Новая Зеленая Политика
15 августа 2008 г. Президент Республики Корея объявил “Low Carbon Green Growth” (экологически безопасное развитие с понижением выбросов углекислого газа и минимизацией использования углеводородов в энергетике) в качестве новой национальной парадигмы развития, которая создаст новые точки роста экономики и рабочие места в области “зеленых” технологий и чистой энергии. Новая Зеленая Политика[54] призвана кардинально изменить структуру корейской экономики и энергетики: сейчас страна на 97% зависит от дорогостоящего импортного топлива, и правительство желает это изменить. Прямыми первоначальными мерами станет строительство энергосберегающих домов, инвестиции в экологичные технологии и высокоскоростные железные дороги и другие виды “чистого” транспорта. Будет построено более 4 тысяч километров велосипедных дорожек. Ожидается, что к 2020 г. использование метро, железных дорог и личных электромобилей поможет снизить выбросы углекислого газа на 20%.
Традиционно забота об окружающей среде не была приоритетной в развитии РК, но теперь в правительстве сильно понимание того, что экологичность поможет улучшить общую конкурентоспособность страны. Сегодня в мире намечается тренд на экологически устойчивое развитие и экономное использование ресурсов, и если РК первой перейдет на зеленые технологии, то получит преимущество в этой области.
ООН проявила инициативу (в 2008 году), предложив входящим в нее странам последовать “Новой Зеленой Политике” - Global Green New Deal[55], которая дает странам новые конкурентные преимущества в свете необходимости сохранения природной среды. Согласно этой политике, предложенной в период мирового экономического кризиса, инвестиции в зеленые технологии в период кризиса помогут восстановить экономику и дадут ей новый толчок к развитию. Активнее всего эту идею восприняли РК и Китай: в пакете мер финансового стимулирования экономики доля стимулов для “зеленой” экономики составила соответственно 79% и 34% в 2009 г.
Рис. 3.1.
Процент пакета мер стимулирования, выделенный на зеленое развитие
Источник: HSBS Global Research - http://www.hsbcnet.com/hsbc/research
Инициативная программа ООН под названием “Green Economy Initiative” предлагает озеленение экономики через перестройку бизнеса и инфраструктуры, чтобы получить лучшую отдачу от природных и человеческих ресурсов, и от вложения капитала, в то же время снижая выбросы парникового газа, используя меньше природных ресурсов и создавая меньше мусора.
РК запустила “Green New Deal” (Новую Зеленую Политику) в янавре 2009 г. в качестве мер по созданию рабочих мест и оживлению экономики. Пакет стимулирования экономики состоит из финансовых, фискальных и налоговых мер, которые в совокупности за 2009-2012 гг. достигают 38,1 млр долларов, или 4% ВВП РК. Около 80% стимулирования приходится на экологичные отрасли, такие как возобновляемые источники энергии, энергоэффективные строения, транспорт с низкими выбросами, управление водными ресурсами и мусором.[56] Высокотехнологичные компании, такие как Samsung, Hyundai и SK, инвестируют в энергосберегающие технологии, используя свои наработки в полупроводниковых и информационных технологиях. Распределение стимуляционных мер по секторам представлено на рисунке 3.2.
Рис. 3.2.
Источник: HSBS Global Research - http://www.hsbcnet.com/hsbc/research
Подчеркивается, что РК эффективно осуществила реальные расходы на меры зеленого стимулирования: около 20% средств было распределено к концу первого полугодия 2009 г., в то время как в других странах эта цифра составила около 3%.
Ведущий экономист и консультант UNEP по глобальной зеленой политике Эдвард Барбье[57] приводит доводы за ускоренные и долговременные действия. Сейчас Азия прорывается вперед в области Зеленых Инвестиций, остальные участники G20 пока отстают. “Азия, а особенно Китая и Республика Корея, находятся на переднем крае восстановления экономики и занятости, что частично основывается на значительных вложениях в Зеленую Экономику.” РК выделяет 3% ВВП на экологичные отрасли, включая транспорт с низким уровнем выхлопа. Пятилетний план РК по зеленому росту, запущенный в июле 2009, предусматривает выделение 60 миллиардов долларов на снижение зависимости от углеродных источников энергии с целью ускорить экономический рост к 2020 г. и создать 1,8 миллиона рабочих мест. (Для сравнения, США выделило только 0,7% ВВП, ЕС 0,2%).
