Теоретико- познавательный компонент
- основные термины
- ключевые понятия и их определения
- основные факты, явления, процессы
- опыты
- описание основных законов, теорий, идей
Инструментально- практический компонент
- характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний
- обзоры, разделы систематизирующие и интегрирующие учебный материал
- описание задач, опытов, самостоятельных работ
Дополнительный текст включает:
- документы
- хрестоматийный материал
- обращения к читателям
- биографические и народоведческие сведения
- статистический знания
Пояснительный текст:
- примечания, разъяснения
- словари
- алфавиты
- определители
- указатели
- пояснения к картам, схемам, диаграммам
6. Принципы обучения и правила обучения. Система дидактических принципов
(принцип сознательности и активности, правила реализации;
принцип систематичности и последовательности, правила реализации;
принципы прочности и доступности, правила реализации;
принцип наглядности, правила реализации).
Принципы дидактики
Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения.
Все принципы дидактики в своем единстве объективно отражают важнейшие закономерности процесса обучения.
· Принцип наглядности.Выражает необходимость формирования представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений.
· Принцип сознательности и активности. В процессе обучения передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно. В процессе обучения необходимо учитывать общие признаки сознательного усвоения знаний. Знания должны облекаться в правильную словесную форму, сознательность выражается в положительном отношении к изучаемому материалу, в заинтересованности. Признаком сознательного усвоения материала является степень самостоятельности, чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания. Учащимся должен быть интересен сам процесс познания. «Убеждения не купишь в лавке, они формируются в процессе познавательной деятельности» (Д.И.Писарев).
· Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания материала, методов и форм обучения уровню развития обучающихся. Доступность определяется многими факторами: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания материала, использованием наиболее эффективной системы его изучения, более рациональными методами работы, мастерством обучающего и т.д.
· Принцип систематичности и последовательности. Изложение учебного материала доводится преподавателем до уровня системности в сознании обучаемых, знания даются в определенной последовательности и они должны быть взаимосвязанными. Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения т.е. логическую последовательность и связь между изучаемыми учебными предметами, новый материал должен базироваться на усвоенном раннее.
· Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками. Указанный принцип заключается в том, что прочность это не только глубокое запоминание, но и умение пользоваться тем, чем располагает память.
Принципами называют определенную систему исходных требований к педагогическому процессу, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач разностороннего развития личности.
Основные принципы:
· целенаправленность педагогического процесса;
· связь воспитания с жизнью;
· учет возрастных и индивидуальных особенностей личности;
· комплексный подход к воспитанию;
· уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
· выбор оптимальных методов, форм и средств обучения и воспитания;
· гуманизации и демократизации педагогического процесса.
Принципы обучения (дидактические принципы) — это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.
Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей всоответствии с намеченными целями.
Принципы обучения по своему происхождению являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности. Поэтому принципы являются руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения людей. Они охватывают все стороны процесса обучения.
В то же время принципы носят субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога по-разному, с различной степенью полноты и точности.
Неправильное понимание принципов обучения или их незнание, неумение следовать их требованиям не отменяют их существования, но делают процесс обучения ненаучным, малоэффективным, противоречивым.
Соблюдение принципов обучения — важнейшее условие эффективности процесса обучения, показатель педагогической культуры преподавателя.
История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения, т. е. принципы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают, другие появляются. Это говорит о том, что дидактика должна чутко улавливать изменения требований общества к образованию и своевременно реагировать на них, т. е. строить такую систему принципов обучения, которая верно указывала бы путь к достижению цели обучения.
Ученые издавна уделяли большое внимание обоснованию принципов обучения. Первые попытки в этом направлении были предприняты Я. А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Я. А. Коменский сформулировал и обосновал такие принципы обучения, как принцип природосообразности, прочности, доступности, систематичности и др.