Тема 8. Государственное регулировании инновационной деятельности
8.1. Способы государственного регулирования инновационной деятельности.
8.2. Экономические факторы государственного регулирования.
8.3. Организационные факторы государственного регулирования.
8.4. Финансовые факторы государственного регулирования.
8.5. Нормативно-правовые факторы государственного регулирования.
8.1. Способы государственного регулирования инновационной деятельности.
Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.
Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
Виды регулирования | Способы регулирования |
Организационное регулирование инновационной деятельности | развитие инновационной инфраструктуры, обеспечение приоритета инновационной деятельности, моральное поощрение авторов инноваций, содействие модернизации, развитие интеграционных процессов, развитие международных связей |
Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности | развитие предложения инноваций, расширение спроса на инновации, содействие конкуренции в инновационной сфере, развитие предпринимательства, обеспечение занятости в инновационной сфере, развитие лизинга наукоемкой продукции инвестиции в инновации, повышение их эффективности, создание благоприятного инвестиционного климата |
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности | охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности, охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями, защита промышленной, интеллектуальной собственности, развитие договорных отношений |
8.2. Экономические факторы государственного регулирования.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:
· развитие рыночных отношений,
· проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
· создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,
· обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,
· расширение спроса на инновации,
· предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,
· содействие модернизации техники,
· развитие лизинга наукоемкой продукции,
· активизация предпринимательства,
· пресечение недобросовестной конкуренции,
· поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,
· развитие экспортного потенциала страны,
· развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,
· внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.
8.3. Организационные факторы государственного регулирования.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:
· государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
· содействие развитию инновационной инфраструктуры,
· кадровая поддержка инновационной деятельности,
· содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;
· моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);
· информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);
· содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
· защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.
8.4. Финансовые факторы государственного регулирования.
ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:
· проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,
· направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,
· выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,
· создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,
· предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,
· снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.
8.5. Нормативно-правовые факторы государственного регулирования
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:
· установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,
· гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осущестляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.
Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:
· договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,
· договоров на выполнение проектных и изыскательских работ,
· договоров строительного подряда,
· договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности,
· договоров страхования инновационных рисков,
· договоров (контрактов) с инвесторами,
· и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.
Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:
· инновационных прогнозов
· инновационных стратегий
· инновационных программ
· инновационных проектов.
· программ и проектов поддержки инновационной деятельности.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОГНОЗ - это предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.)
Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ.
В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ - это определение приоритетных направлений инновационной деятельности.
Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ.
Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.
ПРОЕКТ (ПРОГРАММА) ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры.
ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.
На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный период.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ (ФЕДЕРАЛЬНАЯ) ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА включает в себя:
· федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям,
· крупные инновационные проекты,
· федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры.
Инновационные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность.
Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.