Как пример зеленой политики в действии, можно рассмотреть переработку мусора. Корейское правительство обязало производителей перерабатывать определенное количество их продукции. Финансовая выгода переработки 6,067 миллионов тон мусора за 5 лет с начала программы (с 2003 г.) составила более 1,6 миллиарда долларов. Также благодаря этой системе было создано 3200 рабочих мест. Выбросы углекислого газа ежегодно снижались на 412 000 тон, что замечательно с т.з. улучшения окружающей среды. Доля переработанного мусора постоянно возрастает, и в 2007 г. достигла 81%. Переработка мусора открыла возможности для создания электростанции на базе газа, образующегося на свалках; эта станция начала функционировать в 2007 и имеет мощность 363 000 мегаватт. В настоящее время переработка мусора стала естественной частью инфраструктуры, сейчас в новых микрорайонах функционирует подземная пневматическая система сбора и доставки мусора на ближайшую мусороперерабатывающую станцию, не только удешевляя обработку, но и полностью скрывая этот процесс.
3.3. Кейс “Восстановление рек”
Данный параграф написан на основе статьи правительственного журнала “Korea”.[58]
Сейчас находится в стадии реализации правительственный проект по восстановлению четырех главных рек – план с бюджетом около 20 миллиардов долларов оживит регион, связывающий крупнейшие реки Хан, Нактонг, Кым, Ёнгсанг. Целью этой инициативы является подъем экономики указанного региона, защита от серьезных засух и экологическое восстановление четырех главных рек страны.
В январе 2009 правительство объявило проект «Восстановление четырех главных рек» частью «Новой Зеленой Политики». Он рассматривался как редкая возможность для страны спозиционировать себя как мощного субъекта водных ресурсов в международном сообществе. Главная цель проекта была четкой: по оценке правительства, страна в настоящее время терпит недостаток воды в количестве 800 миллионов кубических метров, который дойдет до 1 миллирада кубических метров к 2016. Восстановление жизненной силы рек поможет нейтрализовать будущий недостаток воды, и в то же время поможет лучше контролировать реки в случае засухах и наводнениях.
В настоящее время неконтролируемые наводнения приводят к значительным расходам бюджета на восстановление районов, что могло бы быть предотвращено с помощью стратегических мер по предотвращению катастроф. В настоящее время среднегодовые инвестиции в предотвращение наводнений составляют 1,1 трлн корейских кон (962,5 миллиона долларов), а расходы на ликвидацию последствий составляют 4,2 триллиона корейских вон.
Администрация президента также надеется усилить контроль за загрязнителями, чтобы улучшить качество воды. Это даст возможность улучшить существующие общественные рекреационные территории вдоль берегов рек. План по восстановлению четырех рек надеется восстановить всесторонне восстановить регион, удовлетворяя разнообразные потребности каждого водного источника (дружественность к окружающей среде, эффективное развитие и досуговая инфраструктура).
Правительство объявило, что этот амбициозный проект будет стоить 22,2 трлн вон (19,6 миллиардов долларов), восстановление завершится в 2012 г. Проект состоит из трех частей: строительство на четырех главных реках, работа над четырнадцатью притоками этих рек, и реконструкция малых потоков (ручьев), вытекающих из рек. С момента начала строительства два года назад, более чем 929 километров водных потоков были восстановлены, и к ним еще 10 000 км местных ручьев/потоков. Дополнительно, будут восставновлены еще 35 заболоченных мест.
Почти 1,3 миллиарда кубических метров воды, обеспеченные с помощью этого проекта, помогут правительству эффективно реагировать на засухи, также на 920 миллионов кубических метров повысится способность контролировать реки во время наводнения. Восстановление рек благоприятно отразится на их берегах и прилегающих территориях.
Также ожидается, что экономика региона оживится благодаря стимулированию внутреннего спроса и созданию новых рабочих мест. Выгоды от реализации этого проекта будут способствовать росту вовлеченных в него регионов, который еще усилится через строительство объектов в речной зоне. В целом, этот проект создаст около 340 000 рабочих мест и создаст 35,3 млрд долл экономических эффектов, включая разработку экологичных информационных датчиков для контроля экологического состояния рек, цифровую систему путешествия по четырем рекам, беспилотные подводные роботы для слежения за окружающей средой и установку фотоэлектрических и малых гидроэлектрических силовых станций.
