Рекомендации по совершенствованию организаторских технологий управления

В Доме культуры посёлка Циммермановка используются технологии организации досуга лиц разной возрастной категории, которые имеют свои классификационные признаки организации досуга (для детей и подростков, для пожилых людей, для корпоративных мероприятий узкой направленности, для молодёжи и т. п.). Стоило бы обратить внимание на инновационные технологии организации досуга детей и подростков, а не действовать, руководствуясь только традиционными методами. В работе с детьми наиболее действенными являются интерактивные методы.

Очень востребованы потребителями услуг ДК посёлка Циммермановка игровые программы. Классификация игр и специфика их практического воплощения для разных категорий потребителей культурно-досуговых игровых программ своя. В работе с молодёжью широко применяются ролевые ситуационные игры, а также популярны технология мозгового штурма, технология групповой дискуссии. Необходимо создавать условия в учреждении культуры для активизации игровой деятельности.

Немаловажно выполнение игровых акций согласно известным классификациям: 1) по месту и времени их проведения; 2) по области деятельности; 3) по характеру педагогического процесса; 4) по игровой методике; 5) по предметной области; 6) по игровой среде..[5]

Для этого необходимо ввести инновации в технологии подготовки и проведения ролевых ситуационных игр. Также особое внимание необходимо уделить технологии разработки культурно-досуговых мероприятий.

Как показали результаты исследования, управление работой творческих коллективов в Доме культуры поселка Циммермановка ведётся плодотворно. Большое количество граждан задействовано в работе клубных формирований Дома культуры. Ведётся работа по направлению патриотического воспитания молодежи, пенсионеры и люди преклонного возраста участвуют в самодеятельных коллективах. Из результатов исследования можно сделать вывод, что меньше всего в творческих коллективах ДК принимают участия люди среднего возраста. Менее всего в клубных формированиях задействовано средняя возрастная категория жителей посёлка. Для решения этой проблемы и увеличения числа мероприятий качественного досуга лиц средней возрастной категории ( от 30-ти до 55 лет)необходимо:

– производить планирование работы с учетом форм и тематики массовых мероприятий, которые будут затрагивать интересы лиц средней возрастной категории;

– пересмотреть время работы руководителей творческих коллективов и изменение рабочего графика для работающей части населения;

– привлечь квалифицированных специалистов для организации рабочего процесса клубных формирований;

– применить инновационные технологии для организации клуба семейного досуга, который будет ориентирован на семейное творчество.

Изучение системы организации рабочего процесса в творческом коллективе Дома культуры поселка Циммермановка позволило сделать определенные выводы и разработать рекомендации.

– использовать проектные технологии для получения дополнительного финансирования клубных формирований Дома культуры.

Ситуация, сложившаяся в Доме культуры связана с низкой посещаемостью мероприятий пользователями услуг лиц средней возрастной категории, что является следствием отсутствия систематического анализа деятельности работы клубных формирований, а также нехваткой квалифицированных специалистов и низкой материальной базой. Развитие дальнейшей работы дома культуры неизбежно требует разработки стратегических документов, таких как программа.

Без стратегического плана, и внедрения инновационных технологий и методов работы невозможно эффективное управление культурной организацией в наш стремительно меняющийся век. В отсутствие ориентиров менеджмент организации способен принимать лишь краткосрочные, порой сиюминутные или запоздалые решения.

Организация рабочего процесса внутри трудового коллектива учреждений культуры отличается гибкостью и вариативностью. Персонал культработников – это категория работников, которым в силу их способностей, профессиональных знаний и умений, опыта и компетентности поручено осуществлять деятельность учреждений культуры и руководство ими. В персонале, занятом в сфере культуры, различаются руководители, на которых возлагается организация, планирование, контроль и другие функции менеджмента во всей его полноте по линии административного подчинения, специалисты, осуществляющие функциональное руководство – выработку и реализацию решений по важнейшим направлениям содержания работы
(художественный руководитель, главный режиссер, старший методист и т. д.), а также технический и младший обслуживающий персонал (секретари, машинистки, вахтеры и т. д.). В свою очередь, руководители различаются по уровню управления: высшее (уровень федеральный и субъекта федерации), среднее (региональный и городской уровень) и низшее звено (уровень учреждений культуры и их подразделений).

Необходимо мотивировать к совместным действиям, придать их усилиям эффективность и результативность, сгладить присущие людям индивидуальные недостатки. Особенно трудно работать с людьми творческими, которых нельзя заставлять постоянно отчитываться за каждый шаг.

На менеджере также лежит ответственность за оценку работы сотрудников, определение необходимого вознаграждения за результаты работы, организацию деятельности и контроль за ее осуществлением, разрешение конфликтных ситуаций и выработку компромиссных решений и т. д.

