Анна Владимировна Сарже
Учебно-методический комплекс «Технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5—7 классов общеобразовательных учреждений, разработанный Л.А. Бахтеевой и А.В. Сарже, под редакцией Ю.Л. Хотунцева, соответствует обязательному минимуму содержания технологической подготовки школьников в основной общеобразовательной школе и рекомендациям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения.
В учебно-методический комплекс входят рабочая программа, учебники, рабочие тетради, методическое пособие для учителя, электронное приложение.
Рабочая программа включает пояснительную записку, тематический план и календарно-тематический план с указанием теоретических сведений и основных видов деятельности учащихся на каждом занятии. На основе данной программы учитель сможет разработать свою рабочую программу с учетом особенностей учащихся и образовательной программы школы.
Учебники направлены на формирование у школьников технологической культуры, способствуют овладению учащимися универсальными учебными действиями и жизненно-необходимыми навыками, определению своих профессиональных планов.
В учебниках на уровне современных требований изложены основы дизайна и графики, электротехники, культуры дома, технологии обработки продуктов и текстильных материалов с элементами материаловедения и машиноведения, декоративно-прикладного творчества, проектной деятельности, даны сведения по профессиональной ориентации.
Содержание учебного материала отличается систематичностью и преемственностью изложения. Учебный материал имеет деятельностный характер изложения и направлен на практическую, исследовательскую и проектную деятельность.
Расширены методические функции учебников, за счет включения в содержание современных технологий, современных способов обработки материалов и получения информации, применяемых инструментов, помогающие учителю рационально организовать учебный процесс. Особое внимание уделено подбору объектов труда, учебных и творческих проектов.
В учебниках введены новые рубрики: «Дизайн-задание», «Информация», «Опорные понятия и термины», «Полезные советы», «Вопросы и задания для обсуждения и повторения», «Компьютерная поддержка темы», «Приложение», что существенно расширяет функциональные возможности учебников, и повышает мотивацию учащихся при освоении учебного материала.
Введение рубрики «Компьютерная поддержка темы» способствует формированию навыков использования информационных технологий при выполнении графических работ, учебных заданий, практических работ, учебных и творческих проектов.
Усилены пути решения проблем межпредметных и внутрипредметных связей учебного предмета «Технология» с другими учебными предметами школы. Например, при выполнении учебных заданий и упражнений, графических, практических и лабораторно-практических работ, экономических расчетах, учебных и творческих проектов, при подготовке и защите проектов.
В учебниках широко представлены графические работы: эскизы, чертежи, схемы, технологические карты, способствующие развитию графической грамотности обучающихся, приобщению их к графической культуре, а также развитие образного, логического и проектного мышления, интеллектуально-графических умений учащихся средствами графики.
Учебные и практические работы, учебные проекты подобраны в соответствии с темой раздела или параграфа и служат условием для закрепления теоретического материала и совершенствования индивидуальных практических навыков. Серьезное внимание уделено вопросам соблюдения школьниками научной организации труда, планированию работы, культуре труда, правилам и приемам безопасной работы.
Иллюстративные материалы, дают наглядное представление последовательности выполнения учебных и практических работ, учебных творческих проектов, об элементах графической грамотности, изучаемых объектах, материалах, инструментах и приспособлениях. Изучаемые технологии обработки продуктов, текстильных материалов, виды декоративно-прикладного творчества соответствуют возрастным возможностям обучаемых и направлены на применение в повседневной жизни, организацию досуга.
В проектной деятельности предусмотрена последовательность: учебные задания и упражнения по закреплению нового материала, практические работы – коллективные (индивидуальные) учебные проекты – самостоятельные творческие проекты. При выполнении практических работ и проектов обучаемые осваивают не только технологические приемы, но и решают задачи создания целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим, экономическим требованиям.
Изучение курса технологии ориентировано на формирование технологической, информационной, проектной, экономической, экологической, художественной и этно-художественной культуры школьников, как составной части материальной и духовной культуры современного общества.
Все это отражено в содержании учебников, направленном на формирование знаний, отношений и практических действий технологической культуры учащихся, а также эстетического воспитания. Например, теоретические основы дизайна, представленные в введении каждого учебника, отрабатываются в содержании других тем и разделов учебника: «Интерьер жилых помещений»; «Элементы имиджа человека»; «Кулинария»; «Дизайн одежды»; «Конструирование и моделирование одежды»; «Художественная обработка материалов»; «Проектирование», а также в содержании практических работ, дизайн-заданий и заданий компьютерной поддержки темы.
Основы проектирования и проектной культуры, представленные также в начале учебника, затем рассматриваются в тексте учебников на конкретных примерах проектирования изделий и услуг. Это, безусловно, способствует развитию активности и самостоятельности при выполнении проектов, а также организации технологической деятельности в быту.
История развития традиционных ремёсел и промыслов России, а также дизайн-задания знакомят учащихся с народными традициями и промыслами России и способствуют формированию патриотизма и уважения к Отечеству, своему народу. История развития техники и технологий, различных видов декоративно-прикладного творчества, история костюма способствует формированию уважения и любви к родине, а также становлению толерантного отношения к представителям различных культурных групп, учит межнациональному диалогу. Раскрывается значимость создания уюта и комфорта в доме и семье, направленная на формирование семейных ценностей.
Содержание учебников нацелено на формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природы; приобретение опыта эколого-направленной деятельности. Например, при изучении электротехники раскрываются вопросы и способы энергосбережения в быту, при изучении кулинарии и материаловедения – проблемы использования природных ресурсов.
Содержание учебников позволяет познакомиться с миром профессий, при выполнении заданий (практических работ; дизайн-заданий; компьютерной поддержки) учащиеся могут оценить свои склонности и способности, способствующие профессиональному самоопределению. В завершении изучения курса выделена глава «Современное производство и профессиональное определение», направленная на систематизацию знаний основ современного производства, тенденций развития техники и технологий, выработку алгоритма определения своих профессиональных планов и дальнейшего образовательного маршрута. Большое внимание уделяется поиску, анализу, систематизации информации различных источников (справочники, Интернет-ресурсы), направленной на изучение рынка труда и учреждений профессионального образования своего региона проживания. Рекомендуется посещение с экскурсией передовых предприятий региона.
По учебникам вместе с девочками могут заниматься и мальчики, проявляющие интерес к технологиям обработки продуктов и текстильных материалов, декоративно-прикладному творчеству, проектной и исследовательской деятельности.
В соответствии с содержанием и структурой учебников разработаны рабочие тетради, направленные на организацию самостоятельной деятельности учащихся. Структура тетради позволяет учащимся кратко записывать результаты обобщения теоретических сведений урока в виде таблиц и схем, составлять алгоритм выполнения практической работы, фиксировать результаты своей исследовательской и творческой деятельности, результаты самоконтроля и самооценки.
В методическом пособии учителю рассматриваются частные методики обучения разделам учебной программы, направленные на достижение наибольшей эффективности занятий. Указаны цель и задачи раздела учебной программы. Предложены варианты структурирования занятия, отбора и распределения его содержания, применения организационных форм обучения и форм организации учебной деятельности учащихся. Выделены методы и приёмы обучения, воспитания и контроля, критерии оценки работы учащихся. Рекомендованы приёмы работы с рабочей тетрадью, компьютером, варианты домашних заданий учащимся.
Электронное приложение включает в себя словарь ключевых слов, тестовые задания, интерактивные материалы, видео и анимации, поддерживающие различные виды учебной деятельности учащихся по освоению содержания каждого занятия.