Подводя итог, можно сказать, что проект по восстановлению четырех главных рек нацелен на разрешение проблем, связанных с водой и обновление территории Кореи с акцентом на водные источники. Это комплексный общеправительственный проект, который состоит из различных планов, разработанных разнообразными министерствами, с огромными инвестициями в течение короткого периода.
На основе этого кейса можно сделать следующие выводы об опыте повышения конкурентоспособности РК: вкладывая средства в восстановление своей территории, Корея обеспечивает себе преимущества в развитии зеленых технологий, которые затем может поставлять в другие страны (развивается отрасль информационных технологий для обеспечения благоприятных экологических условий и энергоэффективности). Также Корея повышает эффективность экономики очень крупного региона, обеспечивая его защищенность от засух и наводнений (а следовательно, значительно снижает возможные потери от таких стихийных бедствий). Кроме того, Корея решает стратегически важный вопрос о снабжении чистой водой, гарантируя себе стабильные условия существования и снижая зависимость от внешних ресурсов. При этом, она следует принципам построения гармоничной среды существования для своих жителей, обеспечивая им социальную инфраструктуру, культурные и спортивные возможности отдыха, - создание этих условий также способствует повышению конкурентоспособности РК через развитие ее демографических и человеческих ресурсов.
3.4. Кейс “Сэмангым - новый город, открытый миру”
Данный параграф написан на основе статьи правительственного журнала “Korea”.[59]
Масштабнейшим проектом новой зеленой и инновационной политики является проект переустройства района Сэмангым. Проект представляет собой сооружение морской дамбы Сэмангым на юго-запале Корейского полуострова: дамба была завершена 27 апреля 2010 г. Она связывает города Пуан и Гунсан и является самой длинной в мире - 33,9 км. Эта дамба объединила два города на берегу моря и дала начало новому городу - экономическому центру Северо-Восточной Азии, в котором будет сделан акцент на экологию, производство, международную деятельность, туризм и культуру.
С начала строительства в ноябре 1991, оно несколько раз останавливалось из-за природных проблем. После окончания строительства общая стоимость составила 2,4 млрд долларов, ежедневно над проектом трудилось 6700 человек (2,47 миллиона человек в год). Кроме того, было задействовано 910 000 единиц техники и использовано 123 миллиона квадратных метров земли и камня.
Подчеркивается конкурентоспособность региона как международного города. С этой стороны, в Сэмангыме будет построен порт с 18 причалами, используя преимущество прибрежного положения и задействуя расположенный рядом аэропорт Гунсан как международный. Сэмангым предназначен к тому, чтобы стать бизнес-центром в СВА, и находится всего в двух часах авиаперелета до главных городов Японии и Китая. Таже туда можно добраться за три часа на автотранспорте от главных городов Кореи - Сеула и Пусана. Когда завершится строительство города, он станет новыой базой для международного бизнеса за пределами СВА.
Рис. 3.3. Вид на зону Сэмангым
Источник: карта Кореи // http://map.naver.com/
В марте 2011 корейское правительство объявило официальный План Развития Сэмангыма, приняв во внимание новые международные стандарты, появившиеся с 1989 г., когда был представлен первоначальный план. Чтобы разрешить самые крупные проблемы окружающей среды, возникающие при мелиорации и насыпанию земель, правительство планирует вложить около 2,5 миллиардов долларов. Также оно применит экологически дружественную систему, которая обеспечит здоровую циркуляцию ресурсов, включая воду и мусор, чтобы соответствовать высоким стандартам эпохи низко-углеродного, зеленого (экологичного) роста.
По словам председателя комитета развития Сэмангыма, “Несмотря на то, что Сэмангым построен Кореей, он является глобальным вложением. С созданием самой длинной морской дамбой в мире, был приобретен огромный участок земли с чудесным природным ландшафтом. Корейское правительство будет развивать Сэмангым как поистине уникальный город, который изменит бизнес-карту мира и станет землей обетованной с предоставленными корейским правительством возможностями”.
