Схема узла гидроразгрузки
В настоящее время широко внедрена эксплуатация нефтяных ме сторождений с применением методов воздействия на нефтяные пла сты для увеличения добычи нефти, в частности заводнения нефтя ных пластов, для чего применяются в основном центробежные мно гоступенчатые секционные насосы ЦНС (см. рис. 2.19).
Рис. 2.19. Насос ЦНС секционного типа:
1 - рабочее колесо; 2 - направляющий аппарат; 3 - секция; 4 - защитная рубашка; 5 - крышка всасывания; 6 - крышка нагнетания; 7 - разгрузочный диск;
8 - подшипники скольжения; 9 - комбинированные концевые уплотнения;
10 - шпильки стягивающие секции насоса
- 7 1 -
Рис. 2.19. Насос ЦНС секционного типа:
1 - рабочее колесо; 2 - направляющий аппарат; 3 - секция; 4 - защитная рубашка;5 - крышка всасывания; 6 - крышка нагнетания; 7 - разгрузочный диск;
8 - подшипники скольжения; 9 - комбинированные концевые уплотнения;
10 - шпильки стягивающие секции насоса
Насосы ЦНС предназначены для подачи чистой неагрессивной воды с содержанием механических примесей не более 0,1 % по массе
и размером твердых частиц не более 0,1 мм с подачей до 1000 м3/ч
и напором от 20 до 2000 м. КПД насосов в зависимости от типоразме ра изменяется от 44 до 80 %. Материалы быстроизнашивающихся деталей обеспечивают наработку на отказ: для нержавеющей стали - не менее 10000ч; для чугуна и углеродистых сталей - не менее 5000 ч; для насосов работающих на загрязненной неагрессивной воде с со держанием механических примесей до 0,5% по массе и размером час тиц до 0,2мм, - 2400ч.
Для подачи большого количества воды применяется насос ЦНС 500-1900 с подачей от 300 до 720 м3/ч при напорах соответственно от 2020 до 1600 м. В номинальном режиме при подаче 500 м3/ч насос развивает напор 1875 м. Приводом служит двигатель СТД - 4000 - 2 мощностью 4000 кВт с частотой вращения 50с1 .
- 7 2 -
Рис 2.19а. Схема узла гидроразгрузки
Конструкция насосов типа ЦНС максимально унифицирована. Базовыми деталями насоса (см. рис. 2.19) являются: рабочее колесо 1, направляющий аппарат 2, секция 3, защитная рубашка 4, крышка вса сывания 5 и нагнетания 6.
Различные напоры насосов достигаются в результате изменения числа ступеней: от 6 до 8 у насосов ЦНС 500 и от 8 до 16 у насосов ЦНС 180.
Детали в насосах для обеспечения высоких показателей надежно сти и долговечности изготавливают из хромистых сталей: рабочие колеса и направляющие аппараты - литые из стали 20Х13Л; секции, основные детали гидравлической разгрузочной пяты и защитные втулки вала-поковки - из стали20Х13; вал-поковка - из стали 40ХФА; крышка всасывания - литая из чугуна СЧ 21 - 40; крышка нагнета ния - литая из стали 25Л.
Секции насоса зажаты между всасывающей и нагнетательной крышками, которые стягиваются шпильками. Стыки секций уплот няются за счет контакта из уплотняющихся поясков и дополнитель но за счет резиновых уплотнительных колец.
Переток воды между ступенями насоса ограничен передними и задними щелевыми уплотнениями рабочего колеса. Концевые уп лотнения насоса комбинированные, при этом щелевое уплотнение
- 7 3 -
предназначено для разгрузки сальникового. Осевое давление воспри нимается разгрузочной пятой.
Опорами вала насоса служат подшипники скольжения с парой тре ния вала - баббит во втулке подшипника. Смазка подшипника - при нудительная, масляная. Валы насоса и синхронного электродвигателя СТД соединены зубчатой муфтой. Система смазки и охлаждения уз лов насосного агрегата предназначена для подачи турбинного масла для смазки и охлаждения подшипников насоса, электродвигателя, а также зубчатой муфты. Маслосистема включает пусковой и рабочий шестеренные насосы, бак, маслоотделитель, фильтр и арматуру. Масло охлаждается водой, подаваемой в змеевиковый маслоохладитель. Во дой также охлаждаются сальники концевых уплотнений насоса.
Рис 2.20. Схема установки насоса ЦНО.
1 - электродвигатель; 2 - насос; 3 - линия возврата подаваемой воды на вход насоса; 4 - маслоохладитель; 5 - масляные фильтры; 6 - пусковой маслонасос; 7 - масляный бак
Система автоматики и контрольно-измерительных приборов кон тролирует режим работы узлов установки, сигнализации и защиты насосного агрегата.