коэффициенте загрузки рольганга К=0,5 составят:

Q = N ·t ·C = 2,46 ·24 ·0,5 · 0,4 = 11,808 руб.,

где С – стоимость 1 кВт ·ч.

При разнице в диаметрах бочки ролика по отношению к среднемудиаметру в 1 мм сила трения находится из зависимости (4.30)

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

Находим а из зависимости (4.14)

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

Контурное давление В сопряжениях узлов трения - student2.ru находим из зависимости (4.18)

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

Тогда затраты в сутки на преодоление сил трения при проскальзывании 1 ролика составят:

Q = К ·T · В сопряжениях узлов трения - student2.ru ·t ·C = 0,5 ·0,12 ·10 ·24 ·0,4= 5,76 руб.

Если, например, из 220 роликов у 50 диаметры будут меньше на 1 мм средней величины диаметра роликов рольганга, то перерасход затрат на электроэнергию за год составит:

Q = 0,5 ·7000 ·0,12 ·10 ·0,4 ·50 = 8400 руб.

4.5. Предельные износы, определяемые толщиной

упрочненного слоя

В ряде случаев в узлах трения, контактирующие поверхности которых подвергнуты упрочняющей обработке, предельно допустимая величина износа может лимитироваться глубиной упрочненного слоя. Методы упрочняющей поверхностной обработки рассмотрены в работах [7,8]. Толщина упрочненного слоя, достигаемая методами упрочняющей поверхностной обработки, приведена в табл. 4.4.

Таблица 4.4

Технологические возможности методов

упрочняющей поверхностной обработки

Методы упрочения Класс шерохова-тости поверхности Твердость обработанной поверхности Толщина упрочненного или нанесенного слоя, мм  
мин. макс.  
Накатывание роликами 7-11 Увеличивается на 20-50% 1,0 10,0  
Вибрационное накатывание 1,0 15,0  
Накатывание шариками 9-11 0,3 5,0  
Поверхностное накатывание 0,3 5,0  
Упрочнение резанием 3-5 Увеличивается на 20-30% 0,05 0,5  
Виброударная обработка 4-7 Увеличивается на 20-40% 0,1 0,7  
Ультрозвуковая упрочняющая обработка Увеличива-ется на 2-4 класса Увеличивается на 50-90% 0,1 0,9  
  Алмазное сглаживание 8-11 Увеличивает-ся на 30-60% 0,01 0,2  
  Цементация Снижается на 1-2 класса НРС 60-70 0,5 2,0  
  Азотирование Снижается на 1-2 класса Н 650-1200 0,05 0,6  
  Цианирование НРС 60-75 0,01 2,5  
  Алитирование - 0,05 0,5  
  Хромирование Снижается на 1-2 класса Микротвердость 1600-2000 0,02 0,3  
  Силицирование - 0,02 0,03  
  Сульфидиро-вание Не изменяется 0,05 1,0
  Закалка с нагревом газовым пламенем Снижение на один класс НРС 40-70 0,5 10,0
  Закалка с нагревом ТВЧ Не изменяется 0,2 10,0
                                             

Окончание табл.4.4

Методы упрочения Класс шерохова-тости поверхности Твердость обработанной поверхности Толщина упрочненного или нанесенного слоя, мм
мин. макс.
Ручная газовая наплавка Грубая поверхность НВ 200 - 400 0,5
Ручная электродуговая наплавка 2,0
Электродуговая биметаллизация НВ 250-450 1,0 3-5
Механизированная наплавка под слоем флюса 1,5
Электрошлаковая наплавка НВ 500-650 2,0
Вибродуговая наплавка 0,3 3,0
Газовая металлизация Грубая поверхность НВ 120-420 0,3 15,0
Электрометаллизация 1,3 15,0
Плазменная металлизация Грубая поверхность НВ 500-2000 0,3 20-30
Хромирование   НВ 500-1200 0,01 1,0
Твердое никелирование 6-8 НВ 550-650 0,05 2,0
Осталивание 3-5 НВ 120-600 0,2 5,0
Н 2200 0,1 0,3
Борирование 4-7 НВ 40 -120 0,05 2,0
Глубокое оксидирование - Микротвердость 400 -450 0,01 0,2 - 0,3
Никелирование хромирование, покрытие кобальтом и никель-кобальтом 6-10 Микротвердость 800 -950 0,01 0,3

Если допустимая величина износа детали может лимитироваться несколькими факторами (прочность детали, прочность поверхностного слоя, режим жидкостной смазки и т.д.), то за допустимую величину принимается меньшая из возможных. Так, например, исходя из условий динамического нагружения, допустимая величина износа зуба в зубчатом зацеплении равна 3 мм, а толщина упрочненного слоя (цианирование) не превышает 2 мм, величина 2 мм принимается за предельно допустимую величину износа, так как в противном случае возможны аварийные ситуации, связанные с заеданием в зубчатом зацеплении.