Предметом особой национальной гордости является тот факт, что на проекте были задействованы исключительно корейские технологии гражданского строительства, а само строительство происходило на глубине 34 метра в среднем. Мировое строительное сообщество было под впечатлением от того, как инженеры на Сэмангыме преодолели огромное препятствие: высокую скорость течения, которая достигала 7 м в секунду. Во время строительства были применены “зеленые” методы строительства. Благодаря использованию морского песка был минимизирован урон почве на суше и сэкономлены средства.
Средняя ширина дамбы - 290 м (самое широкое место - 535 м)., а средняя высота - 36 м (54 в самом высоком месте). По верху дамбы прозодит четырехполосная трасса, снабженная стоянками, рекреационными зонами и наблюдательными платформами. За пятнадцать месяцев с открытия дамбы Сэмангым, ее посетило 10 миллионов туристов. В среднем ее посещает 10 000 человек в день, а в выходные от 30 000 до 40 000 туристов.
Президент Ли Мён-бак сказал: “Морская дамба Сэмангым - не просто дамба, а экономический хайвэй, дающий возможность Корее выйти за пределы СВА. Это беспрецедентный проект, который изменит карту Кореи”. Президент подчеркнул, что завершение строительства дамбы Сэмангым - начало строительства нового будущего для Кореи.
Общая площадь района, вовлеченного в застройку и промышленное развитие благодаря соединению двух городов 34-километровой дамбой, составляет 401 квадратный километр. (282,9 км кв восстановленных (насыпных) земель и озеро 118,1 кв км), это ⅔ размера Сеула. Это в 5 раз больше Манхэттена, в 4 раза больше Парижа и в 3 раза больше Барселоны. Площадь Кореи как страны приросла на 0,4%. Район Сэмангым всегда был важен для Кореи, т.к. там находятся самые плодородные в стране равнины. Также он является частью морского пути, связывающего Японию и Китай.
На следующей стадии правительство планирует разделить Сэмангым на различные районы: образцовый многофункциональный город, промышленный район, дамба с морскими сооружениями, сельскохозяйственный район, район экологичной окружающей среды, научно-исследовательский район, и район новой возобновляемой энергии. Первая фаза проекта завершится к 2020 г., вторая начнется в 2021; в течение первой фазы будет завершено переустройство 72,7% всей территории.
Строительство и развитие города составит 23,8% от всей площади Сэмангыма. Город будет поделен пополам: северная часть будет отстраиваться как промышленный город для передовых и экологичных производств, коммерции и проживания; южная половина сконцентрируется на туризме и будет включать тематический парк корейской культуры, базы морского отдыха и спорта. В районе новой возобновляемой энергии Samsung создаст промышленный комплекс по экологически безопасной энергии. Samsung Group планирует сосредоточить инвестиции на отраслях, занимающихся генераторами ветровой энергии, солнечными батареями, био-энергией и системами хранения энергии. Их проект включает три стадии и продлится с 2021 до 2040 г.
Также этот город станет выдающимся курортом, где люди смогут полностью насладиться природой на островах Симщидо и Ямидо, расположенных в середине дамбы. Там будут построены соответствующие туристические сооружения - гостиница, магазин, центр собраний, медицинский центр и аквапарк.
Частью мер по поддержке этого проекта со стороны корейского правительства является предоставление выгодных условий - снижение налогов, снижение арендной платы на государственное и общественное имущество и землю, субсидии на трудоустройство, образование, повышение квалификации и поддержка инвестиционных компаний. Более того, планируется строительство международного делового и финансового центра для международных компаний. Дополнительно, организация логистической сети, которая покроет районы вдоль границ Желтого моря, позволит городу участвовать в транспортировке международных грузов, совместно с новым портом Сэмангым.
Также правительство приложит усилия для облегчения адаптации/присутствия иностранцев: официальные документы будут выпускаться на иностранных языках; будут предложены услуги по переводу; основан иностранный институт; открыты медицинские учреждения и аптеки для иностранцев; передаваться иностранные каналы вещания; созданы специальные учреждения для заботы о детях иностранцев; запущены учебные программы иностранных университетов.
В этом проекте воплощаются все факторы конкурентоспособности, рассмотренные нами во второй главе, а также масштабно и комплексно проводятся в жизнь принципы инноваций и зеленой политики. При этом ведущую роль играет правительство.