Потенциальные возможности методов увеличения нефтеотдачи пластов

Согласно методике оценки эффективности методов увеличения нефтеотдачи пластов, принятой в настоя­щее время, технологический эффект от реализации метода оценивается сравнением фактических результатов с ба­зовым вариантом разработки рассматриваемого объекта (без применения метода увеличения нефтеотдачи). За ба­зовый вариант при определении эффекта от тепловых видов воздействия обычно принимают режим истощения, физико-химических и газовых - заводнение. Возможность количественной оценки фактического технологического эффекта от применения метода увеличения нефтеотдачи пласта зависит от того, на какой стадии реализации нахо­дится промышленный эксперимент. Стадия эксперимента или степень его завершенности характеризуется, как правило, числом прокачанных поровых объемов рабочих агентов (оторочек химических реагентов, воды, газов) с начала испытания. Продолжительность промышленного эксперимента или обводненность добываемой продукции могут рассматриваться как факторы, характеризующие стадию реализации, только в совокупности с другими пока­зателями разработки, так как длительность полного периода испытания определяется гидродинамическими усло­виями пласта, а обводненность продукции может зависеть от стадии заводнения объекта испытания к началу при­менения метода.

Все методы увеличения нефтеотдачи пластов характеризуются различной потенциальной возможностью увеличения нефтеотдачи пластов (от 1,5-2 до 25-35% от балансовых запасов) и различными критическими факто­рами их применения.

Таблица 7.5

Потенциальные возможности и критические факторы методов увеличения нефтеотдачи пластов

Рабочий агент   Увеличение нефтеотдачи, %   Критический фактор применения рабочего агента  
Вода+газ   5-10   Гравитационное разделение. Снижение продуктивности  
Полимеры   5-8   Соленость воды и пласта. Снижение про­дуктивности  
Щелочи   2-8   Активность нефти  
Мицеллярные растворы   8-20   Сложность технологии. Соленость воды и пласта. Снижение продуктивности  
Двуокись углерода   8-15   Снижение охвата. Регенерация, коррозия  
Пар   15-35   Потери теплоты. Малая глубина. Вынос песка. Технические проблемы  
Внутрипластовое горение   15-30   Осложнения при инициировании. Охват горением. Технические проблемы. Охра­на окружающей среды.  


Остаточную нефть из заводненных частей пластов могут эффективно вытеснять только мицеллярные рас­творы и углекислый газ, которые обеспечивают смешиваемость нефти с вытесняющим агентом, т. е. устраняют действие капиллярных сил, удерживающих эту нефть. Повышать охват заводнением неоднородно-слоистых я зо-нально-неоднородных пластов способны полимерные растворы, углекислый газ, водогазовые смеси, циклическое воздействие, изменение направления потоков жидкости, щелочи, уменьшающие подвижность воды и неоднород­ность потоков. С помощью пара и внутрипластового горения за счет снижения вязкости нефти одновременно уве­личивается и вытеснение нефти, и охват пластов по сравнению с обычным заводнением только в случае высоко­вязких нефтей. Водорастворимые ПАВ и серная кислота обеспечивают повышение нефтеотдачи пластов в основ­ном за счет увеличения работающей толщины пластов в скважинах, так как мало снижают межфазное натяжение.

Нефть, оставшуюся в обособленных линзах и пропластках, можно извлекать только с помощью специаль­но пробуренных на них скважин или переведенных с других горизонтов. Исходя из потенциальных возможностей и назначения методов, можно отметить, что для наших нефтяных месторождений с маловязкими нефтями, разра­батываемых с использованием заводнения, к наиболее перспективным методам относятся применение:

1) двуокиси углерода;

2) водогазовых смесей;

3) мицеллярных растворов,

а для месторождений с высоковязкими нефтями:

1) пара;

2) внутрипластового горения.

Остальные методы будут использоваться в основном для интенсификации добычи нефти и регулирования процесса разработки с целью достижения проектных показателей, так как их потенциальные возможности ниже возможных погрешностей при расчетах эффективности заводнения.

Тема 8.

Охрана окружающей среды и недр при разработке нефтяных и газовых месторождений.

Задачи охраны недр.

Минеральная основа биосферы - земная кора - стремительно подвергается возрастающему вторжению че­ловека. Она нуждается в охране. С добычей нефти и газа, как и с добычей полезных ископаемых, вообще, непо­средственно связаны два рода проблем:

• Охрана недр - рациональное использование минеральных ресурсов;

• Охрана окружающей среды - земной поверхности в районах бурения и разработки нефтяных месторожде­ний, включая восстановление (рекультивацию) земель, мероприятия по предотвращению загрязнению

почв, водоемов, атмосферы.

Охрана недр и окружающей среды — это комплекс требований и научно-технических мероприятий в про­цессе геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых, направленных на рациональное изучение и комплексное использование недр, предотвращение потерь полезных ископаемых и исключения отрицательного воздействия на окружающую среду (поверхностные и подземные воды, почвы, леса и воздушный бассейн).

В соответствии с законом Российской Федерации '"О недрах" основными требованиями по охране недр при разработке нефтяных и газовых месторождений являются:

1) соблюдение установленного законодательством порядка представления недр в пользование и недопу­щение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запа­сов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с до­бычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегаю­щих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их раз­работку;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ис­копаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение ус­тановленного порядка использования этих площадей в иных целях;

11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах за­легания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

Все работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставляемые для добычи полезных ис­копаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, подлежат государственному учету и государственной реги­страции по единой системе, установленной органом управления государственным фондом недр.

Для разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного ис­пользования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, ведет­ся государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает в себя сведения по каждому месторождению (количество и качество полезных ископаемых и содержащихся в них попутных ком­понентов; горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения;

геолого-экономическая оценка месторождения по каждому проявлению полезных ископаемых).

С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он содержит сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, степени промышленного освоения, о добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.

Постановка на государственный учет запасов открытых, разведанных и эксплуатируемых залежей нефти и газа производится государственными органами по результатам государственной экспертизы.

Государственная экспертиза запасов может проводиться на любой стадии геологического изучения место­рождений при условии, что представляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную

оценку количестве и качества запасов полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, горно­технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственные органы контролируют и списание запасов залежей нефти и газа добытых, потерянных в процессе эксплуатации, утративших промышленную ценность или не подтвердившихся в процессе дальнейшего изучения.

Контроль за соблюдением пользователями недрами законодательства о недрах, соблюдением определен­ных лицензией условий пользования недрами, полнотой изучения геологического строения недр, соответствием геологоразведочных работ регламентам, методическим руководствам и другим нормативным документам, имею­щим обязательную силу для всех пользователей недр, полнотой и достоверностью исходных данных осуществляет Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

Контроль за выполнением требований по охране недр при ведении геологоразведочных работ на нефть и газ проводит Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (Госгортехнадзор), задачей которого является, в частности, обеспечение соблюдения установленного по­рядка, пользования недрами, порядка учета и списания запасов, правильности консервации и ликвидации нефтя­ных и газовых скважин.

Государственный контроль за использованием природных ресурсов и осуществлением единой научно-технической политики в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов проводит министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Наши рекомендации