4.6. Расчет допустимой величины износа детали,

работающей в паре трения с быстроизнашиваемой деталью

Работоспособность ряда сопряжений (зубчатые зацепления, подшипник скольжения, универсальные шпиндели) лимитируется допустимой величиной зазора в соединении.

Как правило, в начале эксплуатации таких соединений первоначальный зазор возрастает и достигает предельно допустимой величины зазора В сопряжениях узлов трения - student2.ru за счет величины износа быстро изнашиваемой детали U1. В этом случае восстановление работоспособности соединения осуществляется путем замены быстроизнашиваемой детали.

Но с течением времени с ростом величины износа сопряженной малоизнашиваемой детали U2 сокращаются периоды замен В сопряжениях узлов трения - student2.ru быстроизнашиваемой детали.

Т.е. достижение предельно допустимой величины износа В сопряжениях узлов трения - student2.ru обеспечивается износом обеих деталей:

В сопряжениях узлов трения - student2.ru , (4.32)

где В сопряжениях узлов трения - student2.ru - первоначальный зазор в соединении.

В функции времени зависимость (4.35) примет вид:

В сопряжениях узлов трения - student2.ru , (4.33)

где В сопряжениях узлов трения - student2.ru - скорость изнашивания быстроизнашиваемой детали;

В сопряжениях узлов трения - student2.ru - скорость изнашивания малоизнашиваемой детали.

В соответствии с рис 4.3 и зависимостью (4.33) период времени каждой последующей замены с начала эксплуатации tn равен:

В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.34)

где В сопряжениях узлов трения - student2.ru В сопряжениях узлов трения - student2.ru

n – количество замен быстроизнашиваемой детали.

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

Рис. 4.3. Схема функционирования пары трения

Период между заменами быстроизнашиваемой детали В сопряжениях узлов трения - student2.ru постоянно сокращается и начиная с момента времени tn удельные затраты на замену быстроизнашиваемой детали В сопряжениях узлов трения - student2.ru будут превышать удельные затраты на замену малоизнашиваемой детали В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

В сопряжениях узлов трения - student2.ru ; В сопряжениях узлов трения - student2.ru ;

В момент tn равенства удельных затрат В сопряжениях узлов трения - student2.ru имеем

В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.35)

На рис.4.4 представлены графики изменения удельных затрат для быстроизнашиваемой детали и сопряженной с ней малоизнашиваемой деталью.

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

Рис. 4.4. Схема изменения удельных затрат

при восстановлении работоспособности пары трения

Для значения В сопряжениях узлов трения - student2.ru получим

В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.36)

Подставляя в зависимости (4.38) выражения (4.37), (4.38) получаем

В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.37)

Зная номер цикла n находим момент времени с начала эксплуатации, когда необходима замена соединений в сборе по зависимости (4.37)

Допустимая величина износа малоизнашиваемой детали В сопряжениях узлов трения - student2.ru может быть найдена из зависимости

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

Тогда, подставляя значение tn из формулы (4.38) получим

В сопряжениях узлов трения - student2.ru (4.38)

Пример 4.7. Максимально допустимый зазор в шарнире универсального шпинделя линии привода валков составляет 10 мм. Определить допустимую величину износа трущейся поверхности вилки головки шпинделя. Известно, что скорость изнашивания вилки шпинделя составляет 0,01 интенсивности изнашивания вкладыша. Первоначальный зазор в шпинделе 1 мм. Затраты на замену комплекта вкладышей составляют 300 условных единиц. Затраты на восстановление работоспособности шпинделя:

- путем замены на новый шпиндель составляют 12000 усл. единиц;

- путем перешлифовки головки шпинделя на новый ремонтный размер составляют 1200 усл. единиц;

- путем наплавки изношенной поверхности головки шпинделя 3000 усл. единиц.

Решение.

Обозначим соотношение затрат на восстановление работоспособности шпинделя для первого случая через с1, для второго – с2, для третьего - с3.

с1= 12000 / 300 = 40; с2= 1200 / 300 = 4; с3 = 3000 / 300 = 10.

Определим допустимые величины износа головки шпинделя:

в первом случае

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

В сопряжениях узлов трения - student2.ru ;

во втором случае

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

В сопряжениях узлов трения - student2.ru ;

в третьем случае

В сопряжениях узлов трения - student2.ru

В сопряжениях узлов трения - student2.ru .

Анализируя полученные результаты, приходим к следующим выводам.

Наши рекомендации