В ходе проведённого нами исследования было мы смогли убедиться, что организаторские технологии предполагают управленческую деятельность по формированию и регулированию социально–культурных процессов в сфере досуга и творчества, образования и физического развития при условии, что регулирование социально–культурного процесса связано, в первую очередь, с обеспечением его устойчивого функционирования, его совершенствованием, развитием на перспективу. Это и планирование , и применение инноваций, и сотрудничество с более крупными учреждениями. Немаловажную роль играет компетентная работа персонала, грамотная кадровая политика, осуществляемая менеджером.

Таким образом, возникла необходимость проведения мониторинга рынка услуг культурно-досугового характера и изучения спроса потребителей для разработки и внедрения эффективных инноваций может стать критерием продуктивности учреждения культуры и эффективности его менеджмента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации учреждения социально – культурной сферы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и постоянно изучать коньюктуру рынка потребителей досуговых услуг учреждений культуры вообще и Домов культуры в частности. Необходимо подходить к организации рабочего процесса в клубных формированиях досуговых учреждений с тщательно выработанной долгосрочной стратегией поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Организаторские технологии предполагают управленческую деятельность по формированию и регулированию (в том числе совершенствованию) социально–культурных процессов в сфере досуга и творчества, образования и физического развития. Эффективность формирования обеспечивается использованием организационных социально–культурных проектов. Регулирование социально–культурного процесса связано, в первую очередь, с обеспечением его устойчивого функционирования, частичным или кардинальным его совершенствованием, развитием на перспективу.

Таким образом, рассмотрение особенностей менеджмента в сфере культуры представляет особый интерес, во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще. Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности. В–третьих, очевидно нарастание требований к компетентности специалистов и работников социально–культурной сферы. Переход от сугубо административно–распределительной технологии управления этой сферой ко все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все это радикально меняет требования к профессионализму в социально–культурной сфере.

С появлением инноваций, запросов и изменений в деятельности учреждения культуры – возрастает конкуренция за услуги в досуговой сфере. В результате наблюдаются появление новых неожиданных возможностей для деятельности учреждений и некоммерческих организаций социально – культурной сферы, открываемых достижениями науки, культуры и техники, развитие информационных сетей, доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов. Стоит учитывать ряд других причин к резкому возрастанию значения управления с вдумчивым применением организаторских технологий, как традиционных, так и новых, усовершенствованных. Сейчас исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию организации к быстро меняющимся условиям. Учреждения социально – культурной сферы, находятся в постоянном ускорении и изменении к окружающей среде.

Процесс организации управления подготовкой мероприятий культурно-досугового характера хорошо отработан. Не стоит забывать, что не существует стратегии единой для всех организаций. Постоянно меняющийся ритм современной жизни требует инноваций и особого подхода к организации управления рабочим процессом. Необходима выверенная и тщательно продуманная стратегия руководства.

Таким образом, на сегодняшний день технология стратегического менеджмента – это основополагающий стержень в управлении организацией, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие организации, повышение конкурентоспособности производимой им оказываемой услуги. А это значит, что, изучая его, менеджеры смогут качественнее работать на рынке, правильно оценивая ситуацию и предпринимая необходимые для организации шаги.

Каждая организация культуры уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации уникален, так как он зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциал, поведения конкурентов, характеристик оказываемых услуг, состояние экономики, культурной среды и многих других факторов.

Объектом исследования являютсяорганизаторские технологии социокультурного менеджмента в управлении учреждением культуры, а предметом их реализация в управлении учреждением культуры.

Целью курсовой работы стало определение и реализация на практике организаторских технологий социокультурного менеджмента и их реализация в учреждении культуры. Цель была реализована через: изучение литературных источников по теме курсовой работы, определение особенности организаторских технологий, рассмотрению методики внедрения и реализации организаторских технологий в Доме культуры, разработкой методических рекомендаций по реализации организаторских технологий стратегического менеджмента в деятельности учреждения культуры и др.

Методы, использованные в курсовой работе, позволили решить поставленные задачи. Практической базой исследования явился Дом культуры посёлка Циммермановка, который является структурным подразделением муниципального бюджетного учреждения «Межпоселенческий районный Дом культуры» Ульчского муниципального района.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования и определена степень научной разработанности проблемы, указаны цель, задачи, объект, предмет, метод исследования, сформулирована гипотеза исследования, проблема, раскрыта практическая значимость работы.

В первой главе рассмотрена сущность понятия и особенности организаторских технологий социокультурного менеджмента, проанализированы определения основных понятий, выявлены основные функции и этапы организаторского менеджмента, особенности и принципы организационного процесса в социокультурной деятельности.

Во второй главе обобщен опыт работы учреждений культуры по реализации организаторских технологий в деятельности учреждения культуры на примере дома культуры посёлка Циммермановка

В заключении подведены итоги и сделаны выводы. Список литературы состоит из 15 источников использованных для изучения вопроса.

Наши рекомендации